9171-1 (592625), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Обобщая вышесказанное и основываясь на реально действующем законодательстве можно сделать вывод, что на сегодняшний день, договор финансовой аренды (лизинга) следует рассматривать как разновидность договора аренды.
Но, отмечая это, нельзя отрицать, что в будущем, возможно, будет сформирован самостоятельный гражданско-правовой институт (самостоятельный тип договора – sui generis) – институт договора финансовой аренды (лизинга), который будет регулироваться отдельными положениями Гражданского кодекса, отличными от имущественного найма. Такая тенденция всё чаще стала прослеживаться в работах многих российских авторов. Например, И. А. Решетник считает, что у аренды и лизинга различные юридические природы, и необходимо обособление «норм, регламентирующих лизинговые отношения, в рамках ГК РФ в отдельную главу, содержащую правила о договоре лизинга как одном из типичных договоров» 25.
Исходя из определения договора лизинга, можно сделать вывод, что «Пропущен текст…Удалена ключевая цитата…» названы субъектами лизинга. Поэтому в юридической литературе, посвящённой лизингу, можно встретить точку зрения, что договор лизинга это трёхсторонняя сделка. Такого мнения, в частности, придерживаются И. А. Решетник, Е. В. Кабатова, Ю. И. Свядоец, Ю. С. Харитонова, Е. А. Павлодский.
С точки зрения же законодательства и доктрины договор финансовой аренды (лизинга) это двухсторонняя сделка между лизингодателем и лизингополучателем, во исполнение которой заключается обязательный договор купли-продажи между лизингодателем и продавцом и может быть заключено множество сопутствующих (договор о привлечении денежных средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и тому подобное). То обстоятельство, что из договора купли-продажи у продавца возникают обязанности непосредственно перед лизингополучателем, а последний получает право требования к продавцу, объясняется вовсе не тем, что имеется некое единое обязательство лизинга, возникшее из единой же трёхсторонней сделки между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом, а тем, что договор купли-продажи предмета лизинга изначально конструируется по модели договора в пользу третьего лица26. В соответствии со ст. 000 Гражданского кодекса Российской Федерации договором в пользу третьего лица признаётся договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Именно это имеют в виду специальные правила о лизинге, предусмотренные Гражданским кодексом и Федеральным Законом «О финансовой аренде (лизинге)», когда возлагают на продавца обязанность передать предмет лизинга непосредственно лизингополучателю, не являющемуся стороной в договоре купли-продажи и наделяют лизингополучателя правами покупателя по этому договору.
В юридической литературе можно также встретить и некую промежуточную точку зрения по данному вопросу. Например, Т. А. Коннова утверждает, что «... лизинговые отношения оформляются двумя договорами и включают в себя весь комплекс взаимосвязей, существующих между его участниками: арендатором, арендодателем и продавцом имущества. Договор лизинга имеет двусторонний характер, а лизинг как система отношений между тремя сторонами является трёхсторонней сделкой» 27.
По моему мнению, научные выводы результатов исследований данной проблемы должны всё же основываться на реально действующем в настоящее время отечественном законодательстве. А Гражданский кодекс Российской Федерации, относя лизинговые правоотношения к аренде, однозначно трактует договор финансовой аренды (лизинга) как двусторонний. Поэтому, на мой взгляд, точка зрения о трёх или многосторонности договора лизинга с точки зрения действующего на сегодняшний день российского гражданского законодательства малоубедительна. Возможно, в будущем, если договор лизинга станет в российском гражданском праве самостоятельным типом договора, третья сторона лизинговых правоотношений – продавец будет признана стороной самого договора лизинга, как это делается, например, в Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге», в ст. 0 которой сторонами сделки финансового лизинга названы и арендодатель, и арендатор, и продавец. Но пока этого нет, договор лизинга должен признаваться однозначно двухсторонним.
Характеризуя договор финансовой аренды (лизинга) в целом, обобщая вышесказанное, отмечу, что он является:
предпринимательским (его заключают, прежде всего, с целью получения дохода; основная цель лизингодателя – инвестирование средств (и как следствие получения прибыли));
двусторонним (только две стороны: лизингодатель (арендодатель) и лизингополучатель (арендатор));
взаимным;
консенсуальным;
возмездным.
В заключение этой главы, обобщая положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» выделю следующие основные признаки договора финансовой аренды (лизинга), которые позволяют его отличать от договора аренды и тем более иных гражданско-правовых договоров:
Наличие у лизингодателя цели инвестирования денежных средств, то есть их вложение в имущество, которое затем будет сдано в аренду, а арендная плата (лизинговые платежи) выступает формой дохода на вложенный капитал. Очевидно, что имущество, приобретаемое лизингодателем ему не нужно, и приобретается исключительно с целью передачи его за соответствующее вознаграждение лизингополучателю.
Приобретение лизингодателем имущества, передаваемого в лизинг (предмет лизинга), после заключения договора, причём, как правило, по выбору лизингополучателя и у указанного им же продавца.
Использование лизингополучателем переданного в лизинг имущества для предпринимательских целей (ст. 000 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 0 ст. 0 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)»). Это не означает, что, лизингополучателем может быть только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. В той мере, в какой некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, они также могут быть лизингополучателями. Главное, чтобы предмет лизинга использовался исключительно для предпринимательской деятельности.
Предоставление имущества, являющегося предметом лизинга, одновременно во владение и пользование (ст. 000 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 0 ст. 0 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)»). В отличие от простой аренды, которая допускает предоставление имущества как во владение и пользование, так и только во временное пользование, в лизинге предоставление имущества просто в пользование недостаточно. Предмет лизинга передаётся обязательно как во владение, так и пользование.
Передача имущества производится, как правило, на определённый срок, близкий к сроку полной амортизации предмета лизинга.
Возможность выкупить предмет лизинга в собственность лизингополучателя путём уплаты лизинговых платежей (если это предусмотрено договором).
§ 0. Основные законодательные преимущества лизинга в предпринимательстве
Приступая к рассмотрению законодательных преимуществ лизинга в предпринимательстве необходимо опираться на функции лизинга изложенные в в § 0 дипломного проекта.
Помимо финансовой, производственной, сбытовой функции лизинг несет в себе функцию использования налоговых и амортизационных льгот.
На основании вышеприведенного аргумента в этом параграфе дипломного проекта законодательные преимущества лизинга в предпринимательстве я рассмотрю с точки зрения налогообложения.
За время существования лизинга в России был издан ряд нормативных документов, регулирующих лизинговую деятельность в Российской Федерации, в том числе в области налогообложения.
Начало процессу формирования нормативной базы по налогообложению лизинга было положено Постановлением Правительства РФ от 00 июня 0000 года №000 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”.28
В данном документе впервые были предусмотрены специальные налоговые льготы для участников лизинговой деятельности. Среди них возможно выделить следующие:
Освобождение хозяйствующих субъектов – лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 0 лет;
Освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок 0 года и более для реализации операций финансового лизинга (выполнения лизинговых договоров);
Освобождение хозяйствующих субъектов – лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг, с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга.
Кроме того, в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 0 августа 0000 г. N 000 были внесены изменения. В результате лизингополучатели получили возможность относить на себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) суммы лизинговых платежей, включая платежи по процентам за кредиты банков и других кредитных учреждений.
В последующие годы был разработан ряд других нормативных документов, в которых приведенные налоговые льготы корректировались и дополнялись. Так, например, участники лизинговой деятельности при начислении амортизации по лизинговому имуществу получили возможность применять коэффициент ускорения не выше 0; субъекты малого предпринимательства, являющиеся лизингополучателями, получили полное освобождение от налога на добавленную стоимость по лизинговым платежам.
Важное значение для совершенствования налогообложения лизинга в России имеет принятие и введение в действие Налогового кодекса Российской Федерации в двух частях как единого нормативного документа, регулирующего налогообложение всех сфер деятельности в Российской Федераций, в том числе лизинга.
С вступлением в силу Налогового кодекса Российской Федерации многие из существовавших ранее налоговых льгот для участников лизинговой деятельности были отменены. Так, субъекты лизинга лишились льгот в части налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций.
В настоящее время стороны лизинговой деятельности имеют право использовать следующие налоговые преимущества:
- Возможность применения специального коэффициента ускорения амортизации не выше 0 (п.0 ст.000 Налогового кодекса Российской Федерации).29
- Организации, передавшие (получившие) основные средства, которые являются предметом договора лизинга, заключенного до 0 января 0000, вправе начислять амортизацию по этому имуществу с применением методов и норм, существовавших на момент передачи (получения) имущества (п.0 ст.000 Налогового кодекса Российской Федерации).
- Лизинговые платежи за принятое в лизинг имущество, включаются лизингополучателем в себестоимость продукции, уменьшая налогооблагаемую прибыль (п.00 ст. 000 Налогового кодекса Российской Федерации).
- Различные расходы лизингодателя на содержание переданного по договору лизинга имущество, в том числе и амортизация по нему, включаются в себестоимость в составе внереализационных расходов и уменьшают его налогооблагаемую прибыль (п.0 ст.000 Налогового кодекса Российской Федерации).
Специалисты отмечают, что работа по усовершенствованию налогообложения лизинга в России будет продолжаться. Необходимость разработки эффективного механизма налогообложения лизинга связана с большим значением лизинга для развития экономики Российской Федерации.
Среди важнейших характеристик лизинга, демонстрирующих его положительную роль для российского предпринимательства, возможно выделить следующие:
Во-первых, лизинг рассматривается как один из методов развития производства в стране. Увеличение суммы финансирования при лизинговой форме капиталовложений имеет непосредственное отношение к расширению производства и увеличению его эффективности.
Во-вторых, с точки зрения государства, важным в лизинге является то, что лизинг способствует переориентации кредитной деятельности на нужды производства.
В-третьих, преимущества лизинга по сравнению с другими видами инвестирования состоят в том, что лизингополучателю предоставляются не денежные средства, контроль за обоснованным расходованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и расширения производственного аппарата. Кроме того, передаваемое в лизинг имущество является обеспечением прав лизингодателя на получение оговоренного дохода от сделки (лизинговых платежей), так как при несоблюдении условий договора может быть изъято в пользу лизингодателя как его собственность, поэтому при лизинге инвестиционные риски снижаются.
В-четвертых, лизинг позволяет осуществлять эффективную производственную деятельность в условиях растущих темпов научно – технического прогресса. При лизинге применяется ускоренная амортизация, а ускоренное накопление амортизационного фонда способствует своевременной замене оборудования на более прогрессивное.
В-пятых, лизинг может стимулировать производственные инвестиции при высоких ставках по ссудам. В условиях низкой рентабельности отечественных производителей в настоящее время ставки по кредитам, предлагаемые банками, являются чрезмерно высокими.
В-шестых, лизинг способствует развитию рыночной конъюнктуры. Основное звено рыночной экономики – малый и средний бизнес получает возможность получения дополнительных инвестиций.
Необходимо отметить, что развитие лизинга необходимо для развития и нормального функционирования экономики любой страны. Огромное значение для этого имеет фискальная политика государства в отношении лизинга, наличие специальных налоговых преимуществ для участников лизинговой деятельности, четкость и стабильность налогового законодательства. Во многих зарубежных странах накоплен большой опыт в части налогообложения лизинговых операций, существуют особые налоговые режимы, которые призваны стимулировать развитие лизинга.
Отмечу, что в настоящее время, согласно статистическим данным компании “Дельтализинг”, Россия занимает последнее место в Европе по степени развития лизинга, см. введение к дипломному проекту. В связи с этим, значение эффективного механизма налогообложения для развития лизинга в современных условиях трудно переоценить.30














