174779 (626124), страница 7
Текст из файла (страница 7)
защита от конкуренции – внешней и внутренней;
организация кооперации – потребительской и сбытовой;
организация взаимопомощи – трудовой и денежной;
сохранение и передача по наследству технологий и производственного имущества;
охрана и защита собственности.
Челном цеха являлся только мастер. Секреты мастерства передавались по наследству. Цеха часто регламентировали не только технологию и объем производства, сбыт и снабжение, но и внутренний распорядок работ, отношения между мастерами, учениками и подмастерьями. Период ученичества также регламентировался. Его срок по мере развития ремесел и закостенения цеховой структуры возрастал с 5 – 6 лет до 10 – 15 лет. Для получения звания мастера требовалось не только пройти все ступени ученичества, создать “шедевр”, сделать большой взнос в цеховую казну, но и устроить пир для мастеров. Затем к условиям вступления добавилось “законное” происхождение, доказать которое было отнюдь не просто. Так появляется категория “вечных” подмастерьев, которые иногда создают свои “малые” цеха.
Во время войны цех выступал как отдельный отряд. Он также имел свои места в церкви, часовни, казну.
Но уже с XIV века цеховой уклад начинает играть тормозящую роль в дальнейшем развитии ремесла и превращении его в мануфактурное производство. Последнее успешнее развивается там, где цеховая регламентация была не столь жесткой.
Купеческая гильдия.
Торговые люди также стараются объединяться “по интересам” – в кумпанства, товарищества, гильдии.
Функции купеческой гильдии аналогичны функциям цеха, это:
защита и охрана собственности;
ограничение внутренней конкуренции;
создание монопольных условий во внешней торговле;
упорядочение мер и весов;
политическое влияние – внутреннее и внешнее;
борьба против феодалов и ремесленников.
Тема 6.
НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ.
Революция цен в Западной Европе.
Рассматриваемый период носит также название эпохи Великих географических открытий. Корабелы начали строительство быстроходных и вместительных судов с многочисленным парусным снаряжением, позволявшим идти не только с попутным, но и с боковым и даже встречным ветром, получивших название каравеллы, и ставшим одним из символов эпохи. Был усовершенствован компас, секстант, разработаны морские карты. Широкое распространение, после изобретения зернистого пороха, получили мушкеты, пистолеты, пушки, позднее ружья со штыком придут на смену аркебузе.
Открытие Нового Света Америки (1942), оказалось прологом эпохи, когда Европа экономически и политически подчинила себе народы и цивилизации, расположенные на огромном пространстве от Юго-Западной Азии до Америки. Границы мира (европейского) за эти двести лет существенно расширились и охватили почти всю планету, за исключением Австралии.
К концу XVI в. сложились первые колониальные империи – испанская в Латинской и Центральной Америке и португальская, центром которой была Бразилия.. С середины XVI в. в борьбу за внеевропейский мир включились Англия, Франция, Голландия. Соперничество европейских держав за преобладание в Новом Свете стало мощным стимулом их развития. Цена европейского процветания складывалась отныне и из гибели древнейших цивилизаций Южной Америки (инков, ацтеков), и из торговли черными африканскими рабами, и из вывоза драгоценных металлов, сырья, и из неэквивалентной торговли, являвшейся, в сущности, открытым грабежом. Цивилизационное влияние Европы оборотной стороной имело нарушение естественного хода исторического развития стран, ставших объектом европейской колонизации, втянутых в формировавшийся мировой рынок. “Запад” пришел на “Восток” в XVI в. и, подчиняя его себе на протяжении последующих столетий, не мог уже существовать без тесных связей с ним. Постоянное взаимодействие с колониальной периферией уже к XVII – XVIII стало условием экономического благополучия Западной Европы.
Параллельно шел рост производительных сил. Появилось оборудование для откачки воды и подачи воздуха в шахты, дробления руды, коксования угля. Была изобретена технология изготовления чугуна, листового железа, проволоки, появились мощные “водяные” молоты, сверлильные станки, сукновальные мельницы, горизонтальный ткацкий станок.
Одним из наиболее значительных экономических открытий последствий Великих открытий стала так называемая революция цен в Западной Европе.
Предыдущие 500 лет цены на основные потребительские товары, испытывая значительные колебания, связанные с семилетними сельскохозяйственными циклами, на долгосрочных интервалах оставались практически стабильными. Их рост составлял 20 – 30% за столетие и был практически незаметен современникам. Этот феномен объясняется ограниченным и практически стабильным количеством золота и серебра в Европе в Средние века.
В связи с мощным притоком золота и серебра из колоний, прежде всего из Америки, количество драгоценного металла, обращающегося в Европе, увеличилось в XVI веке в четыре раза. Естественно, это привело к снижению покупательной способности денег, то есть к росту цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, в среднем в 3 – 3,5 раза, а по отдельным товарам даже в 5 – 8 раз. Революция цен способствовала укреплению положения купцов, бюргеров и фермеров, поскольку цены на производимые (привозимые) ими товары существенно возросли. Положение же крупных феодалов и наемных работников ухудшилось, поскольку ставки арендной и заработной платы росли существенно более медленными темпами и периодически фиксировались долгосрочными соглашениями.
Испания, первой и более других выигравшая от притока золота, в долгосрочной перспективе оказалась самой пострадавшей страной. Ее внутреннее экономическое развитие существенно замедлилось, а затем и вовсе пришло в упадок. В политике же восторжествовала наиболее реакционная линия.
Уже к концу эпохи Возрождения Испания переживает закат своего могуществ и начинается ее все более усиливающееся отставание от других европейских стран. Приток золота сыграл с католической империей, над которой никогда не заходит солнце, дурную шутку. Деньги пошли не на нужды внутреннего развития, а на укрепление власти фанатичной церковной аристократии. Они утекали из страны в обмен на качественные товары голландского, французского, итальянского, английского производства, расширяя товарные рынки этих стран и способствуя развитию производства там. Даже груженые золотом испанские галеоны стали добычей английских, голландских, французских пиратов (корсаров), которым их правительства выдавали специальные лицензии (каперские) на право грабежа испанцев.
Борьба за экономическое лидерство в Европе.
Вначале Возрождения экономическим лидером Европы была Северная Италия, чьи крупные торговые города, прежде всего Генуя и Венеция, контролировали торговлю с Востоком и активно развивали мануфактурное производство тканей. Но постепенно значение и влияние североитальянских городов снижается, особенно после открытия морских путей в Индию, Индонезию, Китай, Японию и Америку, которые поначалу стали контролировать Португалия и Испания. (Правда, Генуя, оправившись от поражения в Кьеджийской войне, в 1557 – 1627 гг. становится общеевропейским центром расчетов).
Еще более сильный упадок переживает Ганза. Сначала она пострадала от неблагоприятного изменения цен: после 1370 г. упали цены на зерновые, а после 1400 г. – и на пушнину, а цены на промышленные изделия возросли. А затем начали возрождаться территориальные государства: Англия, Швеция, Дания, Польша, Московия, подчиняя себе города и торговлю. Но некоторые города еще долго будут на равных соперничать даже с такими могучими территориальными государствами, как Франция, Испания или Австрия.
Так, в начале XVI века происходит возвышение Лиссабона, который в 1505 – 1560 гг. превратился благодаря удачному географическому положению, энергии и предприимчивости португальских мореплавателей, поддерживаемых двором, и монополии на торговлю перцем в наиболее блестящую европейскую столицу. Однако удержать это положение надолго не удастся.
Затем лидерство перейдет к Антверпену, который, с одной стороны, станет общеевропейским “торговым складом”, а с другой, обслуживая в 1530 – 1650 гг. расчеты торгового дома Фуггеров, которые, в свою очередь, были едва ли не главными казначеями империи, будет оспаривать у Генуи роль главного расчетного центра Европы.
Наследником Антверпена станет Амстердам и в целом Голландия, которая, несмотря на свой скромный размер и небольшую численность населения, в течение целого столетия будет являться экономическим центром европейского мира.
Первая страна победившего капитализма.
Центр европейского капитализма смещается в сторону Амстердама, который в с 1630 по 1730 год будет доминировать, опираясь на флот, втрое превосходящий все остальные европейские флоты вместе взятые. Он насчитывал около 15 тысяч кораблей, из которых более 1.000 были военными. Для сравнения – Франция в это время имела не более 15 военных кораблей. В стране с населением около 2 миллионов человек (не более 600 тысяч взрослых здоровых мужчин) было 150 тысяч моряков и более 200 верфей, на которых строились корабли для Англии, Франции, России и Польши. Успешному капиталистическому развитию Голландии способствовали следующие факторы:
удачное географическое положение на стыке “балтийского” и “атлантического” торговых путей, благоприятствовавшее формированию крупных торговых капиталов;
недоразвитость крепостного права и феодальных институтов. Личная свобода крестьян сохранялась даже в эпоху “мрачного” Средневековья, а освобождение от испанского владычества открыло дорогу политическому господству буржуазии уже в конце XVI века;
бедность почв и недостаток земель заставляли искать удачи в море и совершенствовать сельское хозяйство. Рыболовством было занято 100 – 120 тысяч человек, и страна снабжала селедкой почти всю Европу. А с помощью плотин, дамб и насыпей удалось отвоевать у моря сотни квадратных километров плодородного шельфа;
религиозная терпимость обеспечила приток в страну гонимых католиками образованных, квалифицированных, предприимчивых и достаточно обеспеченных протестантов: лютеран и гугенотов, а также евреев, укрепивших средние слои голландского общества.
Наибольшее развитие в Голландии получила внешняя торговля, преимущественно с Индией, Индонезией, Китаем, Японией и Америкой. Торговый оборот в XVII веке составлял 75 – 100 млн. золотых флоринов в год.
Из промышленных отраслей наибольшее развитие, помимо кораблестроения, получила суконная промышленность.
Причем по структуре организации отрасль отличалась разнообразием – сочетанием рассеянного производства, централизованного, которое получило наибольшее развитие, и смешанного. Голландия специализировалась на тонком сукне, парусине, плюше, бархате льняных и шелковых тканях.
Но были и факторы, неблагоприятно влияющие на развитие страны, к числу которых, в первую очередь, можно отнести нехватку сырья и особенно рабочих рук, а также враждебное окружение: испанские имперские земли, Франция, набирающая военную мощь на континенте и навязавшая Голландии несколько войн на суше, Англия, активно, конкурирующая на море и навязавшая четыре морских войны: в 1652 – 54, 1665 – 67, 1672 – 74 и 1782 – 83 гг., а в торговле отгородившаяся протекционистскими барьерами. Начавшийся после проведения огораживания подъем в английской шерстяной промышленности позволил ей буквально “завалить” Европу своими тканями и колониальными товарами, среди которых выделялся индийский текстиль, что, конечно, неблагоприятно отразилось на голландских сукноделах.
Все это, в конечном итоге, несколько приостановило бурное развитие Голландии и привело к смещению центра экономического развития в Англию.
Экономические предпосылки и последствия революции в Англии.
Повсеместно, а особенно сильно в Англии, происходит укрупнение земельной собственности. Малые крестьянские наделы по 10 – 20 гектар сменяются фермерскими – по 100 – 150 гектар. Усиливается имущественное расслоение. Средние слои укрепляются как за счет обедневшего дворянства, постепенно переходящего в служилое сословие, так и за счет части крестьян, превращающихся в фермеров. Мануфактуры, рассеянные, а затем централизованные в наиболее развитых странах (Голландия и Англия), начинают вытеснять ремесленные цеха, которые постепенно изживают себя, теряя конкурентоспособность. Рабочий день на централизованной мануфактуре продолжался 14 – 16 часов, на рассеянной – практически без ограничений. Заработная плата определялась прожиточным минимумом семьи рабочего и приблизительно равнялась удвоенной стоимости дневного рациона, состоявшего преимущественно из хлеба.















