114222 (617125), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Затем и другие путешественники стали приносить свои летние запасы камней, корней, ракушек, засушенных растений, остатки гранат и гильз, фотографии. Все это порождало много вопросов, не всегда ребята могли на них ответить, мы искали в школе людей, способных нам помочь, постепенно узнавая своих соседей.
Но далеко не у всех сложилась летняя коллекция как материализованная память, разглядывая которую можно погрузиться в свои прежние состояния, наполненные теплом, солнцем, покоем. Ведь это лето непременно надо сберечь «и где-то отложить для себя, чтобы после, в любой час, когда вздумаешь, пробраться на цыпочках во влажный сумрак и протянуть руку» (Р. Брэдбери. «Вино из одуванчиков»).
Мы стали придумывать такую коллективную коллекцию. Несколько дней не снимали со стены лист ватмана, и все в классе - и ребята, и учителя, и родители - записывали на нем то, что каждому хотелось бы запомнить, сохранить как память о лете: кусочек смолы, запах моря, хвои, лаванды, летних яблок, шум корабля, иголку с большого кактуса, велосипед, куст шиповника у дачного окна, ощущения от немного колючей подушки в деревне, баночку клубничного варенья, абрикосовый компот, медузу, белую жемчужину, барашков на море, камень - полосатый, древний и морской и т. д.
В воскресенье ребята со своей семьей придумывали такую домашнюю коллекцию. Однажды, когда мы в классе собирались пить чай и готовили бутерброды, пошутили: а нельзя ли взглянуть на лето и на себя летнего, как на большой такой бутерброд? А что такое бутерброд? Получилось, что это нечто слоеное, сохраняющее форму нижнего, главного слоя - хлеба, дающее новый вкус при одновременном надкусывании всех слоев. Вот такая модель; а если с ее помощью взглянуть на себя, что может получиться?
Кому-то пригодилось строгое слово «коллекция», а кому-то смешной образ - «бутерброд». Ребята очень часто сами находят и подсказывают нам новые способы и формы, с помощью которых им легче выразить себя. Учителю нужно всего-то не проглядеть эту ситуацию, поддержать, усилить ее.
Однажды, когда мы всем классом гуляли в лесу, к учителю подбежал самый молчаливый наш мальчик, раскрыл ладошку, а на ней уютно расположились желудь, маленькая шишка, кусочек бересты и красная ягода рябины. Правда, красиво? Хочется сохранить, а в классе есть целый мешок круглых деревянных подставок, на которых можно все это разместить. Начинается неделя всеобщего увлечения инсталляциями. В ход идет все: листики деревьев, хвоя, шишки, ягоды, ветки, сухая трава, цветы, лепестки лунарии, семена, кусочки ткани, нитки, пуговицы, клей, пластилин. У каждого получилось по 3—4 работы. Неожиданные, интересные работы и названия к ним удивительные!
Свободные тексты
Снова возвращаемся к текстам. Читаем «Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери: «Они приходили неслышно. Уходили почти бесшумно. Трава пригибалась и распрямлялась вновь. Они скользили вниз по холмам, точно тени облаков... Это бежали...» О ком это? Ваше продолжение? Горячие споры — это туманы, ветры, насекомые, какие-то таинственные животные, инопланетяне. А у Брэдбери: «Это бежали летние мальчики».
Мир летних мальчишек:
«Одна дорожка ведет от зеленых ворот до красных. Еще одна дорожка ведет на участок Феди. Третья дорога ведет к затерянной дороге» (Егор Ю.).
«Я купался в море и видел морского ежа, селедку, мальков и рыбу-иглу. А еще я катался на яхте, и мы заплывали на вулканический остров, и я собирал камни, и взял кусочек лавы, и заходил в пещеру химеры, и катался на водных горках, и на верблюде, и на лошади» (Дима С.).
Мир летних девчонок:
«Разные фрукты и цветы. Высокие и деревянные дома. Резные окна и крыши. Светлый тоннель, где я с подружкой поклеила обои, и стало еще светлее. Лейка, огород, грядки и много солнца» (Даша В.).
«Это — цветы и танцы, лошади, одуванчики, велосипеды, палатки на траве, теннис, игры в карты и Гарри Поттера» (Настя Б.).
Позже мы писали про осеннее настроение. Сравнивали себя осеннего с летним — что изменилось? Вот я летний, веселый, беззаботный. А вот я осенний.
«Осень за окном, падают желтые листья, скоро будет снег. Я иду по желтым и красным листьям и собираю их в букет. Мне навстречу смотрит конь-единорог. Он лежит на опавших листьях, а я его глажу. У него золотая грива и блестит рог» (Аня Я.).
«Осенние листья, как дождь, летят с неба и сыплются на нос, а мы их не замечаем, потому что мы всегда куда-то спешим. А листья все падают и падают, а мы их все не замечаем» (Люба К.).
Эти тексты всегда читаются вслух, в классе. Особенно понравившееся место читаем еще раз. Мы всегда стараемся найти удачу автора, иногда только одно предложение или словосочетание, понять его настроение. Обсуждаем, вместе радуемся.
Тексты-загадки
В прошлом году, когда ребятам было шесть лет и больше половины класса не умело читать, мы начали работу, которую для себя классифицировали как «работу над пониманием текста».
Ребята доставали чистый лист бумаги, фломастеры и карандаши и готовились слушать историю про одного таинственного зверя. Как только кто-нибудь из слушателей полагал, что ему понятно, о ком идет речь, он начинал рисовать свою отгадку. А текст длинный, описание дополняется все новыми подробностями, и вот уже часть ребят отказывается от своей версии и делает новый рисунок. Когда работа заканчивается, все рисунки вывешиваются, рассматриваются, и начинаются жаркие споры, которые можно перевести в рамки дискуссии.
Когда ребята научились писать, мы немного усложнили работу. На оборотной стороне листа альбома просили написать, на основе каких ключевых слов ребята отгадали животное. Теперь можно было проследить за тем, как они удерживают все больше и больше признаков.
Во 2 классе эту форму еще более усложнили — теперь нужно самому сочинить текст-загадку. Поскольку эти тексты были связаны с летними воспоминаниями, то посвящались своему любимому растению. Летом многие ребята имеют возможность изо дня в день наблюдать, как подрастает и меняется цветок, дерево, куст, где оно любит расти, какой у него характер.
Теперь нужно подробно вспомнить свои наблюдения, постараться точнее их описать. Это уже не такой бурный полет фантазии, который допускает свободный текст.
«У этого растения — листья с неровным контуром. Их используют для засолки огурцов. Листья передают огурцам главное качество растения — крепость. Когда оно цветет — значит, скоро будет похолодание. У него очень крепкая древесина. Осенью у этого растения обычно любят прогуливаться свиньи» (Егор Ю.).
Если тексты получались короткими и по ним ребятам сложно было понять, о чем идет речь, то после коллективного прочтения описания можно было задать вопросы автору, но не более трех, а затем рисовать отгадку. В дополнение к рисунку нужно записать, какие слова позволили сделать такой вывод и какая информация вызвала удивление, была новой. На большом листе миллиметровки мы строили диаграмму. Вдоль горизонтальной оси записывали имена ребят, а по вертикальной откладывали количество «удивлений». Зримый образ работы каждого резко стимулировал желание «удивляться» и искать новизну в рассказе товарища. Всякий раз при чтении очередной загадки мы дополняли диаграмму и получали новый график, понятный каждому: чем выше столбик на схеме, тем лучше сработал докладчик.
Учитель работает по-другому
Мы попытались подробно описать несколько фрагментов нашей жизни. Очевидно, что она не может уместиться в рамках ежедневных четырех-пяти уроков. Поэтому нам потребовались полный школьный день и минимум два учителя. Концепцию такого дня мы еще обдумываем, приспосабливаем к детским ритмам и к тому новому содержанию образования, которое постепенно рождается.
Попробуем посмотреть на действия учителя. Взрослый выступает в нескольких ролях. Первая — роль внимательного наблюдателя; вторая - аналитика; третья - создателя ситуаций изнутри, в одной из игровых ролей.
Учитель в роли наблюдателя:
- Что мы наблюдали год назад?
- В классе 25 человек.
- Большинство ребят претендуют на роль лидера.
- Свою нишу в новом коллективе отстаивают бурно, конфликтно, в ссорах и драках.
Разрешение их (конфликтов) постоянно ищут у взрослых.
Очень важно, чтобы наблюдателей было несколько, два учителя, работающих в классе, коллеги, ведущие отдельные предметы, может быть, родители, приходящие в класс. Тогда мы можем получить более полную картину, подстрахуемся от некоторой предвзятости или однобокости.
Учитель в роли аналитика:
- Что нас не устраивало?
- Ребята не имеют никаких средств (опыта) мирного разрешения конфликта.
- Учитель постоянно вынужден находиться внутри ситуации и надевать на себя «костюм» верховного судьи.
А хорошо было бы найти такую игровую ситуацию, в которую можно было бы переводить конфликт, отложить его во времени, рассмотреть его со всех сторон - и обиженного, и обидчика, и свидетелей - и совместно найти мирное решение.
Создатель ситуаций в позиции игровой роли - зависит от конкретной игровой ситуации.
Особенности разворачивания целостной жизнедеятельности и формы совместности в ней
Целостная жизнедеятельность как образовательная модель
Учебный процесс в этой модели строится как цепь игр-проектов, в каждом из которых происходит переплетение предметных линий вокруг реальной или игровой проблемы. Проекты взаимосвязаны, представляя развитие некоторого единого сюжета, удерживаемого учителем. По мере взросления и в зависимости от индивидуальных склонностей ребенок берет на себя все большую долю ответственности за проект. Начиная такое движение в начальной школе, учащийся готовится к самостоятельному проектированию в старшей школе. Цепь игр-проектов может быть почти непрерывной, а может включать большие периоды иной, более традиционной учебной работы.
Опишем общие принципы разворачивания игр-проектов, акцентируя внимание на роли совместности в их реализации.
Проект для нас — способ «проживания» основной части учебного времени, что предполагает в большой мере размывание рамок уроков и использование режима полного дня. Поэтому мы и говорим об образовательном процессе в нашей модели как о целостной жизнедеятельности. Единицей такого образовательного процесса становится игра-проект.
Игра-проект может длиться от пары недель до нескольких месяцев (в 1 классе - короче). Режим существования в проекте зависит от его длительности.
Короткий по времени проект может осуществляться как полное «погружение» или «штурм». На это время сводятся до минимума все деятельности, не связанные впрямую с задачами проекта. Это касается и предметных уроков, и внеклассных мероприятий, и поездок, и домашних заданий. Жизнь как бы фокусируется на одной теме. Тут очень желательно встраивание уроков учителей-предметников в общее русло, их готовность работать на задачи проекта» О возможностях такой кооперации необходимо договариваться заранее, оговаривая общие принципы, материал и т. п.
Проект, рассчитанный на длительное время, отличается меньшей концентрированностью на теме, а сама тема предполагает значительно более широкий спектр возможностей и вариантов. Линия движения в таком проекте выстраивается наряду с другой учебной и внеучебной деятельностью.
Сюжетная линия «Земля - мой дом» выстраивается по принципу постепенного расширения взгляда ребенка на окружающий мир. Образно это можно себе представить как систему концентрических кругов, расходящихся от ребенка. Каждый год - это новый, более широкий план рассмотрения мира.
Этот сюжет привлекает нас тем, что:
- во-первых, его логика расширения области освоения мира совпадает с логикой развития и взросления;
- во-вторых, эта логика прозрачна для детей, что дает им возможность предугадывать развитие сюжета и предлагать свои темы;
- в-третьих, и это самое главное, данный сюжет и конкретные темы проектов позволяют разворачивать разнообразную и многоплановую деятельность, в которой ребенок может выбирать способы, роли, позиции, партнеров; наращивать универсальные и предметные умения;