69223 (697938), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Основанный на импровизациях, созданных членами студии Variety Arts Studio, режиссером которой он был, фильм рассказывает о борьбе за выживание двух черных братьев и их сестры на "грязных" улицах Манхэттэна. Хью (Хью Херд), старший, по фильму он джазист, приглядывает за Беном (Бен Кэрразерс) и Лилией (Лилиа Голдони), причем оба последних могут вполне сойти за белых, что и делают. Более темнокожий, чем его младшие брат и сестра, Хью постепенно озлобляется из-за ограниченных возможностей, вызванных цветом его кожи. Его артистические способности и потенциал тратятся зря в забегаловках и стриптиз-клубах, где он вынужден играть на трубе, чтобы заработать хотя бы на пропитание.
Тем временем Лилиа тусуется с претенциозной арт-богемой Нью-Йорка, развлекается и флиртует напропалую. Она сходится с Тони (Энтони Рэй), молодым белым юношей, и лишается девственности. Однако, когда Тони узнает, что Лилиа мулатка, он бросает ее. Бен ведет беззаботную жизнь, торча со своими дружками Томом (Том Аллен) и Деннисом (Деннис Саллас). Они пьют, каруселют и постоянно попадают в неприятности. Однажды ночью трое друзей ввязываются в жестокую уличную драку. К концу фильма Хью набирается решимости завоевать внимание публики одного стриптиз-клуба, Лилиа находит пристанище у друзей, а Бена бросают его дружки, и он остается один, зализывая раны. Снята лента в черно-белом изображении.
Не сумев заинтересовать американских дистрибьюторов, которых коробило само содержание, да и технически фильм был несовершенен и снят человеком, ранее известным лишь как актер, Кассаветис повез "Тени" на МКФ в Венецию в 1960 году, где выиграл престижную награду критиков. Вскоре после этого картина была взята на дистрибуцию в Англию компанией Lion International. В конце концов фильм пробился и в Штаты и, к удивлению Голливуда, стал маленькой сенсацией.
Критики быстро объявили Кассаветиса гением, и скоро он стал получать предложения от крупных студий. Новый режиссер открыл объятия Голливуду, но сняв только два фильма (TOO LATE BLUES и A CHILD IS WAITING), разочаровался в ограничениях, налагаемых продюсерами и вернулся к независимому кинематографу, что позволяло ему полностью контролировать свое искусство.
Конечно, "Тени" устарели со временем, и Кассаветис достиг больших высот как кинематографист, но значение фильма в развитии Американского независимого движения нельзя переоценить, а уникальная мощь фильма сохранилась до сих пор. Он идеально запечатлел конкретное место и время, осветив простые истины человеческого состояния и бытия, открыв важную, мощную и обладающую особым видением новую силу в американском кино.
Оператор Эрих Коллмар /Erich Kollmar/
Продюсер Морис МакЭндри /Maurice McEndree/
Монтажер Морис МакЭндри /Maurice McEndree/, Лен Эпплсон /Len Appelson/
Композитор Чарли Мингус /Charlie Mingus/, Шифи Хади /Shifi Hadi/
21.
1. Основные идеи теоретиков кино Риччотто Канудо, Л.Деллкжа, А.Базена (на выбор)
2. Немецкое «молодое кино» (1962 — середина 70-х)
3. Анализ фильма «Гибель богов»
Драма
Италия-ФРГ-Швейцария (1969)1968; 2,30; цв
Режиссер: Лукино Висконти /Luchino Visconti/
В ролях: Дирк Богард /Dirk Bogarde/, Хельмут Бергер /Helmut Berger/, Шарлотт Рэмплинг /Charlotte Rampling/, Хельмут Грим /Helmut Griem/, Ингрид Тулин /Ingrid Thulin/, Флоринда Болкан /Florinda Bolkan/, Умберто Орсини /Umberto Orsini/, Рене Коллдехофф /Rene Kolldehoff/, Рено Верлей /Renaud Verley/, Альбрехт Шенхальс /Albrecht Schoenhals/
Фильм по праву считается одним из самых сильных антифашистских произведений. Гауптштурмфюрер СС Ашенбах (Грим) изощренно, одного за другим, улавливает в свои сети представителей могущественного сталелитейного клана фон Эссенбеков, физически и морально растлевая и уничтожая их. Союз с дьяволом - трагедия семейства былых хозяев Германии. "Оскарная" номинация за лучший адаптированный сценарий. Приз за режиссуру на МКФ в Венеции в 1970 году.
Трагическая фреска выдающегося итальянского режиссера Лукино Висконти, имеющая ницшеанско-вагнеровское название (а по-английски — «Проклятые»), ближе по духу к шекспировскому накалу страстей и мощи художественного темперамента опер его любимого композитора — Джузеппе Верди. Эта картина оказалась одной из первых и лучших (наряду с «Конформистом» более молодого коллеги и соотечественника Бернардо Бертолуччи) в целом направлении антифашистских произведений на рубеже 60-х и 70-х годов. Ситуация краха прежнего мира, «сумерек богов», прихода к власти фашистской диктатуры увидена с точки зрения семейной драмы, когда происходит распад и вырождение империи фон Эссенбеков, владельцев сталелитейных заводов (косвенно имеется в виду могущественное семейство Круппов, поддержавших Гитлера).
Драматические изломы в судьбе наследников, а также претендующих на власть родственников и приближенных умершего барона Иоахима фон Эссенбека поняты, как всегда у Висконти, в качестве частного, но закономерного проявления исторических катаклизмов. Крушение семейного уклада, разрыв скреплявших ранее уз, разложение моральных норм, падение прогнивших изнутри идеалов — «распавшаяся связь времен», гибель извечных мифов, архетипов, человеческих ценностей...
По трактовке режиссера, эта пустота, где «бог умер», является условием зарождения идеологии сверхчеловека, оправдывающего своим предназначением и высшей целью вседозволенность средств. От пренебрежения моральными принципами, нравственными законами — до массового террора, дабы воплотить идею о «чистоте расы», до кровопролитных войн ради достижения мирового господства. Деградация Мартина фон Эссенбека, «белокурой бестии», обладающего собственными патологическими комплексами и искушаемого дьяволом в облике эсэсовского офицера фон Ашенбаха, не случайно метафорически сопоставлена с историческими событиями. От поджога рейхстага и «ночи длинных ночей» совсем недалеко до мюнхенского сговора, «аншлюса» и сентябрьского вторжения в Польшу. Наши критики упрекали Лукино Висконти за якобы психопатологическое объяснение природы фашизма. На самом деле, он великолепно доказал, что слом в общественном сознании, конечно, детерминированном социальными отношениями, экономическими условиями, борьбой за власть. Но это начинается все же с малого — с подтачивания изнутри мира семьи и отдельного человека. По сути, каждый фильм Висконти — это «семейный портрет в интерьере», но на фоне Истории. Он получил медаль за режиссуру на фестивале в Венеции в 1970 году.
Оператор Армандо Наннуцци /Armando Nannuzzi/, Паскуале Де Сантис /Pasquale De Santis/
Сценарист Энрико Медиоли /Enrico Medioli/, Лукино Висконти /Luchino Visconti/, Никола Бадалуччо /Nicola Badalucco/
Продюсер Альфредо Леви /Alfredo Levy/, Эвер Хаггиаг /Ever Haggiag/
Монтажер Руджеро Мастроянни /Ruggero Mastroianni/
Композитор Морис Жарр /Maurice Jarre/
22.
1. Создание Голливуда 109
Голливуд, который сейчас известен всему миру как центр американской кинопромышленности, в начале XX века представлял собой предместье небольшого городка Лос-Анжелес, возникшего на месте испанской колонии.
Расположенный в западной части США, на берегу Тихого океана, Лос-Анжелес, казалось, был создан для того, чтобы стать центром кинопроизводства. Прекрасные природные условия, благоприятный климат, обилие солнца - все это в сочетании с горными ландшафтами, открытыми просторами и необозримой гладью океана гарантировало благоприятные условия для съемки разнообразных фильмов.
Первая студия в Калифорнии была построена независимой фирмой «Нестор» в 1911 г. Через год в Лос-Анжелесе насчитывалось уже несколько студий, мало чем походивших на современные. Это были деревянные сооружения, где складывались оборудование, аппаратура и несложный реквизит.
Земельные участки в Голливуде ценились тогда очень дешево. Никому не приходила в голову мысль, что через десять лет за один метр земельной площади в Голливуде будут платить такую сумму, за которую в 1911г. можно было купить целый гектар.
К 1914 г. в Голливуде начинают строить более фундаментальные студии. Начало положил К.Лемле, купивший в долине Сан-Фернандо, в десяти километрах от Лос-Анжелеса, земельный участок, на котором возник целый киногородок «Юниверсал сити». В нем имелось все необходимое для съемок: обширные павильоны, хорошо оборудованные подсобные цеха, открытые съемочные площадки. Улицы были застроены жилыми домами разных стилей и эпох, свой зверинец, телеграфная и телефонная связь и собственная железнодорожная ветка.
Примеру К.Лемле последовали многие «независимые». Большую студию строит В.Фокс, затем фирма «Мьючуэль», за нею «ИМП» и многие другие.
Постепенно в Голливуде обосновываются и фирмы, входящие в Компанию кинопатентов: "Байограф", "Вайтаграф", «Эссеней», "Зелинг" и др.
2. Творчество А.Куросавы или Л.Бунюэля (на выбор)
Акира Куросава. (режиссер и сценарист) (1910-1998). Место рождения: Omori, Токио, Япония.
Один из бесспортных гигантов кино, этот гениальный художник работает в кино уже почти шестьдесят лет, охватив почти все жанры от простых боевиков и исторических эпических картин до гуманистических драм и чистых полетов фантазии. Получив глубокое образование в западной литературе, искусстве и традициях, Куросава не мог заработать себе на жизнь художником и подал заявление на должность помощника режиссера на киностудии в 1936 году, где и проработал учеником у Кадзиро Ямамото. В это время он писал сценарии и, в конце концов, дебютировал как режиссер фильмом "Сугата Санcиро/Сага о Дзюдо" (1943) по собственному сценарию, в котором рассказывал о развитии дзюдо в конце 19-го век, 1943. Во время войны его фильмы, такие, как "Самые красивые" (1944) о жизни девушек, работающих на военном заводе, продолжение "Саги о дзюдо" и "Мужчины, идущие по следу тигра" (оба в 1945) тщательно отслеживались японским правительством, но последний был запрещен оккупационными властями США. По заказу забастовочного комитета кинокомпании "Тохо" с Кадзиро Яамамото и Хидэо Сэкигава поставил фильм "Люди, творящие завтра", 1946. Позже он обратился к более приемлемым темам, таким, как "Я не жалею о своей юности" (1946), основанном на реальной истории о профессоре, симпатизирующем коммунистам, и "Великолепное воскресенье", 1947. Куросава сам назвал "Пьяного ангела" (1948) своими первым настоящим фильмом, сделанным без постороннего вмешательства. История о докторе и молодом гангстере была первым сотрудничеством с Тосиро Мифунэ, актером, который будет и далее появляться во многих его величайших фильмах. На разных студиях страны он поставил "Молчаливую дуэль" и "Бездомного пса", в котором Мифунэ в роли полицейского ищет вора, который украл его пистолет, "Скандал" (1950), в котором он подвергает нападкам прессу, но мировое признание и славу ему принес "Расемон" (1950), классическое исследование человеческой природы и относительности истины и правды. Эта картина не только утвердила Куросаву, как первоклассного режиссера, но и стала первым японским фильмом, широко показанным на Западе, открывшим двери для других режиссером. В 1951 году он снимает неровную, но занимательную версию "Идиота" по Достоевскому, перенесенную в послевоенную Японию, но "Жить" (Икиру, 1952), стал, возможно, самой личной и прекрасной его работой. В ней он рассказывает об умирающем мелком чиновнике, который пытается найти значение в своей жизни. Часто его сравнивали с классическими гуманистскими фильмами итальянского неореализма.
Принятие Куросавой Западных ценностей и философии, а также кино способствовало и его собственному кинематографическому развитию, которое зависело во многом от героических протагонистов, следовавших строгому этическому кодексу в битве с враждебными силами. Его героями становятся японские эквиваленты частных детективов, ковбоев, крутых полицейских. "Бродячий пес" родом из голливудских триллеров 1940-х годов в отношении атмосферы и визуальных тонов. В другом культурном пересечении Куросава переносит классику обмана Дэшиэлла Хэмметта "Красный урожай" в феодальную Японию в фильме "Йоджимбо/Телохранитель" (1961), полный насилия сатирическая усмешка над западными традициями. Здесь Мифунэ в роли самурая, который нанимается к двум враждующим группировкам городка. Куросава продолжил эксплуатировать удачный образ самурая-Мифунэ в продолжении 1962 года "Сандзюро". "Спрятанная крепость/Трое негодяев в скрытой крепости" (1958), просто сочетала в себе классический вестерн с японскими элементами. "Трон в крови" (1957) был удивительно динамичной версией "Макбета", а "Плохие спят спокойно" стал современной вариацией "Гамлета" в 1960 году на тему коррупции и большого бизнеса. "Рай и ад" (1963), триллер о киднэппинге, был поставлен по роману Эда МакБэйна. Пьесу Горького "На дне" Куросава с блеском переносит на окраину города Эдо в конце 19-го века. В 1960 году создает собственную компанию "Куросава про". Одновременно подход Куросавы к рассказыванию даже внутри узнаваемых жанров оказал глубочайшее влияние на кинематографистов Европы и Америки. Его наиболее известный фильм "Семь самураев" (1954), один из самых захватывающих и лучших фильмов "экшн" за всю историю кино, послужил калькой для американского вестерна "Великолепная семерка" (1960). "Телохранитель" вдохновил Серджо Леоне на создание первого спагетти-вестерна "Пригоршня долларов" (1964). Джордж Лукас сам признавал, что был под влиянием "Троих негодяев в скрытой крепости", когда задумывал "Звездные войны" (1977). После медицинской драмы "Красная борода" (1965) Куросава подписал контракт с компание "20 Век-Фокс" на эпическую военную ленту о Перл Харбор "Тора! Тора! Тора" (1970), но проблемы связи и аристического контроля над проектом привели к его отставке. Слухи о том, что он страдал от душевного и умственного неравновесия, сильно помешали его карьере. Он не мог получить поддержки для своих собственных проектов, пока японские режиссеры Кейсуке Киношита, Масаки Гобаяши и Кон Шчикава не присоединились в 1970 году в качестве сопродюсеров к фильму "Додескаден", ставшему первым цветным фильмом Куросавы. Это также была его первая финансовая неудача и в сочетании с проблемами здоровья это привело к неудачной попытке самоубийства. Он выздоровел и пережил своего рода артистическое возрождение (хотя в Японии в финансовом отношении он на ноги так никогда и не встал). Поставил вместе с Россией "Дерсу Узала" (1975), ведя в течение двух лет работу в Сибири и получив "Оскара" за лучший иностранный фильм. Фрэнсис Форд Копполаа и Джордж Лукас профинансировали эпический фильм "Кагемуся" (1980), зрелищное возвращение к самурайскому кино. Французы дали деньги на съемки "Рана" (1985), вариации на тему шекспировского "Короля Лира", доказавшего, что Куросаава не разучился ставить батальные эпизоды и одновременно выписывать гуманизм своих персонажей даже среди хаоса и смуты. Фильм принес Куросаве единственную "оскарную" номинацию за режиссуру. Стивен Спилберг выступил продюсером "Снов Акиры Куросавы", 1990, визуально богатого, но драматически неровного образа ночных фантазий. В роли Ван Гога, например, снялся Мартин Скорсезе. "Августовская рапсодия", 1991, с американским кинозвездой Ричардом Гиром, заглядывала в не столь отдаленное прошлое американской бомбардировки Нагасаки глазами современной японской семьи. Все еще активно работая в свои 80 лет, Куросава снимает "Мадаадайо/Еще нет". Художник, не всегда принятый и понятый в собственной стране, где он считался слишком западным для местных вкусов, Куросава приобрел всемирное признание и восхищение. В 1989 году ему был вручен почетный "Оскар" "за достижения, вдохновившие, приведшие в восторг и обогатившие кинематографистов во всем мире". Он опубликовал собственные мемуары "Что-то вроде автобиографии" в 1982 году.
Фильмография:
Монтажер.