29459 (597144), страница 31
Текст из файла (страница 31)
Подобное расширение содержания конституционно-правового статуса граждан государств - участников Союза стало возможным благодаря политической воле, проявленной органами государственной власти государств - участников Союза, а также тому, что эти государства наделили свой Союз полномочиями в сфере обеспечения прав граждан государств - участников Союза, которые им предоставляются как гражданам Союза, и полномочиями в сфере обеспечения равенства прав граждан Союза в получении всех видов образования и медицинской помощи, трудоустройстве, оплате труда и других социальных областях.
В связи со сказанным следует отметить, что правовой институт союзного гражданства существенным образом отличается от института двойного гражданства, предусмотренного ч. 1 ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Закона о гражданстве. Во-первых, наличие двойного гражданства не означает расширения содержания конституционно-правового статуса бипатрида, в то время как союзное гражданство, напротив, расширяет содержание именно правового статуса лица за счет прав и свобод, вытекающих из принятых Российской Федерацией и Республикой Беларусь межгосударственных обязательств. Во-вторых, двойное гражданство предполагает наличие у такого лица гражданства иностранного государства, приобретенного им на основе двустороннего договора между государствами, а союзное гражданство не подразумевает одновременного или автоматического наделения граждан государств - участников Союза гражданством второго государства. Кроме того, между государствами - участниками Союзного государства до сих пор отсутствует какой-либо межгосударственный нормативный правовой акт, предусматривающий институт двойного гражданства.
Схожая ситуация складывается и в вопросе соотнесения институтов союзного гражданства и "множественного гражданства". Последний правовой институт коренным образом противоречит самому духу построения правовых отношений между Россией и Белоруссией в сфере единого гражданства. Причиной служит, во-первых, структура союзного гражданства: данный институт, как указывалось выше, выступает надстройкой для соответствующих национальных институтов, которые служат базисом, а во-вторых, данный правовой институт, в отличие от института "множественного гражданства", законодательно закреплен, а не является следствием правовой коллизии между внутригосударственной и международной системами права.
Следует согласиться с позицией М.А. Кожановой, полагающей, что "...введение института гражданства Союза... позволяет отойти от неестественного положения, при котором граждане России и Беларуси воспринимались бы на территории второго государства в качестве иностранцев. Введение союзного гражданства позволит решить весь комплекс вопросов, связанных с обеспечением единого статуса граждан Беларуси и России, упрощенного порядка приобретения гражданства другой стороны и т.д. Введение союзного гражданства никак не влечет умаления прав, уже гарантированных своим гражданам договаривающимися сторонами, и не освобождает их от обязанностей".
С преобразованием Союза Беларуси и России в Союзное государство несколько видоизменилось и содержание конституционно-правового статуса гражданина Союзного государства, например его (гражданина) правоспособность расширилась за счет наделения его следующими политическими правами: избирать и быть избранными в парламент Союзного государства и назначаться на должности в органы Союзного государства (п. 7 ст. 14 Договора о Союзном государстве); создавать союзные общественные объединения (п. 8 ст. 14 Договора о Союзном государстве).
Законодательное закрепление вышеуказанных прав в межгосударственном договоре, который был ратифицирован органами государственной власти обоих государств, еще раз подчеркнуло намерение лидеров двух стран предоставить гражданам государств - участников Союзного государства всю полноту социальной и гражданской правоспособности, что наглядно продемонстрировано в ст. 16 Договора о Союзном государстве, предусматривающей учреждение на территории Союзного государства Комиссии по правам человека, в чью компетенцию будет входить содействие реализации и защита основных прав и свобод граждан Союзного государства.
Институт обеспечения законных прав и свобод человека и гражданина в рамках Союзного государства был введен, думается, не случайно: этому способствовало огромное влияние на институт союзного гражданства со стороны института единого европейского гражданства - его понятия, содержания и структуры.
Интеграционные процессы, происходящие в рамках Европейского союза и Союзного государства, во многом схожи, особенно в том, что касается основных целей и задач: гарантия защиты прав и свобод человека (ст. 2 Договора о Союзном государстве и ст. 1 Маастрихтского договора о Европейском союзе 1992 г.). В связи с этим необходимо обратить особое внимание на высказывание Л.М. Энтина, который отмечает следующие процессы, происходящие в настоящее время в единой Европе: "...усиление внимания к защите основных прав и свобод человека... создание в рамках Союза пространства свободы, безопасности и законности". Кроме того, Л.М. Энтин указывает на то, что "...решения, принимаемые институтами Союза, должны отличаться большей открытостью и быть ближе к нуждам и потребностям граждан. Целям усиления защиты их прав и интересов должно отвечать и установление гражданства Союза, деятельность Комиссии по петициям и уполномоченного по правам человека...".
Таким образом, законодательное закрепление правовой нормы о Комиссии по правам человека в Договоре о Союзном государстве для института союзного гражданства имеет огромное значение, так как определяет новый способ защиты законных прав и свобод лиц, обладающих союзным гражданством. В то же время источниками данной нормы являются, как ни парадоксально, правовые институты Европейского союза.
Поэтому, рассматривая вопросы единого гражданства Союзного государства, нельзя не исследовать соотношение союзного и европейского гражданства. Как отмечает Т.А. Васильева, "после второй мировой войны термин "гражданство" стал употребляться... в более широком значении. Его трактовали как особый статус, связанный с принадлежностью лица к союзу государств, объединенных общей историей, культурой и традициями, - гражданство Европейского союза... Данный статус автоматически предоставляется в том случае, если вы являетесь гражданином государства - члена данного объединения. Не существует каких-либо специальных правил приобретения или утраты гражданства союза. Любые изменения, связанные с гражданством государства-члена, порождают определенные последствия и для правового положения лица в рамках союза (сообщества). Так, утрата гражданства страны влечет и утрату гражданства сообщества при условии, что лицо не приобретает одновременно гражданство другого государства-члена".
Данная правовая позиция свойственна обоим институтам единого гражданства. Например, п. 4 ст. 14 Договора о Союзном государстве устанавливает, что никто не может стать гражданином Союзного государства без приобретения гражданства государства-участника, в свою очередь, ст. 17 Маастрихтского договора определяет, что каждый человек, имеющий гражданство государства-члена, является гражданином Союза.
Кроме того, согласно Т.А. Васильевой, "статус гражданина сообщества признается третьими странами, которые не входят в состав данного объединения, однако, как правило, порождает определенные права только на территории государств - членов сообщества. Условием реализации предоставленных прав обычно является выезд за пределы страны своей государственной принадлежности. Естественно, на территории государства происхождения лицо рассматривают не как гражданина сообщества, а как гражданина страны".
С данным утверждением, думается, нельзя согласиться, поскольку в ст. 15 Договора о Союзном государстве прямо закреплены права гражданина Союзного государства на дипломатическую или консульскую защиту в третьем государстве, где не имеется представительства государства-участника, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства-участника на тех же условиях, что установлены для граждан этого государства-участника. Тем самым институт союзного гражданства влечет за собой положительные правовые последствия для лиц, обладающих единым гражданством и пребывающих на территории третьих государств, несмотря на отсутствие юридического международного признания Союзного государства в качестве субъекта международного права.
Однако в связи с этим необходимо отметить и правовую коллизию, происходящую из соотношения основополагающих принципов и методов конституционного и международного права.
Национальный институт гражданства является базисным институтом конституционного права определенного государства. В случае же с единым гражданством Союзного государства данный правовой институт одновременно выступает и правовым институтом международного права, так как п. 6 ст. 14 Договора о Союзном государстве прямо указывает, что до принятия союзного нормативного правового акта в области гражданства правовое положение граждан Союзного государства регулируется национальными законодательными актами государств-участников и договорами между ними в данной области. Это означает, что в число источников правового статуса гражданина Союзного государства входят и межгосударственные договоры Российской Федерации и Республики Беларусь, в частности Договор о равных правах граждан (Москва, 25 декабря 1998 г.).
Таким образом, введение института союзного гражданства - это способ правовым путем создать новую форму политико-правовой взаимосвязи между гражданами государств - участников Союзного государства и самим Союзным государством, которая сочетала бы в себе нормы международного и национального законодательства. В связи с этим, по мнению автора, до принятия союзного нормативного правового акта в области гражданства единое союзное гражданство необходимо рассматривать в совокупности с национальными институтами гражданства. Хотя в процессе последующей, более углубленной интеграции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь единое гражданство необходимо создавать именно на основе конституционного права, так как развитие данного правового института, основанное на сочетании принципов международного и государственного права, неверно с точки зрения теории конституционно-правовой науки: ведь если основы взаимодействия Союзного государства с его субъектами определяются посредством конституционного права, то, следовательно, и содержание этого взаимодействия должно быть конституционно-правовым. Тем более что союзное гражданство требует формирования и усовершенствования форм единого государственного устройства, правовых систем, условий и принципов создания и функционирования общества и государства. Тем самым разграничение международных и конституционно-правовых основ для последующих практических действий, направленных на развитие интеграционного процесса в рамках Союзного государства, имеет важнейшее значение с точки зрения теории и методологии конституционного права.
Что касается субъектного состава лиц, обладающих единым союзным гражданством, то, согласно п. 1 ст. 14 Договора о Союзном государстве, гражданами Союзного государства являются граждане государств - участников Союзного государства. Это означает, что гражданами данного государства могут быть российские или белорусские граждане либо лица, впоследствии принявшие гражданство любого из вышеназванных государств. Из сказанного следует, что субъектный состав лиц, признаваемых гражданами Союзного государства, изначально четко определен.
Вместе с тем ст. 65 Договора о Союзном государстве прямо указывает, что данный Договор открыт для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права, разделяющих цели и принципы Союзного государства и принимающих на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора.
Таким образом, гражданами Союзного государства по прошествии определенного промежутка времени смогут стать и граждане государств, позднее вошедших в состав Союзного государства и не отказавшихся от распространения на их граждан правовых норм, касающихся единого союзного гражданства.
Еще одним камнем преткновения в происходящем интеграционном процессе является сохраняемый государствами - участниками Союзного государства суверенитет. Пункт 1 ст. 6 Договора о Союзном государстве предусматривает, что каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, Государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности, которые накладывают определенный отпечаток и на построение правовых взаимоотношений в области союзного гражданства.
Данная позиция автора, однако, не означает, что он привержен модели властного подчинения одного государства-участника другому при построении Союзного государства, напротив, автор выступает за создание единого федеративного государства, возможно, на основе модели и принципов бывшего Союза ССР, с учетом демократических преобразований, произошедших в обществе, при замене суверенитета государств правом самоопределения их народов. Ведь, как указывалось выше, в настоящем интеграционном процессе с точки зрения теории конституционного права основополагающим является именно объединение народов, а не государств.
Рассмотренная позиция основана и на том, что в настоящее время вопросы, касающиеся национальных институтов гражданства, регулируются в основном внутринациональном законодательством. Так, институт российского гражданства регламентируется Конституцией РФ 1993 г. и Законом о гражданстве. Эти нормативные правовые акты устанавливают институт российского гражданства (ст. 6 Основного Закона) и предусматривают, что гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 Закона о гражданстве).
Исследуя и анализируя положения ст. 3, 4 и 6 Конституции РФ и норм, закрепленных в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. , надо сказать, что институт российского гражданства определяет суверенитет Российской Федерации, так как носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Тем самым российский законодатель правовым путем установил независимость Российского государства, основанную на самоопределении ее граждан, выступающих носителями суверенитета Российского государства.