57565 (610604), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Здесь, в Крыму, на оживлённом перекрёстке международных путей, переплелись дороги и судьбы многих племён и народов. Кроме тавров и киммерийцев, полуостров в разные периоды населяли скифы и сарматы, древние греки и римляне, готы и гунны – в античную эпоху; южные славяне и армяне, печенеги и половцы, хазары и праболгары, венецианцы и генуэзцы, татары, турки, и караимы – в средние века. И это только малая часть тех, кого можно было перечислить. Во все времена население полуострова была очень пёстрым.
Аборигенами полуострова, возможно, были тавры, давшие и название самому полуострову – Таврида. Тавры населяли южную часть Крыма (Таврику), 9 век до н.э. – 4 век н.э. Занимались скотоводством, охотой, рыболовством, знали ткачество и бронзовое литье. Племена тавров жили в укрепленных поселениях. Боролись против Херсонеса, Боспорского государства. С 1 в. н. э. смешались с соседними народами (тавроскифы и др.).
«Отец истории» Геродот писал о таврах, населявших территорию полуострова от западных его границ до Керченского полуострова. «Тавры – писал Геродот, – приносят в жертву Деве потерпевших кораблекрушение и всех эллинов, кого захватят в открытом море…». Ещё одно интересное сообщение о таврах историка Полиена (2 в. н.э.): «Тавры, предприняв войну, всегда перекапывают дороги в тылу, сделав их непроходимыми, вступают в бой; делают они это для того, чтобы, не имея возможности бежать, – победить или умереть».
Исчезли тавры в первые столетия новой эры. Произошло это в результате растворения тавров в конгломерате народов появляющихся и исчезающих на пространстве полуострова.
Греческие колонисты появились в Крыму более 2700 лет назад. Устраивая на побережье сначала фактории, а затем и колонии-полисы (независимые от метрополии города-государства) греки явились основателями нескольких ныне существующих в Крыму городов. В 5 в. до н.э., на западе Крымского полуострова появилось новое государственное образование – Херсонес – рабовладельческая республика с демократической формой правления, которой были подавлены Гераклейский полуостров, а также Керкинитида (Евпатория) и Калос-Лимен (район сегодняшнего посёлка городского типа Черноморское).
А история города Евпатории насчитывает 2500 лет. Город входит в десятку самых старых городов бывшего Советского Союза. Он моложе Еревана и Керчи, но старше Ташкента, Москвы и Киева. Спорным является старшинство по возрасту г. Феодосии (недавно этот город отпраздновал 2524 лет), так как возраст Евпатории определяется с точностью не менее чем 50 лет.
За 2,5 тысячелетия своего существования город сменил три имени.
Начиналось все с античного города Керкинитиды.
В третьей четверти 6 в. до н.э. (550-525гг. до н.э.) греками выходцами из Милета – была основана Керкинитида – самостоятельное рабовладельческое город-государство, демократическая республика. Кстати, греческий город Милет основал еще около 80-ти колоний. Первые упоминания о Керкинитиде, мы находим у древних авторов: Геродота, Стробона, Адриана, Гекатея Милетского.
Есть основания утверждать, что самое первое название города звучало как Каркинитида.
Геродот одним из первых в своем труде в 5 в. до н.э. «История» (в книге 4) дважды упоминает Керкинитиду. В первом сообщении Геродот пишет, что река Гипакирис «пересекает область скифов-кочевников и затем впадает в море у города Каркинитиды». Второй раз Геродот, описывая степи Скифии, говорит, что она «простирается до города, называемого Каркинитидою».
Согласно греческим легендам, родоначальником скифов и покровителем Тавриды был любимый греками герой Геракл, сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены, славный свершением своих двенадцати подвигов.
Греческая мифология трижды приводит своего непобедимого, неустрашимого и неунывающего героя на земли Северного Причерноморья, среди городов которого был и наш город, носивший в период античности название Керкинитида. В погоне за кенирейской ладонью Геракл впервые пересекает Скифию.
«Отец истории» Геродот рассказывает о великом герое, как о прародителе скифского народа. В поиске коров трехголового великана Гериона Геракл вновь попадает на территорию Северного Причерноморья, где сталкивается со странным существом: полудевой – полузмеей – ехидной, которая похищает у спящего Геракла коней, обязуясь их вернуть после рождения трех сыновей. Результатом этого странного союза было появление на свет Агафирса, Гелона и Скифа. Покидая вынужденное пристанище, герой велит остановить в этих краях того из сыновей, который сможет натянуть отцовский лук и опоясаться поясом с прикрепленной золотой чашей. Испытание выдержал только младший сын Скиф, который и стал родоначальником народа. Таким образом, через своего любимого героя Геракла и местную богиню – ехидну из Гилеи греки соединили в легенде себя со скифами – самыми многочисленными обитателями Северного Причерноморья в 7 в. до н.э. – 3 в. н.э.
В походе «на край света» за золотыми яблоками вечной молодости, путь античного героя опять лежал через Причерноморские земли. Попутно «в безлюдном, скифском, дальнем и пустом краю» он освобождает Прометея, прикованного к скалам Кавказа за дарованные титаном человечеству огонь, искусства и науки.
Немало побродил по свету великий Геракл, участвовал во многих походах и битвах, получая ранения, излечивал свои раны водой целебных источников и целительными грязями. И, вероятно поэтому, именно его древние греки считали открывателем лечебных вод и грязей. В местах выхода минеральных источников, а также лечебных грязей греки создавали святилища в честь Геракла, открывали храмовые лечебницы. Отметим, что именно в таких местах в округе Евпатории были найдены 8 известняковых рельефов героя (два на берегу Мойнакского озера).
Освоив до 6 в. до н.э. Северное Причерноморье, а вместе с этим и Северо-Западный Крым, греки принесли сюда свои культы, не последнее место среди которых занимал культ великого Геракла. Для жителей причерноморских городов-государств: Херсонеса, Керкинитиды и поселений Северо-Западного Крыма он был покровителем и хранителем военных побед, охранителем страны и ее границ, покровителем культуры, атлетизма и школ борьбы, богом здоровья, спасителем от различных бед. В его честь устраивались праздники, называвшиеся Гераклеями, которые сопровождались театральными представлениями на сюжеты мифов о герое; в честь героя называли своих сыновей и сажали серебристый тополь, оливу и плющ; чеканились монеты с изображением Геракла.
Излюбленный герой греков нашел на почве Северного Причерноморья свой особый художественный стиль, а может быть, только на землях Тавриды обретал великий герой античной Греции Геракл отдохновение и покой, что и отображено в рельефах (в виде отдыхающего Геракла), выполненных местными мастерами.
Относительного места расположения полиса-Керкинитиды очень долго не было полной ясности. Лавры первооткрывателя места ее расположения принадлежат члену Археологической комиссии, заведующему раскопками Херсонеса Л.А.Моисееву, который на основании проведенных в Евпатории раскопок (в период с 1916 по 1918 годы) доказал местонахождение древней Керкинитиды на Карантинном мысу.
История этих раскопок печальна. Еще в 1921 г. (приказом Ревкома Крыма) район Большого Карантина был объявлен заповедной территорией, а затем решениями ЦИКа и Евпаторийского горисполкома этот район был закреплен за Евпаторийским археолого-этнографическим музеем. Здесь запрещалась даже разбивка сада, не говоря уж о строительстве. Но позднее территория Карантина оказалась включенной в черту санатория РККА и стала застраиваться. А развернувшееся в 60-70 годы расширение Центрального детского санатория Министерства Обороны, проводившееся без научного обследования и вопреки мнений археологов, в очередной раз погубило древнюю Керкинитиду. И, стыдно сказать, погубили не варвары, а якобы из гуманных соображений и из любви к детям современные люди.
Небольшой даже по тем временам город с населением около 2 тысяч человек являлся важным торговым центром, осуществляющим торговые и экономические связи городов Эллады и Малой Азии с районами северного Причерноморья.
Предводителем колонистов является представитель знатного города-метрополии. Можно предположить, что имя его было Каркинос (созвучно – Каркинитида) – и по имени своего основателя город получил свое первое имя.
Построив землянки, начав возделывать землю, горожане приступили к строительству домов, а примерно через 70 лет после основания, когда население города увеличилось за счет естественного прироста и приобретения рабов; были построены оборонительные стены. Городская застройка внутри города получила регулярную планировку.
Основным занятием жителей Керкинитиды было, конечно, земледелие: здесь выращивали пшеницу и виноград, давили вино, занимались скотоводством, добычей соли. Кроме того мужчины занимались рыбной ловлей. В городе работали свои ремесленники: косторезы и литейщики. Каменотесами они были столь искусными, что при строительстве домов не требовались скрепляющие растворы.
Керкинитида вела обширную торговлю, практически, со всем античным миром. В город поступало дорогое вино и оливковое масло, душистые масла, посуда и предметы роскоши. Из колонии вывозили зерно, соль, соленую рыбу, отсюда в Грецию поступали рабы, приобретаемые у скифов. В городе с 5 в. до н.э. чеканилась своя медная монета.
К середине Ⅴ в. до н.э. город имел площадь 5,3га, население его составляло 1800 человек. Это был типичный город-государство со своей политической властью, своей экономикой.
За пределами оборонительной стены лежали общинные земли города и частные наделы граждан площадью 4-5га каждый. В целом сельскохозяйственная округа или хора Керкинитиды составляла примерно 20км2, т.е. была почти в 40 раз больше площади города.
Продовольственные земли вокруг Керкинитиды стали причиной потери городом политический и экономической самостоятельности. Именно сельскохозяйственные угодья привлекли внимание его соседей, и, прежде всего, Херсонеса (современный Севастополь).
Исследования биологов показывают, окрестности Евпатории не представляли из себя, как сейчас, выжженные солнцем степи. Многочисленные речки и ручьи были окружены многочисленными лесами, состоящими из дубрав, вяза, ольхи, тополя, клена, земляничного дерева, можжевельника. Нередки были и сосновые рощи. В лесах в изобилии водились разные звери, являвшиеся предметом охоты: олени, косули, сайгаки, кабаны, медведи, волки, зайцы и барсуки и др.
Экономическое давление Херсонеса, который своими усадьбами ограничил расширение сельскохозяйственной хоры города, заставило жителей Керкинитиды согласиться на союз с Херсонесом. Это произошло на рубеже ⅥⅢ в. до н.э. В политическом плане жители Керкинитиды получали полноправное гражданство в Херсонесе, но экономически город терял право свободной торговли. В то же время Керкинитида была вторым городом по величине и значению после Херсонеса.
Сначала греки, а потом генуэзцы сумели превратить его в важный торговый центр, соперничавший даже с царицей Крыма – Феодосией (Кафой). Архивы Венецианские и Генуэзские полны описаний богатства и торгового могущества Евпатории и ее обитателей. Генуэзские колонии в северном Причерноморье, укрепленные торговые центры генуэзских купцов существовали повсеместно в 13-15 вв. Вели посредническую торговлю со странами Западной и Восточной Европы, в т. ч. в русских землях. В 1475 захвачены и разгромлены Турцией.
Спокойной жизни у Керкинитиды не было никогда. В 4-3 веках до н.э. в равнинной части полуострова возникает позднескифское царство с главным городом Неаполем скифским (в районе современного Симферополя). Около современного Симферополя до сих пор в виде развалин существуют свидетельства существования этого города: укрепления, жилые и хозяйственные постройки, мавзолей, каменные склепы с росписями и др. Довольно сильное скифское государство занимало довольно обширную территорию от низовьев Днепра на севере до Крымских гор на юге, от побережья Черного моря на западе до Феодосии на востоке.
Отношения эллинов со скифами нельзя было назвать дружелюбными. фактически шла многолетня непрерывная война.
На рубеже 3-2 в. до н.э. город пережил одно из очередных потрясений: захват и разрушение его скифами. Поселения Северо-Западного Крыма подверглись их нападению в 10-ой трети 3 века до н.э. Война Херсонеса со скифами была затяжной. Республика была вынуждена искать помощи у Боспорского царства, располагавшегося на Керченском и Таманском островах. Царь Боспора Митридат Ⅵ Евпатор направил на подмогу Херсонеса полководца Диофанта.
















