142185 (685307), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Мероприятия по психологической реабилитации включают психологическую помощь в виде психологического консультирования, тренинга, обучения психосоциальным навыкам, консультаций психотерапевта.
При реализации ИПР обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль.
Не существует определенного предписания для разработки и реализации программы реабилитации, под которой понимается система мероприятий, направленных на развитие возможностей человека с инвалидностью и его ближайшего окружения, разрабатываемую вместе с этим человеком и командой специалистов, состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога [49, с.83].
Во многих странах такой программой руководит один специалист. Это может быть человек, работающий по любой из перечисленных выше профессий, но во всех случаях – это куратор, отслеживающий и координирующий реабилитационную программу [50, с.97]. Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного человека, учитывая как состояние его здоровья и особенности развития, так и возможности и потребности его семьи в отношении успешности выполнения программы.
По прошествии срока, на который рассчитана программа, ее координатор встречается с человеком с инвалидностью или его семьей для обсуждения достигнутых результатов, а также возникших в ходе осуществления программы и нерешенных проблем. На основе полученных результатов разрабатывается программа реабилитации на следующий период.
Успешная реабилитация не может реализоваться, не базируясь на принципах уважения человека с инвалидностью и сотрудничества с ним. К специалисту, проводящему медико-социальную реабилитацию профессия предъявляет как минимум два типа требований (А.В. Петровский, 1986) [42, с.214]: профессиональная грамотность и социальная компетентность, которая подразумевает умение организовывать людей, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать коллективные решения.
Во многих поликлиниках и медицинских учреждениях организуется отделение медико-социальной помощи, которое имеет своей целью реализацию медико-социальных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения; социальную и правовую защиту и поддержку, профилактику и снижение заболеваемости; формирование потребности в здоровом образе жизни.
Объем оказываемой медико-социальной помощи определяется администрацией поликлиники по согласованию с вышестоящими органами здравоохранения. Деятельность отделения строится на основе законодательства Российской Федерации, директивных документов вышестоящих органов, приказов и распоряжений администрации поликлиники.
Основными задачами отделения медико-социальной помощи являются [30]:
Медико-социальный патронаж в семье, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнение родителями рекомендаций.
Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.
С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Например, неоднократно посещаются семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка.
Регулярные патронажи проводятся в отношении неблагополучных семей и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности медико-социального отделения, следует выделить оказание психологической помощи на основе индивидуального подхода с учетом особенностей личности, в том числе и путем анонимного приема, а также консультирование по широкому спектру вопросов.
В силу многосторонних, междисциплинарных целей и задач медико-социальной работы оптимальной формой осуществления медико-социальной реабилитации мы рекомендуем Сеть социальной поддержки людей с инвалидностью.
Глава 2. Сеть социальной поддержки людей с инвалидностью: инновационный подход к пониманию и проведению медико-социальной реабилитации людей с инвалидностью
2.1. Понятие и направления деятельности Сети социальной поддержки людей с инвалидностью
Сети социальной поддержки - очень важное понятие системной теории социальной работы. К организации сетей относится как планирование формальной поддержки, так и усиление «неформальных» или «естественных» сетей, состоящих из людей, которые помогают своим друзьям, соседям или членам семьи, испытывающим затруднения. Именно здесь огромная роль принадлежит волонтёрам. Эта работа может быть индивидуальной или групповой, она ориентируется на личные навыки и возможности клиентов повысить их уверенность в себе, развить навыки самопомощи и усилить их собственные ресурсы.
Понятия социальной защиты, обеспечения относятся к различным социальным отношениям и к институтам государственной социальной политики, тогда как социальная сеть – это особая система взаимосвязанных людей [28, с.104], сеть социальной поддержки – система взаимосвязанных специалистов.
Система услуг Сети социальной поддержки индивидуализирована. Это означает, что услуги различны для каждого человека, в зависимости от его потребностей и желаний. Хотя в работу включены медицинские работники, Сеть преимущественно нацелена на достижение клиентом социальной адаптации, реабилитации, инклюзии и социального благополучия. Роль врачей и медсестер рассматривается как дополнительная, прикладная.
Согласно идеологии Независимой жизни, инвалиды являются частью общества и должны жить в обществе. Они не пациенты, которых необходимо лечить, не дети, за которыми нужно присматривать, и не смельчаки, которыми нужно восхищаться [45, с. 20]. Они вполне в состоянии выбирать, как им жить, они свободны выбрать самостоятельность или обращаться за помощью. Они страдают, прежде всего, от предубеждения общества, а не от своей инвалидности.
Инвалидность – это не обделенность судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен как самому человеку с инвалидностью, так и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции [52]. Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады! » Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).
Патерналистские подходы, ориентированные на конкретные формы помощи и опеки (материальные, организационные, лечебные и т.д.), когда объект социальной работы (клиент, пациент)"благодетельствовался», получая то или иное конкретное вспомоществование практикуются и до настоящего времени. Такой подход порождает у клиентов иждивенчество, пассивность, провоцирует отказ от собственных усилий в разрешении проблемной ситуации даже в случаях, когда те или иные возможности ее преодоления объективно существовали.
На смену такому подходу всё чаще вводится инновационный подход, конструктивно-стимулирующий, ориентированный на динамическое взаимодействие с нуждающимися в социальной помощи и их окружением, на поощрение и формирование его личной ответственности и активности его микросреды в процессе выхода из кризисного положения.
Впервые понятие «инновация» появилось не в технической среде, как обычно принято считать, а в научных исследованиях культурологов. В своём первоначальном варианте инновация означала введение некоторых элементов одной культуры в другую – в реальном виде речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации жизни в традиционные азиатские и африканские общества.
В зарубежной теории и практике “innovations” «нововвведения» долгое время обозначали процесс внесения изменений в технику и технологию производства, которые в свою очередь уже могли привносить с собой и изменения иного характера – организационного, социального, экономического [12, с. 20].
Определяющий сдвиг в сторону решительного расширения границ понимания инновационной специфики произошёл благодаря отечественному учёному Н.Д. Кондратьеву в 20х годах. Его теория «больших циклов» или «длинных волн», как предпочитают за рубежом, убедительно доказала, что от каждого базового нововведения образуется множество вторичных, резонирующих изменений, по характеру и качеству чаще всего вполне соответствующих той же квалификации «нововведение». Теорию Кондратьева успешно использовали западные экономисты для обоснования циклических кризисов производства, исследования проблематики так называемых длинных (приблизительно полувековых) волн экономической конъюнктуры, а затем и системного анализа долгосрочных тенденций макроэкономической динамики.
Б. Санто даёт следующее определение «Инновация – это любое целенаправленное, позитивное изменение материальных и нематериальных элементов организации, т.е. изменение, способствующее развитию и повышению эффективности данной организации».
Отечественный исследователь Н.И. Лапин группирует инновации в зависимости от степени содержания в них новизны [12, с.78]:
Продуктивные – направленные на производство и использование новых конечных продуктов;
Технологические – связаны с созданием и применением новых технологий для производства товаров и услуг;
Социальные – предназначенные формировать новые экономические, организационные и иные структуры, механизмы для народнохозяйственных отраслей и их подсистем;
Комплексные – органическое единство двух или всех трёх названных выше видов.
А.И. Пригожин относит к социальным новшествам – экономические, организационно-управленческие (структуры, формы и методы организации), социально-управленческие (внутриколлективные отношения), правовые, педагогические.
По И. Бестужеву-Лада: «Нововведение – это такая разновидность управленческого решения, в результате которого происходит существенное изменение того или иного процесса, явления (технического, экономического политического, социального)" [12, с.24].
Ориентация в типологии социальных нововведений на более специализированный социологический подход вполне перспективна. В какой-то мере с ней схожа позиция авторитетного социолога-теоретика П. Штомпки, пришедшего к выводу, что изучение социальных изменений - основное в социологии. Изменение - настолько очевидная черта социальной реальности, полагает он, что любая научная социальная теория, какой бы ни была ее исходная концептуальная позиция, рано или поздно должна подойти к этому вопросу.
А.И. Пригожин определяет значение типологий инноваций в возможности более точной идентификации каждого нововведения. Этим способом задаются
определенные рамки его описания, в том числе и по признакам, которыми нередко пренебрегают.д.остигаемая при этом системность характеристик нововведений позволяет сравнить потенциал каждого из них, оценить его место в ряду других,
себе подобных. Очень важно оценивать и соотношения разных типов нововведений в тех или иных сферах общественной жизни, выявлять динамику и тенденции изменения таких соотношений в разные периоды развития общества и государства, получать своего рода диагностику этих периодов с инновационных позиций.
Осуществление медико-социальной реабилитации посредством Сети социальной поддержки людей с инвалидностью является инновационным подходом к решению комплексных проблем людей с инвалидностью, их полноценной социальной инклюзии.
Профессиональная социальная работа, осуществляемая в рамках Сети социальной поддержки прав и свобод человека с инвалидностью опирается на философию экзистенциализма, которая основана на постулате свободы и бесконечного потенциала каждой личности. Согласно концепции экзистенциализма, жизнь человека определяется системой его выборов, его желаний и целей. Из такой мировоззренческой позиции логически следуют принципы социальной работы: субъект-субъектные отношения специалиста и клиента; недирективность воздействия; принцип личностного роста; развития потенциала. Большинство этих и других понятий в рамках гуманистической психологии ввёл К. Роджерс, который считал, что именно отношения клиента и специалиста могут стать прообразом конструктивных межличностных отношений [22, с.238]. А сама личность представляется им как постоянно меняющаяся, соотносящая представления о себе и жизненный опыт в процессе бесконечной самоактуализации, развития, роста.
Медико-социальная поддержка, оказываемая специалистами Сети, ориентируется, прежде всего, на «социальные» показатели качества жизни клиентов, т.е. поддержка клиентов в достижении социально-значимых результатов для них, в соответствии с их потребностями. Социальная, как впрочем, и медицинская поддержка Сети индивидуализирована, и в большинстве своем превращается в «младшего брата» клиента, не беря на себя всю ответственность за жизнь клиента, даже в случаях, когда клиент пользуется услугами Сети всю свою жизнь. Ответственность Сети по отношению к клиенту во многом ограничена, поэтому клиент должен быть всесторонне предупрежден, и специалисты должны убедиться, что клиенты понимают, что ответственность за свою жизнь они несут сами, несмотря на пользование услугами Сети.
Наиболее широко применяется в Сети социальной поддержки - системно-экологическая модель. Данная модель рассматривает людей, как постоянно адаптирующихся к окружающей среде через взаимоизменения, т.е. индивиды изменяют окружающую среду и изменяются под её воздействием. Понятие «взаимная адаптация» - центральное при анализе отношений «личность-среда». Системный подход реализуют группа специалистов-практиков: юрист, врач, медсестра, медико-социальный работник, инструктор лечебной физкультуры, добровольцы, персональные помощники и персональные сопровождающие. Общее руководство, контроль и координацию деятельности специалистов и других работников, занятых в процессе оказания поддержки в интересах клиента, осуществляет специалист по социальной работе.
Основной принцип системного подхода: если люди хотят удовлетворительно жить, следует улучшить функционирование систем их непосредственного социального окружения, поэтому социальная работа должна фокусироваться именно на этих системах. Системы социального окружения называют также сетями (networks). Среди таких систем можно рассмотреть три типа [28, с.103]: неформальные или естественные системы, например, семья, друзья, соседи, сотрудники, почтальон; формальные системы, например, группы, общества, ассоциации, клубы, профсоюзы; социетальные системы, например, больницы или школы.
Развивая естественные сети поддержки, а также пользуясь формальными и социетальными сетями, человек взаимодействует со своим окружением, с сообществом, в котором он живет.