14665-1 (612752), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Биопсию брали из крестцовых связок пациентов реактивным артритом, недифференцированным спондилоартритом , недифференцированным олигоартритом, ювенильным хроническим артритом , ревматоидным артритом, анкилозирующим спондилитом , чтобы исследовать на содержание бактериальной ДНК. Полученные образцы проверяли на наличие ДНК следующих бактерий: Chl. trachomatis, Chl. pneumoniae, Yersinia enterocolitica, Salmonella enteritidis, Campylobacter jejuni, Shigella flexneri, Klebsiella pneumoniae, и Borrelia burgdorferi. Бактериальную ДНК обнаружили в периферических суставах, а также в крестцовых. Отсутствие бактериальной ДНК у пациентов со спондилоартритами объясняется , возможно, наличием аутоиммунных механизмов , включаемых на поздних стадиях болезни.
Бактериальную ДНК обнаружили в периферических суставах пациентов с олигоартропатиями и хроническим ювенильным артритом , ( но не в случаях реактивного артрита ), неспецифических спондилоартропатий, или ревматоидного артрита. Определение бактериальной ДНК в синовиальном материале методом ПЦР дает полезную диагностическую информацию, особенно в тех случаях, когда присутствуют несколько микробов или антитела не определяются. Невозможность обнаружения бактериальной ДНК у пациентов с реактивным артритом и неспецифическими спондилоартропатиями связана, вероятно, с длительностью заболевания и предполагает, что здесь включаются аутоиммунные механизмы поздних стадий болезни.
Inman RD, Chiu B ( 1998 ) использовали экспериментальную модель в виде стабильных клеточных линий синовиоцитов, полученных из суставов крыс, которые сокультивировали с Chl.trachomatis таким образом, что происходило микробное заражение клеток, которые затем инъецировали внутрь сустава, разделяя раннюю и позднюю фазы инфекции. Ранняя фаза характеризовалась интенсивным преимущественно нейтрофильным синовитом, ограничивающим подвижность сустава, диссеминацией хламидий в печени и в селезенке, наличием жизнеспособных хламидий в суставах. Поздняя фаза характеризовалась значительной смешанной мононуклеарной инфильтрацией в суставе, его диспластическими изменениями, развивающейся затем частичной репарацией, отсутствием живых хламидий и развитием выраженного гуморального процесса. Эта модель показала, что интенсивный синовит может быть индуцирован этим внутриклеточным патогеном и что синовиоциты являются реальными клетками-хозяевами для хламидий и могут функционировать как естественный резервуар инфекции в организме.
Rodel J, Straube E et al ( 1998 ) при изучении способности хламидий стимулировать цитокиновый ответ у фибробластоподобных синовиоцитов в культуре инфицировали их Chl.trachomatis серотипа Е . Оказалось, что эти клетки способны поддерживать рост хламидий в системах in vitro. Chl.trachomatis стимулировала синовиоциты к продукции IL-6, TGF-beta, GMCSF, а IL-1 бета повышал продукцию IL-6 и GMCSFв инфицированных клетках. Обработка интерфероном-гамма приводила к высвобождению TNF-альфа в ответ на хламидийную инфекцию. Таким образом, индуцированный хламидиями цитокиновый ответ синовиальных фибробластов может вносить свой вклад в изменение синовиальной мембраны , вызывая воспаление.
Yin Z, Braun J, Neure L, Wu P, et al. ( 1997 ) исследовали, присутствует ли предоминантный тип 1 Т-хелперов ( Th1 ) или Th2 цитокиновый паттерн в суставах пациентов с реактивными артритами или уровни цитокинов могут модулироваться другими цитокинами или антицитокинами. 11 пациентов с реактивными артритами, развившимися вследствие инфекций Chl.trachomatis, Yersinia enterocolitica, или Salmonella enteritidis были обследованы на присутствие Th1/Th2 цитокинов в суставах. Обнаружено, что после стимуляции специфическими бактериями мононуклеары синовиальной жидкости секретируют низкие количества инфтеферона-гамма и TNF-альфа, но высокие количества IL-10. IL-10 отвечает за супрессию IFN-гамма и TNF-альфа. Эти данные указывают, что Th2 цитокиновый паттерн необходим для элиминации ассоциированных с реактивными артритами бактерий. Следовательно, баланс IL10-IL-12 играет критическую роль в регуляции цитокинового паттерна в суставах больных реактивными артритами.
Согласно Gerard HC, Kohler L, Branigan PJ, Zeidler H, et al. (1998) главным клеточным хозяином персистирующей синовиальной инфекции Chl.trachomatis являются макрофаги. В результате инфекции в культуре человеческих моноцитов-макрофагов последние приобретали аберрантную морфологию и не продуцировали новых элементарных телец, что, по-видимому, отражает ситуацию внутри сустава. Важно, что гены, кодирующие 57 кДа hsp 60 белок экспрессируются бактерией уже через 10 дней после инфицирования культуры , но уровни транскриптов гена главного белка внешней мембраны хламидий ( omp1 ) , как оказалось, регулируются дополнительно.
Вестерн-анализ этих поздних белков подтвердил присутствие генного продукта hsp60 и явное отсутствие главного белка наружной внешней мембраны хламидий в инфицированных моноцитах. Таким образом, во время начинающейся инвазии моноцитов человека in vitro хламидии не продуктивны, но метаболически активны, что подтверждает паттерн их транскрипционной активности. Все это в высокой степени соотносится с известным персистированием инфекции Chl.trachomatis в синовиальной ткани in vivo.
Deane KH, Jecock RM, Pearce JH, Gaston JS ( 1998 ) охарактеризовали эпитоп внутри 60кДа hsp60 белка, распознаваемый HLA-DRB1*0401рестриктированными Т-клеточным клоном, полученным у пациента с реактивным артритом . Оказалось, что для эффективного распознавания важна средняя длина пептида, а также наличие валина. Оптимальный ответ наблюдали с 14-членным пептидом .
Последовательность определенного эпитопа была идентичной hsp 60 из обоих видов Chl.trachomatis и Chl. pneumoniae. В связи с достаточно широким распространением хламидийной инфекции во всем мире,( только в США выявляют около 2.5 млн новых случаев в год ), в последнее время значительно возросло количество данных о ее повреждающем воздействии на репродуктивную систему . В большем проценте случаев восходящие генитальные инфекции являются полимикробными ( Judlin P ( 1998)). Chl.trachomatis часто сочетается с E.coli , стрептококками и анаэробными инфекциями.
Диагностика хламидийной инфекции трудна , так как обычные симптомы: боли в нижней части живота и цервикальные нарушения не имеют специфичности или могут полностью отсутствовать. При исследовании на генитальный хламидиоз обязательны бактериологические исследования внутриматочных и внутрицервикальных проб. Считают, что Chl.trachomatis является главным патогеном репродуктивного тракта. Оказалось также, что иммунопатологические механизмы хламидиоза в отношении органов и тканей репродуктивного тракта, как и в случае поражения суставов, опосредованы инициированием аутоиммуной реакции через белок hsp60 .
Sziller I, Witkin SS, Ziegert M, Csapo Z, Ujhazy A, Papp Z ( 1998 ) изучали клинические и гистологические корреляции иммунореактивности к Chl.trachomatis и к эпитопам hsp60 среди женщин с эктопической беременностью. Серологический ответ к 13 синтетическим пептидам, соответстующим главным эпитопам hsp60 определяли у 67 женщин с эктопической беременностью и у 45 женщин с самопроизвольными выкидышами. Сальпингит был обнаружен в 43.3% случаев пациенток с внематочной беременностью.
Его наличие коррелировало с антителами к двум эпитопам hsp60 ( от 260-271 а.о. и 411-422 а.о.). Антитела к этим двум эпитопам по сравнению с другими 5 эпитопами были выявлены у больных с формированием спаечного процесса в области придатков матки. Антитела к эпитопам 260-271 и 188-199 выявлялись у пациенток с воспалениями малого таза. Пациенты с эктопической беременностью имели больший по сравнению с внутриматочной локализацией беременности уровень антител IgG к Chl.trachomatis. Женщины, инфицированные Chl.trachomatis и с положительной иммунореактивностью по отношению к эпитопам hsp60, имели большую частоту сальпингитов и спаек. Наоборот, пациенты, позитивные только по отношению к антителам к Chl.trachomatis не отличались от серонегативных пациентов по этим категориям. Следовательно, индукция спаечного процесса в присутствии Chl.trachomatis определяется наличием антител к hsp60.
Похожее исследование, но на более обширном клиническом материале провели Kligman I, Grifo JA, Witkin SS ( 1996 ), которые также пришли к выводу, что экспрессия hsp 60 является одним из механизмов, ведущих к локальной активации макрофагов и Т-лимфоцитов и высвобождению цитокинов. Женщины со спаечным процессом имели повышенное количество антител к Chl.trachomatis и hsp60 в перитонеальной жидкости.
Присутствие hsp60 связывают также с развитием перигепатитов и спаечного процесса. Money DM, Hawes SE, Eschenbach DA, ( 1997 ) в проспективном исследовании 157 женщин с клиническим диагнозом пельвиолярного воспаления. У 27 женщин лапароскопически обнаружили перигепатит и сальпингит, по сравнению с 46 пациентками с одним только сальпингитом. Антитела к хламидийному hsp60 обнаружили у 67% пациентов перигепатитно-сальпингитной группы и в 28 % случаев в группе с одними сальпингитами. Средний титр был значительно выше в первой группе. По сравнению с женщинами с одним только сальпингитом пациенты с перигепатитом и сальпингитом не имели значительных клинических или микробиологических различий между группами, но демонстрировали значительно большее присутствие спаек и более высокие титры антител к hsp60 белку хламидий.
В работе Claman P, Honey L et al, ( 1997 ) определяли присутствие главного белка внешней мембраны ( МОМР ) Chl.trachomatis в ткани фаллопиевых труб женщин с бесплодием и с хроническим сальпингитом, а также с билатеральной окклюзией труб. МОМР был обнаружен в образцах из фаллопиевых труб у 11 из 56 пациентов . Средний титр IgG антител против хламидий был значительно выше у женщин с наличием МОМР, чем у пациентов без этого антигена.
Следовательно, присутствие МОМР ассоциировано с хроническим сальпингитом и с трубной окклюзией. Задачей исследования Mol BW, Dijkman B, Wertheim P.et al.( 1998) явилось определение дискриминационных значений титров к хламидиям в диагностике патологии труб у больных с бесплодием. Общее количество пациентов составило 2729 женщин с субфертильностью в 23 самостоятельных исследованиях, которые привели к важному выводу о том, что диагностическая значимость титров антител к хламидиям методами ELISA, микрофлюоресцентным или иммунофлюоресцентным в диагностике любой трубной патологии вполне сравнимо с результатами ГСГ при диагностике трубной окклюзии.
Как влияет хламидийная инфекция на гормональную функцию яичников? Согласно данным целого ряда исследователей хламидиоз вызывает значительные изменения овариальной функции. Так, Crowley T, Horner P, et al. ( 1997 ) исследовали 1055 женщин на наличие Chl.trachomatis методом ELISA. Из 1022 проанализированных проб, взятых из шейки матки и уретры Chl.trachomatis была обнаружена в 8.8% случаев в одном из сайтов, в 2.3% случаев в обоих сайтах , 4.9% случаев только в пробах из шейки цервиксе и 1.5% случаев только из уретры. Таким образом, в образцах из уретры хламидии обнаружили в 17% случаев.
Анализ 808 женщин с регулярным менструальным циклом показал связь выявления Chl.trachomatis с приемом комбинированных контрацептивов, фазой цикла, возрастом и состоянием шейки матки. Значительно большая частота хламидиоза была обнаружена при взятии образцов во второй половине цикла. Возраст и состояние эндоцервикса оказались более важными факторами риска заболевания, чем контрацептивы или менструальный цикл. Не менее важные доказательства влияния хламидийной инфекции на гормональный статус яичников были получены при исследовании групп больных бесплодием при проведении процедур IVF (Sharara FI, Queenan JT Jr, Springer RS, et al.( 1997 ) Keay SD, Barlow R, Eley A, Masson GM, et al.( 1998 )).
Целью данных работ явилось изучение влияния инфекции Chl.trachomatis на эффективность стимуляции овуляции гонадотропинами. Исследовали 242 пациенток, проходящих циклы IVF ( 81 пациент в контроле ). 94 пациентки с недостаточным ответом на овариальную стимуляцию, определились в программе ежедневной стимуляции 300 IU ФСГ . У 148 пациенток был получен хороший ответ на стимуляцию. Сывороточные уровни IgG к хламидиям определяли методом ELISA. Значительно более высокая частота обнаружения сывороточных антител к хламидиям наблюдалась у пациентов со сниженным ответом на стимуляцию ФСГ.Это позволяет думать о неблагоприятном влиянии инфекции Chl.trachomatis на овариальную функцию.
В другой работе Sharara FI, Queenan JT Jr, Springer RS, et al. ( 1997 ) исследовали сывороточные уровни IgG у большого числа пациентов при проведении процедуры IVF: 194 женщины до 40 лет , прошедшие в общей сложности 316 циклов IVF . У 107 женщин ( 55,2 % ) при этом были выявлены повышенные сывороточные уровни антител класса IgG против хламидий. В результате IVF были получены две эктопические беременности в группе с положительными титрами и ни одной в группе с отрицательными титрами.
Экспериментальные данные , полученные на животных моделях представляют собой прямое доказательство нарушения гормональной функции яичников при инокуляции Chl.trachomatis. Pal S, Hui W, Peterson EM, de la Maza LM ( 1998 ) исследовали факторы, влияющие на индукцию бесплодия на модели хламидийной инфекции генитального тракта у мышей. Самкам мышей С3Н интравагинально инокулировали различные дозы Chl.trachomatis, в результате чего у них развивался целый ряд клинических проявлений от бесплодия до бессимптомных выкидышей, причем инфекцию в средних и верхних отделах генитального тракта обнаруживали в большем проценте случаев у мышей, инфицированных во время лютеиновой фазы, чем во время фолликулярной. Эти результаты указывают, что быстрое терапевтическое вмешательство может позволить избежать последствий инфицирования хламидиями и предполагает, что гормональные факторы играют решающую роль в патогенезе заболевания.
Мы исследовали кривые базальной температуры, уровни антител класса IgG против мембранного липополисахаридного антигена Chl.trachomatis, сывороточные уровни прогестерона ( в периферической венозной крови на 22-23 день менструального цикла ) у 15 женщин с бесплодием длительностью не менее 8 месяцев и обнаружили значительную корреляцию между возрастанием титров антител к Chl.trachomatis и снижением уровней прогестерона ( менее 7 нг\мл ), кривая базальной температуры у таких больных была монофазной или имела снижение базальной температуры ( менее 37"С ) уже через 2-3 дня после среднециклового подъема. Наши данные подтверждают значительное влияние инфекции Chl.trachomatis на функции яичников и , в частности, на функцию желтого тела, что может в определенных случаях являться причиной прерывания беременности на ранних сроках.
Какова ультраструктура инфицированного Chl.trachomatis эндоцервикса? На животных моделях было показано ( Phillips DM, Burillo CA, 1998 ), что если в начале инфекции наблюдается значительное количество элементарных телец на поверхности эпителиальных клеток , то через 2 дня после инфицирования они включают в себя значительное количество ретикулярных телец и некоторое количество промежуточных форм. В процессе инфекции in vivo может происходить разрушение хламидийных включений внутри цитоплазмы инфицированных клеток, в результате чего формируются аберрантные и миниатюрные ретикулярные тельца, описанные как персистирующие формы хламидий. Следовательно, уже в процессе инфицирования цервикального эпителия в некоторых клетках формируются персистирующие формы хламидий.















