163737 (595520), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Риск ликвидности заключается в наличии возможности существования значительного спрэда между ценами покупки и продажи финансового инструмента.
Риск досрочного возврата основной суммы долга – является специфическим для данного вида ценных бумаг и был обозначен нами выше.
Процентный риск – заключается в возможном изменении стоимости ценной бумаги в зависимости от текущих рыночных процентных ставок. Данный вид риска может быть уменьшен при использовании плавающей процентной ставки.
Ценные бумаги с управлением платежами (pay-through) – представляют собой долговые обязательства того или иного юридического лица и не дают права на участие в уставном капитале, и основное их преимущество заключается в возможности видоизменения денежного потока по активам таким образом, чтобы получить возможность для выпуска с различными параметрами сроков и очередностей погашения. Фактически здесь представлена специфика наиболее распространенного класса подобных бумаг – структурированных облигаций (collateralized mortgage obligations – cmo) – наличие разных траншей с различной приоритетностью в рамках одного выпуска. Потоки платежей от пула кредитов распределяются для выплат по облигациям в соответствии с приоритетностью соответствующего транша. Подобная характеристика позволяет более гибко управлять соотношением показателей активов и пассивов. При этом первоначальный кредитор сохраняет за собой право собственности на активы. Возможно выделить еще несколько видов структурирования.
Последовательные структуры (sequential structures) – такой вид структурирования предполагает эмиссию нескольких классов ценных бумаг, при этом каждый имеет свой собственный баланс, и сумма таких балансов равна суммарному балансу пула кредитов обеспечения. Процентные платежи распределяются пропорционально балансам всех классов. Существенные различия между классами появляются при погашении основной суммы долга: до тех пор, пока остаточный баланс по высшему классу остается непогашенным, все амортизационные платежи пула направляются держателям облигаций высшего класса и так до полного их погашения, остальные классы в эти периоды получают только купонные платежи, и так продолжается по иерархии.
Структура с Z-бондом (Accrual, или Z-bond) – структуризация с использованием подобной структуры подобна последовательной структуризации для всех классов, за исключением последнего (младшего) класса. Старшие классы погашаются последовательно, а Z-bond имеет две фазы: в первой, когда до конца еще не погашены балансы бондов высших классов, бонд не получает процентных платежей, которые вместо этого увеличивают его остаточный баланс, во второй же фазе, когда выплачены все старшие классы, Z-bond получает все процентные и амортизационные платежи, причем купон начисляется исходя из баланса Z-бонда, который вырос в течение первой фазы. Очевидно, что подобная структуризация ускоряет погашение траншей старших классов, к тому же Z-bond, за счет изменения своих характеристик, стабилизирует поведение старших классов в условиях изменения процентных ставок. При этом непосредственно Z-bond слабо зависит от возможных досрочных погашений.
Структура с Accreation-Direct-бондами – тип структуризации, похожий на структуру с Z-bond, но отличием является то, что в первой фазе процентные платежи Z-bond не распределяются среди старших классов, а направляются в синтетические бонды, которые образуются из стабильного потока процентных платежей, причитающихся Z-bond, который не чувствителен к досрочным погашениям, поэтому они имеют стабильное поведение, в дополнение к этому они слабо зависят от колебаний процентных ставок. Очевидно, что премии по подобным синтетическим бондам будут выше, так как они обладают большей стабильностью.
Planned Amortization Class (PAC) и Targeted Amortization Class (TAC). Начнем рассмотрение этих структур с PAC, которые представляют собой разделение потоков платежей между двумя группами бондов, одна из которых ориентирована на стабильный поток купонных и амортизационных платежей в соответствии с заранее определенными уровнями досрочных погашений. Это достижимо за счет того, что вторая группа ориентирована на поддержку первой. TAC похожа на PAC, так как в этой структуре тоже присутствует разделение на основную и поддерживающую группы бондов; отличием является то, что в TAC-бондах поддержка ассиметрична, то есть они защищены от значительных объемов досрочных погашений, но никак не защищены от постепенной амортизации (погашения основных сумм долга). Фактически основополагающей идеей для данных структур является поддержание выбранной скорости амортизации в одной группе бондов за счет другой группы.
Interest Only (IO) и Principal Only (PO) – в данных структурах поступления от пула разделяются на два бонда: Interest Only получает 100% процентных поступлений, а Principal Only – 100% амортизационных платежей. При этом поведение обоих классов носит ярко выраженный противоположный характер при возможных изменениях на финансовых рынках. Зачастую подобные структуры используются для спекулятивной игры при изменениях процентных ставок на рынках.
2.2 Кредитные деривативы как продукт финансового инжиниринга
Кредитные деривативы занимают особое место в системе финансового инжиниринга, так как являются инструментами, позволяющими всем субъектам экономики перераспределять между собой кредитные риски, что представляется необычайно актуальным и востребованным в настоящее время, так как фактически актив, лежащий в основе дериватива, остается на балансе продавца риска, в то время как этот самый риск несет уже покупатель. К основным кредитным деривативам можно отнести свопы на активы, кредитные дефолтные свопы, свопы на совокупный доход, связанные кредитные линии, переупакованные ноты, опционы на кредитный спрэд и другие.
Существует широкий спектр инструментов для управления кредитными рисками: от аккредитивов и договоров страхования облигаций до облигаций со встроенными опционами. Но наиболее гибкими инструментами являются кредитные деривативы, так как они позволяют перераспределять риск среди множества контрагентов (инвесторов), тем самым позволяя увеличивать эффективность использования капитала, расширять ассортимент инвестиционных инструментов.
В основе любого кредитного дериватива лежит так называемое «кредитное событие», наличие (свершение) которого является основой (условием) для выплаты покупателю суммы по договору. При этом в качестве «кредитного события» могут выступать неплатежеспособность компании, слияние компании с другой компанией, задержка платежа по обязательствам и другие.
С практической точки зрения, кредитные деривативы могут использоваться не только для нейтрализации кредитного риска по определенным контрагентам, но и для снижения уровня вовлеченного собственного капитала (продавая эти инструменты, инвесторы могут принимать на себя риски и получать за это премии, не вовлекая при этом капитал для приобретения актива), и для диверсификации кредитного портфеля (при этом производность проявляется в том, что заемщик может и не знать, что на его долговое обязательство заключен кредитный дериватив).
Стоит понимать, что наряду со всеми преимуществами, которые несут в себе кредитные деривативы, они также обременены серьезными угрозами, и небольшие ошибки и неточности в моделях расчета стоимости, и чрезмерное их использование могут грозить значительными потерями, впрочем, подобные риски свойственны всем деривативам. Увеличение использования кредитных деривативов, позволяющее передавать все большие кредитные риски по банковским портфелям и долговым финансовым инструментам призвано переносить кредитные риски от одних финансовых институтов к другим. И долгое время такая тенденция несла в себе позитивные стимулы для экономики в целом, но в последние годы стабильность мирового рынка капиталов была подвергнута ударам негативных последствий подобного роста кредитования. Кредитные деривативы позволяли снижать уязвимость банков в отношении системных рисков и рисков невозврата кредитов, но их всеобщее использование привело к преобразованию рынка капиталов и механизмов установления цен, что значительно усложнило банкам мониторинг объективного состояния положения своих активов – кредитный риск становился все более распространенным среди субъектов финансового рынка, что значительно увеличивало воздействие возможных кризисных явлений, вызывая возникновение «эффекта домино». Очевидно, что кредитные деривативы не являются инструментом, позволяющим полностью избавиться от кредитного риска, и еще одним подтверждением этому может служить требование
Базель к оценке кредитных деривативов на основании двух методов (стандартизированного и подхода, основанного на внутренних рейтингах). Согласно стандартизованному подходу, покупатель кредитной защиты, должен исчислять степень риска по кредиту по следующей формуле:
r*= [wr] + [(1-w)g], где
r* - степень эффективного риска защищаемой позиции, r – степень риска заемщика,
w – остаточный рисковый фактор, установленный в размере 0,15 для кредитных деривативов,
g – степень риска продавца кредитной защиты.
Использование же подхода на основе внутренних рейтингов банка (покупателя кредитной защиты) предполагает замену коэффициентов r и g на показатели вероятности дефолта, используемые в банке для оценки кредитного риска.
И эти уравнения наглядно указывают на то, что уменьшая кредитные риски по заемщику, покупатель защиты приобретает дополнительные риски по контрагенту – продавцу этой защиты – второй стороны по сделке с кредитным деривативом.
Определив общие черты такой категории продуктов финансового инжиниринга, как кредитные деривативы, можно перейти к описанию основных их видов и классификаций.
Стоимость кредитных деривативов определяется относительно стоимости кредитного риска отдельной компании или суверенного государства. И, фактически, кредитный дериватив – это соглашение, позволяющее одной стороне (покупателю защиты) перенести риск на указанный актив (вне зависимости от наличия его на балансе) на своего контрагента (продавца защиты).
Стоит отметить несколько характерных свойств кредитных деривативов: во-первых, они являются нестандартными, не торгующимися на бирже договорами, либо сделками с использованием облигаций; во- вторых, сделка заключается между двумя сторонами; в-третьих, в рамках кредитного дериватива цена хотя бы одного из обязательств основана и производна от поведения третьей стороны или сторон по определенному обязательству; в-четвертых, обязательства по кредитному деривативу в большинстве случаев зависят от наступления отлагательного условия, которым является определенное сторонами событие или ряд событий.
Свопы на активы (Asset Swaps) – являются основополагающим продуктом в ряду кредитных деривативов; во многом доказательством их важности является то, что они были первыми подобными продуктами, на основе которых шло все дальнейшее развитие.
По своей сути свопы на активы предполагают заключение двух сделок – приобретение облигации инвестором за свой счет и вступление в процентный своп с банком, продавшим данную облигацию – это подразумевает оформление одновременной продажи инвестору базового актива и процентного свопа. Своп на активы позволяет инвестору заработать на кредитном спрэде по ценной бумаге с фиксированной процентной ставкой, минимизируя процентный и рыночный риски. По условиям заключаемого процентного свопа инвестор обменивает фиксированные платежи по облигации на платежи по плавающей процентной ставке. При этом фактически он трансформирует фиксированный облигационный купон в купон, зависящий от плавающей ставки, к примеру, LIBOR. Дополнительно может быть использован валютный своп, если базовая облигация номинирована в иностранной валюте. Может возникнуть впечатление, что подобный своп является валютно-процентным, нежели кредитным, но кредитная составляющая (спрэд к плавающей ставке, уплачиваемый банком) является определяющей в данном договоре, так как величина спрэда в значительной степени зависит от уровня кредитоспособности заемщика – и чем он ниже, тем больший спрэд необходим для конструирования свопа. И, фактически, по условиям свопа на активы, кредитный риск отделяется от актива и оценивается для последующей продажи, что и есть основная отличительная особенность кредитных деривативов.
Кредитные дефолтные свопы (credit default swaps – cds) – один из наиболее распространенных типов кредитных деривативов. Фактически, данный инструмент подразумевает обмен премии (со стороны покупателя) на обязательство со стороны продавца компенсировать покупателю потери в случае дефолта по какому-либо активу (долговому обязательству). Данный инструмент рынка кредитных деривативов, являясь довольно простым по сути и документально проработанным продуктом, занимает лидирующее положение как по количеству заключаемых сделок, так и по их совокупному объему17.
Кредитный дефолтный своп представляет собой двусторонний финансовый контракт, в соответствии с которым покупатель кредитной защиты производит периодические выплаты продавцу кредитной защиты в обмен на обусловленный платеж, который происходит при наступлении кредитного случая по определенному активу. Общепринятыми являются ежеквартальные или ежегодные периодические платежи (премии) со стороны покупателя, в случае же краткосрочного контракта премия может уплачиваться единовременно. При этом необычайно важным является четкое определение кредитного случая, которым может выступать банкротство, неплатежеспособность, реорганизация и иное прекращение деятельности компании, введение управления имуществом должника, существенные изменения параметров долговых обязательств в процессе реструктуризации долга компании. При этом объектом кредитного случая, допустившим его, могут быть государства, финансовые организации, компании; довольно большое значение имеет наличие у субъекта потенциального кредитного случая кредитного рейтинга, что облегчает инвесторам оценку предполагаемого кредитного риска.
Особенностью дефолтных свопов является то, что они могут иметь в своей основе не отдельную единичную облигацию или кредит, но и целую корзину долговых обязательств. Есть две разновидности кредитных свопов с «широким» основанием: корзинные (basket) дефолтные свопы и дефолтные свопы типа «первый к дефолту» (first-to-default), последние подразумевают, что если кредитный случай произойдет по одному из активов, то контракт закрывается и производятся соответствующие расчеты между сторонами – при этом продавец кредитной защиты станет владельцем ценных бумаг неплатежеспособного предприятия или государства.
Свопы на совокупный доход (total (rate of) return swaps – trs (trors)) – довольно часто используются для диверсификации и улучшения условий фондирования, в частности, инвестиционными банками для собственных и клиентских позиций. Подобный своп представляет собой двусторонний контракт, целью которого, как и других кредитных деривативов, является передача кредитного риска между сторонами. Характерной особенностью именно свопа на совокупный доход является то, что в его основе лежит обмен денежными потоками, один из которых зависит от экономических результатов по указанному в контракте активу. По условиям данного свопа одна сторона выплачивает другой полную сумму доходов (совокупный доход) по оговоренному активу, к примеру, облигации, получатель же таких денежных потоков осуществляет регулярные платежи по плавающей ставке, к примеру, LIBOR, увеличенной на оговоренный спрэд. При этом стоит отметить, что полная сумма дохода, как правило, включает в себя сумму процентов, иные процентные платежи по облигации и любые другие выплаты, связанные с изменением ее стоимости. Платежи по данному типу свопов рассчитываются исходя из изменений рыночной стоимости (положительной или отрицательной переоценки) определенного кредитного инструмента, и осуществление этого платежа не обусловлено наличием кредитного случая.
Опционы на кредитный спрэд (credit spread options – cso) – данный своп своей целью имеет предоставление защиты от изменений кредитных спрэдов, а также предоставление дополнительной возможности для повышения уровня доходности. Покупатель опциона на кредитный спрэд получает право купить или продать определенный актив с заранее определенным спрэдом, под которым понимается разница между доходностью базового актива (облигации, ставки по кредитам) и доходностью «эталона» с той же датой погашения, в качестве которого принято использовать государственные долговые бумаги, чья доходность считается близкой к безрисковой, а значит и кредитный спрэд отражает размер премии за принимаемый инвестором риск дефолта по базовому активу.
Цена исполнения обычно устанавливается в форме спрэда к плавающей ставке, выступающей эталоном, и соответственно вероятность выплаты по опциону зависит от того, насколько текущий рыночный спрэд выше или ниже страйкового спрэда по активу. Стоит отметить обратную зависимость для подобных опционов между направлением изменения кредитного спрэда и применяемым видом опциона, то есть опционы пут страхуют от расширения кредитных спрэдов, а опционы колл – от сужения.
Кредитные дефолтные опционы (credit default options - cdo) – так же своей целью имеют страхование от риска неисполнения обязательств по кредитным обязательствам. Базисом подобного опциона может быть цена кредита, облигации или ноты с плавающей ставкой (простой кредитный опцион) или на цену структурированного свопа на активы, состоящего из инструмента с высоким кредитным риском и соответствующего производного финансового контракта, который позволяет обменивать денежные потоки по кредитному инструменту на платежи по плавающей ставке (кредитный свопцион на активы).