141840 (685261), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Гуманистическая психология особое внимание уделяет интенциональным моделям идентичности.
В теории поля Курта Левина (1980), акцентирован релятивный аспект психологического времени.
В причинно-целевой концепции Е.И. Головахи и А.А. Кроника (1984), отождествляющих биографический масштаб психологического времени с субъективной картиной жизненного пути личности.
Различия в представлениях о роли и топологической структуре времени обнаруживаются у любых профессиональных и других социальных группах. Принадлежность к ним человека определяет особенности отражения социокультурного времени в индивидуальном сознании. Нормы, правила межличностного общения фиксируются в «неписаных» кодексах и включаются в социальную детерминацию индивидуальных временных параметров, проявляясь в специфических стилях поведения.
В 1996 году П. Штомпки исследовал степень влияния социокультурного времени на индивидуальное, в котором выявил прямо пропорциональную зависимость уровня осознания времени от уровня развития цивилизации. На одном полюсе - «одержимая озабоченность течением, прохождением, недостатком времени (синдром «время - деньги»). На противоположном - безразличие, пренебрежение временем, вседозволенность обращения с ним (синдром «отложим на завтра»). [59]
Характеристиками «значимости» и «важности» наделяется не вся временная трансспектива, а лишь то ближайшее или отдаленное время, которому человек уделяет особое внимание, анализирует, структурирует, сверяет с этими важными отрезками времени настоящую деятельность. Для современного человека время объективно принимает форму ресурса, который можно потратить, сэкономить, продать или обменять.
Процесс социализации также определяет конкретную временную ориентацию индивида, на прошлое, настоящее или будущее. Существуют культуры, которые живут историей, обращены к событиям и традициям прошлого. Так, Ф. Клакхон и Ф. Стодтбек причислили Китай к культуре, поглощенной прошлым, американцев отнесли к типу, обращенному в будущее, а американских испанцев считали ориентированными на настоящее.
Разные временные перспективы, существенно отличающиеся от общепринятой в данной культуре, могут основываться на дифференциации внутри сообщества: отдельные группы - этнические, религиозные, профессиональные.
Можно увидеть различия по интерпретации времени. Кто-то подходит к нему пассивно, как к судьбе, фатуму, кто-то настроен на активное, продуктивное участие в строительстве своего будущего. Подтверждением данного тезиса могут служить результаты исследования С.Н. Кучеренко в которых выделена типология политических категориальных установок, одним из оснований выделения типов стала степень активности личности в формировании своей жизни.
Временная организация сознания нарушается и при социальных катаклизмах. Происходит разрыв временной последовательности, распад социальной системы, дезорганизация и дезидентификация в личностном и культурном планах. Безвременье называют «расстроенным» временем, «взрывным», «нулевым». Время социального кризиса воспринимается как бы застывшим, остановившимся, о чем свидетельствует, с одной стороны, разрыв в биографии людей, разрыв в социальных контактах (потеря работы, утрата личных связей), с другой - неподвижность в вещном мире личности. Социальная и личностная преемственность в нулевом времени минимизирована; по мнению Ю.М. Лотмана, в этот момент отключаются механизмы причинности, и выбор будущего реализуется как случайность.
В своей книге «Социология социальных изменений» П. Штомпка выделяет два типа темпоральных моделей ценностей. Первый, прогрессивный - социальные группы своей целью ставят осуществление нового и прогрессивного. Второй, консервативный - социальные группы отдают предпочтение порядку, сходству, повторяемости.
Социокультурного времени можно разделить на циклическое и линейное, вопрос в том это форма или вид. В современном мире явно преобладают линейные представления о времени, но, тем не менее, эта упрощенная формула, за которой скрываются циклические ритмы социальной жизни. Одни циклические явления можно маркировать как природно-общественные, поскольку их существование основывается на астрономических циклах чередования дня и ночи, времен года, ритмах, связанных с географическими и климатическими условиями. Другой, вероятно, повсеместно принятой единицей природно-общественного времени является месяц, основанный на лунном цикле в 29,5 дней. Остальные единицы времени, задающие ритмическую повторяемость, отражают скорее общественный опыт.
Ритм социальной, индивидуальной жизни задают политические и экономические макроциклы - смена правительств, экономические колебания, социальные беспорядки, сменяющиеся долгими периодами стабильности.
Цикличность социокультурного процесса обеспечивает: во-первых, преемственность, которая заключается в непрерывном накоплении и наследовании всех жизнеспособных социальных элементов; во-вторых, поступательность, как постепенное и последовательное продвижении вперед.
Существующие культурные сценарии, выделенные Э. Берном, отражают то, что обычно понимают под национальным характером. Они разделяются большинством людей, тем самым, закрепляя сходные человеческие драмы из поколения в поколение.
Все эти размышления подводят к выводу, что линейное время является искусственной конструкцией, в реальной жизнедеятельности людей как таковое оно не существует. Миф о линейном времени стал возможен, по мнению А.С. Панарина благодаря инструментальному отношению к миру. Отделение информации, относящейся к области средств от ценностной информации, приводит к появлению особого линейного «орудийного» мира. Инструментальное отношение к миру привело западную культуру к высоким темпам развития в сфере материального производства, при этом, по-прежнему, в ценностной сфере господствует примитивный идеал потребительского отношения.
Социальный темпоральный фактор в форме правил, нормативных ожиданий, регулирующих человеческое поведение на протяжении всей жизни. Роберт К. Мертон выделил важную категорию подобных правил - социально-ожидаемые длительности - регулируют продолжительность существования групп и организаций, сроки служб, отклонение от которых влечет за собой социальные санкции..
Однако при ближайшем рассмотрении можно дополнить Мертона и выделить еще две группы временных правил социально-ожидаемую скорость предписывает сроки обучения в школе, скорость продвижения по службе, в этом отношении ожидаемая скорость тесно связана с понятием своевременности (К.А. Абульханова-Славская, 1999) и социально-ожидаемые ритмы и интервалы - структурирование свободного времени (Э. Берн, 1992).
Социальное время выступает системообразующим основанием, связывающим воедино все формы и способы социального бытия человека, социальных институтов, функционирование артеприроды (города, мегаполисы):
- во-первых, социальное время синхронизирует активность и коллективные действия многих людей;
- во-вторых, оно координирует индивидуальные действия, например, в рамках разделения труда;
- в-третьих, регулирует социальные процессы, развивающиеся в собственной логике - последовательности;
- в-четвертых, требует своевременность в жизни человека.
В свете целей и гипотезы дипломного исследования особый интерес представляет теория системной организации психологического времени Н.Б. Кучеренко. Так, Н.Б. Кучеренко доказано, что психологическое время представляет собой многоуровневое системное образование, организующее активность человека в каждый момент его жизнедеятельности. При этом, автор указывает, что временная составляющая функционирования организма обусловлена темпоральной организацией генетического опыта как наследственной памяти и индивидуального опыта как приспособления к внешним и внутренним изменениям в процессе онтогенеза. Психологическое время на уровне социального индивида предстает как топологическая структура, формирующаяся в социогенезе на основе социальной детерминации и организующая различные формы социального взаимодействия и деятельности. Темпоральность личности проявляется в процессе выделения собственной социальной ценности и смысла жизни, в контексте интеграции прошлого, настоящего и будущего. Личностный уровень времени связан с автобиографической памятью как высшим синтезом жизненного опыта, отражающего в своей структуре и динамике экзистенциальную потребность «быть личностью». В ходе экспериментального исследования Н.Б. Кучеренко удалось выявить 5 типов темпоральных категориальных установок, названные в соответствии со структурно-функциональными параметрами психологического времени: «инфантильный», «целевой», «организованный и пессимистичный», «обыденный» и «ретроспективный». В отличие от традиционного подхода, учитывающего только причинно-целевые межсобытийные зависимости, Н.Б. Кучеренко выделяет другие типы смыслового объединения событий: эмоциональные, отнесение событий к «Я», к одному периоду жизни, к конкретной сфере жизнедеятельности, объединение на основании присутствия в событиях «значимого другого». Для нашего исследования принципиальное значение имеет разработанная автором методика изучения темпоральных установок, основанная на методе каузометрии Е.И. Головахи и А.А. Кроника. Данная методика может быть использована в рамках метода экспертных оценок Бестужева-Лады для выявления имплицитных сценариев развития социальных процессов.
1.7. Выводы по главе
Резюмируя вышеописанный материал можно сказать о том, что, решая задачи связанные с социальным прогнозированием эффектов проводимых кампаний, стоит учитывать несколько аспектов. Во-первых, важен выбор самого метода прогнозирования, как основы дальнейшего получения адекватных и качественных результатов. Во-вторых, используя в исследовании теорию социокультурного метода, необходимо определить методику, по которой будет производиться анализ результатов. Данная методика должна пройти апробацию на всех методах прогнозирования для получения результатов об уровне взаимодействия с каждым из них и дальнейшем выборе наиболее оптимального варианта сочетания прогнозного и социокультурного метода.
ГЛАВА 2
2.1 Экспертная оценка состояния рынка консультационных услуг города Томска
Цель исследования.
Выявить и проанализировать возможные сценарии появления и дальнейшего существования новой фирмы в г.Томске, оказывающей консалтинговые услуги по налогообложению и бухгалтерскому учету.
Задачи исследования.
1. Выявить описательные характеристики рынка консалтинговых услуг.
2. Построить идеальную ситуацию для появления фирмы с данными услугами.
3. Получить экспертное представление о предполагаемом будущем консультационной фирмы.
4. Построить событийный ряд перспективы фирмы.
Количество экспертов - 47 человек.
Выборка исследования.
Принципом формирование выборки являлось, фактическое участие экспертов и их компетентность в исследуемой проблеме, касающейся сферы консалтинговых услуг по налогообложению и бухгалтерскому учету в малом и среднем бизнесе.
Паспорт экспертов:
Директора или заместители директора консультационных фирм - 23 чел.
Работники консультационных фирм и главные бухгалтера фирм другой сферы - 14 чел.
Работники налоговой с опытом работы не менее 1 года - 10 чел.
Методы исследования.
Исследование проводилось в два этапа.
На первом этапе использовался метод экспертного интервьюирования, предложенный И.В.Бестужевым-Лада. В данном случае применялась методика полуформализованного интервью.
Второй этап проводился с помощью метода каузометрии предложенный Е. И. Головахой и А. А. Кроником модифицированный в рамках теории Н.Б.Кучеренко (изучение времени, как межсобытийной связи) под задачи построения прогнозов и включающее элементы каузометрического опроса в экспертном методе И.В.Бестужева-Лады.
План исследования.
1 этап - экспертное интервьюирование:
1 - определение и формирование выборки;
Выборка формировалась путем документального исследования. Документами в данном случае являлись тематические справочники г.Томска и справочные службы: 09 и Бесплатная информационная служба (БИС-инфо). Также использовался метод «снежного кома», директора или сотрудники уже известных фирм называли еще не известные организации. Результатом являлась информация о названии фирмы, вид деятельности, ФИО директора и телефоны.
2 - разработка опросного листа (ПРИЛОЖЕНИЕ №1).
В опросный лист включены вопросы направленные на выявление оценочного мнения экспертов рынка консультационных услуг.
3 - проведение опроса.
Опрос проводился в течении одного календарного месяца, в результате было опрошено 47 экспертов. Каждое интервьюирование проводилось в течении 1-2 часов. Все данные записывались на магнитный или бумажный носитель для дальнейшего перевода в электронный вариант.















