book_practik (677766), страница 53
Текст из файла (страница 53)
История болезни
АСТМА МИЛЛАРИ
Четырехлетнего Вилли М. доставили ко мне на прием 3 декабря 1863 года. До 15 февраля этого года он чувствовал себя хорошо, до приступа желудочной лихорадки, от которой он в конце концов оправился, но появились осложнения.
Приступы стеснения в груди со свистящим дыханием, которое было отчетливо заметно, пока больной бодрствовал. Ощущение стеснения ухудшалось от любого движения и заканчивалось приступами конвульсивного кашля с затруднением дыхания. Совокупность симптомов отчетливо показывала то, что мы называем астмой Миллари, или стридорным ларингитом.
Необходимо заметить, что эти стеснения смягчались, когда ребенок глубоко спал. Утром при пробуждении у него появлялся сильный приступ кашля, во время которого отхаркивалось немного густой слизи. Аппетит хороший, хотя иногда капризный. Малыш значительно исхудал, но душевное состояние неплохое: подчас он пробует присоединиться к играющим детям, однако вскоре вынужден игру прекращать из-за одышки и кашля, вызываемых любым физическим напряжением и очень его утомляющих. При перкуссии и аускультации не обнаруживалось ничего ненормального, выслушивалось естественное везикулярное дыхание с единичными свистящими хрипами.
Профессор А. Кларк (Нью-Йорк) осматривал больного и сделал неблагоприятный прогноз, впрочем, он уже лечился и у одного врача-гомеопата без какого-либо успеха. Как мне было сказано, были безуспешно испробованы все средства, чьи симптомы напоминали астму Миллари и отвечали всем спазматическим поражениям дыхательных путей. Уже после краткого обследования мне стало ясно, что симптомы этого случая явно не соответствуют
ни одному назначенному ранее средству.
Поэтому я решил в точности следовать законам Ганемана в выборе лекарственного средства. Все предположения относительно вероятной природы заболевания, которые появлялись в моей голове, я тут же отметал и, таким образом, после тщательного обследования маленького пациента записал следующие симптомы:
-
Тощий ребенок с желтоватой, сухой кожей.
-
Очень хороший аппетит: он требует еду, как только начинается приступ кашля при пробуждении и утром.
-
Правое подреберье твердое, вздутое, чувствительное к прикосновению, болезненное при напряжении и кашле. Правое плечо несколько выше и позвоночник сбоку изогнут. При перкуссии справа притупленное, которое распространяется на три пальца ниже края реберной дуги.
-
Вздутие эпигастрия, дающего при перкуссии тимпанический звук и чувствительного к прикосновению.
-
В животе сильное урчание.
-
Частые, безуспешные позывы к стулу; ежедневно или один раз в 2 дня недостаточный сухой стул.
-
Сухой кашель, утром иногда отделяется немного вязкой мокроты; утром при пробуждении обязательный приступ кашля; вынужден приседать, чтобы кашлянуть; кашель вызывается при еде и питье, при быстрых движениях, напряжении, крике и разговоре. При кашле боли в правом боку.
-
Постоянное чувство стеснения со свистящим дыханием: ухудшение при движении и в горизонтальном положении; улучшение во сне.
Учитывая юный возраст пациента, невозможно было вывести много субъективных симптомов, обычно облегчающих индивидуализацию случая и определение соответствующего лекарственного средства.
Я оставил в стороне вопрос о диагнозе и сказал себе просто: "Речь идет о больном ребенке, и я должен узнать, чем он отличается от здорового", после этого просмотрел весь ряд вышеприведенных симптомов, которые не давали ошибиться и основывались на чистом наблюдении. Таким образом, я попробовал найти лечебное средство без спекуляций и гипотез. И я нашел одно, соответствовавшее всему ряду данных симптомов. Опыт подсказывал мне, что мой выбор пал на лучшее из возможных средств.
При сверке симптомов с "Materiа Medicа" я обнаружил средства, которые первоначально мерещатся нам при астме Миллари и ларингите: SAMBUCUS, SPONGIA, CHINA, LACHЕSIS, HЕPAR SULPHURIS, STANNUM – и которые в настоящем случае имели мало отношения к симптомам № 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Напротив, NUX VOMICA полностью соответствует всем этим проявлениям, в чем можно убедиться при сравнении с "Materia Medicа" (Ганеман "Чистое лекарствоведение", 1930; до 1300 симптомов!).
Сверх того, у этого средства есть очень сильные припадки кашля очень рано утром (676 и 677), вызываемого при движениях и напряжении (670, 671, 672), которые к тому же вызывают боль в эпигастрии (689) и сопровождаются потребностью в еде. У NUX VOMICA имеется и обсуждаемое чувство стеснения.
Совпадение между симптомами и лекарственным средством было столь полным, что я, не колеблясь, назначил NUX VOMICA.
9 декабря я дал 4 порошка С 200, назначив принимать по порошку каждый вечер. Через 10 дней пациент должен был посетить меня вновь.
21 декабря мне доложили, что свистов и чувства стеснения больше не было. 5 дней назад исчез кашель; ребенок может долго, беспрепятственно и с радостью играть; пищеварение в порядке, он не жалуется больше на боли и чувствительность в правом подреберье. С тех пор он радовался полному и хорошему здоровью.
Керол Дунам
Комментарий
Эта история болезни отчетливо показывает разницу терапевтического подхода в аллопатии и в гомеопатии. Новичок в гомеопатии, тот, который еще крепко застрял в официальном методе, после установления диагноза спешно хватается за справочник. Какая жалость, что он им обладает! И – ах! Лучше не годится! Тогда он найдет под заглавием "Ларингитис стридульоза" целый лист лекарственных средств, среди которых NUX VOMICA скорее всего зятеряется. Действительно, Жуссе при этом заболевании дает следующие средства: SPONGIA, HЕPAR SULPHURIS, CORALLIUM и CUPRUM. Фортье-Берновиль: ACONITUM, ALLIUM СЕРА, CORALLIUM, CUPRUM, DROSЕRA, BЕLLADONNA и SAMBUCUS. Ричард Юз: CHLORIUM (ACVA CHLORATA), SAMBUCUS, CORALLIUM, IODIUM, MOSCHUS, BЕLLADONNA и CUPRUM. Наконец, Прост-Лакюзон: CORALLIUM и OPIUM.
Совсем пo другому пути идет такой опытный гомеопат, как Керол Дунам. Сначала он ставит диагноз, но затем рассматривает не болезнь, а больного. Таким образом, обследование пациента и полная совокупность всех его болезненных симптомов верной дорогой ведут к Подобию: только Подобие может исцелить больного. В этом случае это был NUX VOMICA.
Не бросайте мне упрек, что применение этого метода слишком трудно, если вообще невозможно. Напротив, такое красивое исцеление может стать легко доступным для новичка при элементарном знании "Materia Medicа". Действительно, именно среди всех симптомов обнаруживается один: "приступ кашля начинается утром ". Но есть еще "утреннее появление или утреннее ухудшение какого-либо симптома " – основная характеристика NUX VOMICA, этого важнейшего и употребительнейшего из наших средств. Кто эти ключевые слова знает, тот убеждается при раскрытии лекарствоведения только в том, что NUX VOMICA соответствует и другим симптомам больного. Узнать это действительно нетрудно!
OPIUM
Мак снотворный Сем. Маковые
Тинктура приготовляется путем вымачивания опиума в алкоголе. Растирания делаются из сухого порошка опия.
Патогенез OPIUM находится в "Чистом лекарствоведении" Ганемана.
Хронические формы отравления OPIUM хорошо известны, т. к. встречаются ежедневно. Привыкают к препаратам OPIUM очень быстро, так что некоторые могут впрыскивать себе под кожу по 1,0-2,0 г морфия.
Но приятное опьянение, наблюдающееся в начале, скоро уступает место болезненным припадкам, которые уже известны по восточным любителям OPIUM и хорошо изучены до появления современного морфинизма (Левинштейн); припадки очень разнообразные и случайные, их можно охарактеризовать так: бессонница или очень чуткий сон, гиперестезия подошв; головокружения, обмороки, сужение зрачков, тонические и клонические судороги, дрожание мышц. Эти симптомы в сочетании с психическими расстройствами, моральным безразличием, отупелостью, галлюцинациями и склонностью к самоубийству, дают картину под названием хронической морфийной горячки. Для полноты этой картины отметим еще исхудание и маразм, перемежающуюся лихорадку, астматическую одышку, потерю аппетита, запор, различные сыпи, альбуминурию, половое бессилие, прекращение менструаций, склонность к выкидышам.
Внезапное или даже постепенное прекращение привычного употребления этого яда непременно вызывает расстройства, которые бывают довольно однообразны: абсолютная бессонница, обмороки, расширение зрачков, сильное дрожание всего тела, спазмы; галлюцинации и бред; симптомы прилива крови к мозгу (в первые часы), позднее похолодание; короткое учащение, затем замедление и регулярность сердечных сокращений; постоянный понос, багровое или синеватое окрашивание кожи, половое возбуждение, нимфомания. Особенно опасны для жизни: острая горячка, наблюдающаяся через 6-12 часов прекращения, и полная потеря сознания, которая появляется только на 2-й или 3-4 день.
В то время как хронический морфинизм, в особенности, дает картину медленного действия яда, прекращение или воздержание, кажется, воспроизводит картину острого отравления, которое в дальнейшем усиливается еще симптомами функционального возбуждения, очень скоротечного в первоначальной острой форме: острая горячка, повышение рефлекторной возбудимости, половое возбуждение.
Действительно, при остром отравлении у животных постоянно наблюдаются двоякого рода функциональные расстройства: возбуждение, затем угнетение. При введении в организм очень больших доз период возбуждения полностью отсутствует.
При вскрытиях после острого отравления среди многих других повреждений находят очень сильный прилив крови к мозгу и легким; в мозгу серозная инфильтрация под паутинной оболочкой или полное отсутствие крови в артериальной системе головного и спинного мозга.
Первоначальное действие больших доз OPIUM: глубокий, коматозный сон, багровое лицо, опухшее из-за растяжения кровеносных сосудов; налитые кровью полуоткрытые глаза, суженные зрачки, кожа покрыта горячим потом; пульс полный и медленный, хрипящее дыхание из-за паралича мягкого неба; отсутствие болей и жалоб; паралич вызывает запор и задержку мочи, но паралич сфинктеров может быть причиной и непроизвольного выделения мочи и кала.
Характерное вторичное или реактивное действие больших доз: бред, бессонница, дрожание, одним словом, возбуждение.
Отметим еще последствие употребления умеренных доз OPIUM: тошнота, рвота, потеря аппетита, головная боль, апатия, бессонница и запор.
Итак, действие OPIUM диаметрально противоположно в зависимости от момента, когда его наблюдают: от возбуждения с гиперемией кровеносных сосудов до противоположного состояния.
Ухудшение: от жары; во время и после сна (APIS, LACHЕSIS).
Улучшение: от холодных кушаний и напитков; на прогулке.
ХАРАКТЕРНЫЕ СИМПТОМЫ
Ненормальное отсутствие болей.
Очень горячая потная кожа; потливость всего тела, за исключением нижних конечностей.
Глубокое оцепенение с темно-красным лицом и хрипящим дыханием.
Сильное сокращение зрачков.
Обратная перистальтика кишек и каловая рвота.
Хочет, но не может заснуть, слышит звуки, которых раньше не замечал.
Страх, судороги; постоянное воспоминание об испытанном страхе.
ГЛАВНЫЕ ПОКАЗАНИЯ
Запор:
-
при засорении кишечника, с красным лицом, вздутым и напряженным животом, каловой рвотой;
-
при скоплении каловых масс из-за атрофии кишечника (операция, роды);
-
случайные запоры у стариков и у людей, вынужденных лежать в постели из-за болезни или по какой-либо другой причине.
Характерные симптомы: полное отсутствие позыва на стул и значительное скопление каловых масс.
Свинцовая колика. OPIUM в этих случаях у гомеопатов главное средство не только потому, что, по словам Ганемана, излечивает запор, но и потому, что характерные боли в животе – одно из первичных его действий.
Белая горячка. Замечали, что общее действие OPIUM очень похоже на действие алкоголя.
Прилив крови к мозгу: потеря сознания, кома или бред с сонливостью и страшными галлюцинациями; темно-красное или очень бледное лицо; хрипящее дыхание. Еще более показано, если имеется повышение температуры, ускорение дыхания и работы сердца; обильный пот; сокращение зрачков (симптомокомплекс, точно установленный Ганеманом). Эти симптомы часто встречаются не только при мозговых заболеваниях, но и при многих тяжелых и злокачественных болезнях, затяжных и сыпных лихорадках, воспалениях и пр.
OPIUM назначается людям, склонным к апоплексии, при пассивных приливах крови к мозгу с сонливостью после еды.















