180231 (685690), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Построенная таблица отражает, следовательно, не только закон убывающей доходности, но также закон возрастания альтернативных издержек.
Выше молчаливо предполагалось, что под альтернативными издержками (издержками упущенных возможностей) понимаются альтернативные издержки производства дополнительного объема продукции. Такие альтернативные издержки называются предельными альтернативными издержками. Удобнее проиллюстрировать понятие предельных альтернативных издержек в виде таблицы, отражающей последовательное наращивание производства тракторов за счет сокращения выпуска автомобилей
| Переход от одной | Производство дополнительной партии тракторов в 100 тыс. шт. | Предельные альтернативные издержки производства |
| От F к Е | 100 | 20 |
| От Е к D | 100 | 60 |
| От D к С | 100 | 70 |
| От С к В | 100 | 90 |
| От В к А | 100 | 160 |
Помимо предельных альтернативных издержек используется также понятие общих и средних альтернативных издержек.
Например, при переходе от производственной возможности Е к D производится дополнительно вторая партия тракторов в 100 тыс. шт. Предельные альтернативные издержки в этой партии 60 тыс. шт. автомобилей. Производство же обеих партий по 100 тыс. шт. тракторов оценивается общими альтернативными издержками в 80 тыс. шт. автомобилей (400-320). В среднем же одна партия тракторов в 100 тыс. шт. из производимых двух обходится в 40 тыс. шт. автомобилей (80:2).
Логическим обоснованием действия законов убывающей доходности и возрастания альтернативных издержек является отсутствие совершенной взаимозаменяемости ресурсов, используемых при производстве разных продуктов. Например, первоначально для расширения выпуска автомобилей используются ресурсы в тракторостроении, которые являются высокопроизводительными для производства автомобилей и не слишком в отношении тракторов. Но затем, после исчерпания таких ресурсов в тракторостроении, для расширения выпуска автомобилей начинают вовлекаться малопригодные для производства автомобилей ресурсы, которые однако могут быть высокопроизводительны для выпуска тракторов.
Вопрос о том, что выгоднее производить в стране больше тракторов и меньше автомобилей (или же наоборот) нельзя решить только на основе данной таблицы. Эта таблица иллюстрирует только возможности выбора в условиях ограниченности ресурсов капитала и труда. Для выбора конкретной структуры производства и наиболее эффективного способа размещения имеющихся ресурсов необходима дополнительная информация об уровне цен, издержках производства, удельной прибыли и т.д.
3. Основные направления и предмет исследования в истории экономической мысли
Человечество стало размышлять о процессе хозяйственной деятельности еще с момента его возникновения. Однако такие размышления первоначально осуществлялись в рамках исследований других процессов и не представляли собой ни законченную теоретическую систему, ни отдельную научную дисциплину. Лишь интенсивное развитие капитализма создало основу и потребность в теоретическом анализе процесса хозяйственной деятельности.
Во второй половине 18 века возникает первая стройная теоретическая система, получившая название классической политической экономии. Ее главными представителями выступают А.Смит (1723-1790) и Д.Рикардо (1772-1823). Их теоретические взгляды лежат в основе экономического либерализма, в соответствии с которым экономика свободной конкуренции способна к саморегулированию без внешнего вмешательства. Общественные интересы удовлетворяются посредством достижения индивидуальных эгоистических целей. Свободная деятельность индивидов, руководствующихся принципом максимизации материальных выгод (концепция гомо экономикус) способствует возрастанию общественных выгод. Господствует гармония личных и общественных интересов, которая обеспечивается функционированием рынка. Именно «невидимая рука рынка» приводит в движение саморегулирующиеся механизмы, действие которых приводит к эффективному функционированию экономики, ее естественному стремлению к равновесию. Этот оптимистический взгляд на проблему восстановления экономического равновесия проистекает из так называемого закона рынков Ж.-Б.Сэя, утверждавшего, что производство создает собственные рынки сбыта, т.е. производство эквивалентно реализации.
Однако утверждение, что производство само создает себе рынки сбыта, не соответствовало реалиям экономической действительности даже в период бурного развития капитализма. Нарушения процессов воспроизводства должны были неизбежно вызвать критику закона Сэя, которая велась с разных позиций – уходящего класса феодалов (Т.Р.Мальтус, 1766-1834) и мелких производителей (Ж.К.Л.Сисмонди, 1773-1842).
Спор Мальтуса с представителями классической школы выиграли последние. Распространяются неоклассические взгляды на экономические процессы. Видными представителями неоклассической школы являются А.Маршалл (1842-1924), У.С.Джевонс (1882-1935), Дж.Б.Кларк (1847-1938) и А.С.Пигу (1877-1959). Неоклассики, опираясь на классическую концепцию, считают, что между различными факторами хозяйственной деятельности существует тесная взаимозависимость; в хозяйственной деятельности происходит гармоничное взаимоприспособление различных величин, обеспечивающее равновесие при полном использовании производственного потенциала. Они считают, что все социальные явления на макроуровне следует объяснять поведением отдельных индивидов, их психологией, намерениями, взаимосвязями в рамках отдельных групп. Такой подход в исследовании можно назвать методологическим индивидуализмом.
Этим подходом к анализу экономических явлений отличаются также и представители других теоретических направлений того в времени. Здесь уместно упомянуть об австрийской и лозаннской школах. Представителями австрийской школы были Е.Бем-Баверк (1851-1914) и Ф.Визер (1851-1925). Основателями лозаннской школы явились Л.Вальрас (1834-1910) и его последователь В.Паретто (1848-1923). Лозаннскую школу часто называют математической школой. Она первой предприняла попытку представления в форме статической системы уравнений всей экономической системы. В основе концепции макроэкономического равновесия лежит утверждение, что система экономических величин обладает способностью восстанавливать свое равновесие.
Как было уже выше отмечено, три упомянутые школы (австрийская, неоклассическая и лозаннская) применяют сложную методологию, основанную на микроэкономической точке зрения, субъективизме и расчете предельных (дополнительных) величин. По этой причине их часто объединяют в одно теоретической течение, определяемое как субъективно-маржиналисткое направление.
Возникновение в социально-экономической системе капитализма новых явлений (монополизация, углубление кризисов) привело к тому, что их интерпретация потребовала применения новых, отличных от неоклассической школы, инструментов исследования. Распространяется такое направление, как экономика благосостояния, в основе которого лежит утверждение утверждение, что экономическая свобода не обеспечивает достижения максимума социального благополучия и допускающее вмешательство государства в этой целью. Создателем этого направления является А.С.Пигу. Возникает и теория несовершенной конкуренции, разработчиками которой выступают Дж. Робинсон (1903-1986) и Е.Чемберлин (1899-1967). Однако подлинную оппозицию в отношении неоклассических канонов того времени представляет теория Дж.М.Кейнса (1883-1946). Публикация в 1936 г. его произведения «Общая теория занятости, процента и денег» произвела настоящий теоретический переворот.
В чем заключается своеобразие кейнсинского подхода? Во-первых, Дж.М.Кейнс считает неоклассическую систему идеальным вариантом макроравновесия, который довольно редко встречается на практике. Подвергая сомнению объективность этой системы, он создает общую теорию, отражающую состояние макроравновесия при различных уровнях использования производственного потенциала. По мнению Кейнса, степень использования производственного потенциала предопределяется спросом. Его величина, компоненты и факторы выступают центральной проблемой в исследовании Кейнса. Он опровергает объективность действия закона Сэя, который до тех пор считался бесспорным в неоклассическом анализе. Во-вторых, присущая неоклассической концепции равновесия взаимозависимость между отдельными экономическими явлениями заменяется причинно-следственной связью. Некоторые элементы процесса хозяйственной деятельности им трактуются как данные, а другие - как независимые переменные, определяющие зависимые. Эти экономические величины и связи между ними рассматриваются на макроуровне. Он отказывается от методологического индивидуализма. Областью исследований становятся не отдельные экономические субъекты, а макроэкономические условия производства и реализации. В-третьих, Кейнс считает необходимым включить денежное обращение в анализ протекания экономических процессов. Он обращает внимание на то, что ситуация на денежном рынке влияет на размеры хозяйственной деятельности, на величину национального продукта. Поэтому невозможно построить теоретическую систему без отражения в ней денежного обращения или же включить в нее только задним числом денежный фактор, действие которого может нарушить протекание экономических процессов, измеряемых в натуральном выражении.
Кейнс показывает, что рыночная экономика без вмешательства извне страдает от дефицита спроса. Механизмы внутри системы не в состоянии обеспечить равновесие при полном использовании производственного потенциала, когда величина национального продукта становится максимальной. Следовательно, необходим внешний фактор, который мог бы противодействовать хроническому дефициту спроса, порождающему превышение сбережений над инвестициями. Функцию стимулятора спроса может и должно взять на себя государство. Инструменты, которые предлагаются Кейнсом для реализации такой функции, разнообразны: снижение процентной ставки, рост налогового бремени на группы лиц с высокими доходами при одновременном увеличении трансфертных выплат в пользу групп лиц с низкими доходами, финансовые инвестиции за счет государственного долга. Кейнс, понимая, что государственное вмешательство может интерпретироваться как покушение на индивидуализм, выражает убеждения, что применение предлагаемых им средства теоретически обосновано и, следовательно, необходимо практически.
Кейнсианство было, бесспорно, основным теоретическим течением после второй мировой войны. Однако оно не было однородным. В нем можно выделить неокейнсианство и посткейнсианство. Неокейнсианство представляет собой продолжение так называемого неоклассического синтеза. Неоклассический синтез 60 гг. заключался в соединении кейнсианского макроанализа с основами неоклассической микроэкономики. Видными представителями этого синтеза являются Дж.Р.Хикс (1904) и П.Самуэльсон (1915).
В отличие от такого «эклектического» кейнсианства, направление посткейнсианства считает невозможным соединение неоклассического и кейнсианского подходов. К числу посткейнсианцев можно отнести Дж. Робинсон, Р. Харрода (1900-1978), Н. Калдора (1908-1986) и П. Сраффа (1898).
Независимо от вышеуказанных различий, кейнсианство было теоретическим обоснованием государственного вмешательства и экономической политики вплоть до начала 70 годов XX в. Новые явления в рыночной экономике (прежде всего одновременное усиление инфляционных процессов и ослабление темпов экономического роста) поставили под сомнение кейнсианскую теорию как в аспекте объективной интерпретации ею экономических реалий, так и в аспекте ее практической пригодности для разработки экономической политики. Возникает ренессанс неолиберальных и неоконсервативных концепций. Здесь можно назвать следующие экономические доктрины:
1) монетаризм;















