115971 (577184), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Я могу привести такой пример: одна из наблюдаемых мною девочек 6 лет сказала мне: «Теперь я догадалась, наконец, как произошли реки. Оказывается, люди выбрали место около моста, вырыли яму и залили ее водой». Она знала, что что-то существовало без людей и что-то сделали люди, но в данном случае мосты оказались определяющими в ее понимании, а реки представлялись сделанными руками людей. Что это значит? Это говорит об очень простой вещи: то, что нам кажется само собою разумеющимся, требует в отношении дошкольного возраста образовательной работы с ребенком. Для того чтобы было возможно предметное обучение, необходимо дифференцировать общее представление о том, что потом будет предметом обучения. Мне кажется, что любая сторона дошкольного воспитания и образовательной работы отличается этим. Я задам, например, такой вопрос — как проходят литературу в дошкольном возрасте? Один французский автор совершенно правильно говорит, что в дошкольном возрасте мы не должны изучать ни истории литературы (неправда ли?!), ни классических произведений литературы, которые остались бы в памяти на всю остальную жизнь (к нашим дошкольным книгам мы потом не возвращаемся в более старших возрастах), но задача заключается в том, чтобы вообще открыть перед ребенком мир словесного искусства. То же самое в отношении музыки — перед нами стоит задача открыть ребенку вообще музыку, мир музыки, возможности музыкального восприятия. То же самое относится и к науке. Задача заключается в том, чтобы подвести ребенка к науке. Задача заключается в том, чтобы сделать возможным преподавание науки с точки зрения логики этой науки5.
Позвольте теперь только в форме тезисов затронуть несколько последних вопросов, связанных с программами. Как мне кажется, вторым основным выводом является резкая дифференциация обучения во второй стадии дошкольного возраста по сравнению с первой стадией дошкольного возраста. Это — возраст, когда ребенок в своей спонтанно-реактивной дуге все ближе и ближе к школьному обучению. Прежде чем перейти к полной системе школьного обучения, ребенок получает отдельные дифференцированные понятия в этом возрасте. В частности, те школьные требования, о которых я говорил, непосредственно являются задачей второй стадии. Это — подготовка к самой возможности реактивно обучаться по программе — обучение грамоте.
О грамоте я позволю себе сказать только два слова: грамоту возможно дать ребенку в детском саду не только потому, что у нас школьное обучение начинается в среднем с 8 лет, в то время как в западноевропейских странах оно начинается с 6 лет, не только потому, что обучение грамоте в детском саду бесконечно облегчило бы и усилило эффективность школьного обучения, не только потому, что грамоте лучше и легче обучаться, как правильно утверждает Монтессори, ребенку в 4—5 лет (имея в виду педологический возраст), чем в 6 лет и, во всяком случае, легче, чем в 8 лет, — не только поэтому, но главным образом потому, что, как это можно доказать на специальных исследованиях, грамота является такой же предпосылкой всякого школьного обучения по роли, которую она играет в развитии ребенка, как подготовка к предметному обучению. Монтессори назвала особым термином — «эксплозивное письмо» — то явление, которое мы наблюдаем при обучении письменной речи дошкольников 5 лет. Монтессори показала, что никогда у ребенка 7 лет и никогда у ребенка 8 лет в школе не появляется такого, как она говорит, богатства продукции, которое дает самое простое обучение письму в дошкольном возрасте.
Опыт семейного воспитания показывает, что ребенок, который окружен книгами, на шестом году без всякого учения усваивает чтение. Опыты детских садов показывают, что грамоте место в дошкольном учреждении. Один из основных моментов, который важен для определения связей программы, заключается в том, что можно было бы назвать эмбриональным обучением, или предучением, как называют его некоторые авторы. Речь идет о том принципе, который тоже правильно поставлен в системе Монтессори, хотя в целом эта система построена на диаметрально противоположном принципе — на анализе, на разделении целого на биологические и физиологические элементы — и который заключается в том, что всякое обучение предполагает свой период эмбрионального развития, свой период предучения, подготовки к учению. Монтессори начинает учить писать ребенка не тогда, когда он берет в руки карандаш или перо, а задолго до этого. Всякая сложная деятельность при обучении в дошкольном возрасте непременно нуждается в таком подготовительном периоде своего эмбрионального развития.
2. Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста
В последнее время в результате интенсивных научно-методических исследований и разработок появились новые подходы к пониманию и классификации дидактических принципов, касающихся обучения детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. В частности, Л.М. Фридман предлагает следующую психологическую классификацию принципов обучения в начальной школе: развитие личности, самодеятельность, самоорганизация, коллективизм, ролевое участие, ответственность, эмоциональное благополучие каждого ребенка.
В современной дошкольной дидактике известны подходы Л.М. Клариной, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, Е.Е. Шулешко. Л.М. Кларина в своей личностно ориентированной дидактике применительно к художественному обучению считает необходимым соблюдение принципов эмоциональной настроенности ребенка, создания у него установки на самостоятельные сознательно-ориентировочные и творческо-поисковые действия, организацию самоконтроля в практической деятельности. В то же время для обеспечения познавательного развития ребенка Кларина Л.М. считает важным соблюдение таких принципов, как вариативность моделей обучения, развитие самоценных, доставляющих удовольствие, форм активности, единство трех форм отражения действительности: образной, зна-ково-логической и действенной. К обязательным требованиям организации обучения дошкольников относятся также в ее представлении принципы приоритетного старта, стимуляции ассоциативных связей, фиксации успеха, этапности, наличия общего психологического пространства, игрового характера преподавания и учения, преемственности и непрерывности образования в детском саду и начальной школе. Вышеизложенные теоретические позиции, входящие в концепцию "Сообщество детей и взрослых: поиск моделей его развития" нашли свое отражение в практической работе по реализации в экспериментальном детском саду проекта "Детское королевство". В нем сделана интересная, с нашей точки зрения, попытка создания системы развивающих тематических ситуаций, лежащих внутри типично детских видов деятельности, в первую очередь игры, разных ее видов. Организация развивающих ситуаций предполагает создание специальной среды ≈ развивающих центров, например, центр общения, математический центр, центр искусств и др. В них дети овладевают новыми средствами и способами взаимодействия с окружающим миром. Имеются в виду познание, преобразование и эмоционально-ценностное отношение ко всем составляющим окружающий мир сферам: природе, культуре, к другим и к самому себе6.
Чрезвычайно интересные идеи современной дошкольной дидактики ≈ тематическая, личностно-смысловая событийность, совместное детско-взрослое проектирование, проживание и рефлексия, реальная общность детей разного дошкольного и младшего возраста, включенность родственников детей в жизнь учреждения ≈ получили в отечественной науке и практике наибольшее развитие в связи с работами Г.Г. и Е.Е.. Кравцовых. Ими и их учениками дано глубокое психологическое обоснование сущности обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте как совместной деятельности детей, базирующейся на широком смысловом содержательном контексте.7
Вышеуказанные ученые считают, что главное внимание воспитателей и родителей детей среднего и старшего дошкольного возраста должно быть сосредоточено на развитии отношений ребенка со взрослым, со сверстниками и самим собой, т.е. речь идет о формировании у детей такого личностного новообразования, как произвольность в общении. Произвольность в общении со взрослым выражается в умениях ребенка преодолевать свои сиюминутные желания, в способности понимать позицию взрослого и условный план в его вопросах. Для становления совместной учебной деятельности в игре особую значимость приобретают умения дошкольника устанавливать содержательные контакты, взаимодействовать в общем деле. Речь идет о способностях каждого ребенка устойчиво удерживать общую игровую цель, относиться к сверстнику как к партнеру, умении работать в общем ритме и темпе, найти собственное место в структуре деятельности. И здесь особая роль принадлежит играм с правилами, в которых ребенок учится добровольно подчиняться и принимать внешние нормы, не испытывая внутреннего дискомфорта и принуждения. В разнообразной игровой деятельности происходит формирование произвольности в общении ребенка с собой. Он научается содержательно оценивать собственную деятельность, принимать отрицательные оценки, рефлексировать свои чувства, эмоции, отношения.
Практическое воплощение вышеприведенных идей дано в программе обучения и воспитания детей от трех до десяти лет "Золотой ключик". Ее внедрением в дошкольную практику Красноярска занимается уже в течение четырех лет кафедра педагогики детства КГПУ (научный руководитель эксперимента доц. Т.В. Пуртова).
Идея социального характера начального этапа образования получила интересное научное обоснование и практическую реализацию в социоигровой педагогике. В частности, в исследованиях Е. Шулешко, А. Ершовой, В. Букатова в качестве важнейшего личностного образования, которое связано с формированием учебной деятельности, выступает социокультурная норма. В программе "Обновление и самообразование" для детей от двух до десяти лет она обозначается как "Ровесники и учащиеся".Социокультурная норма характеризует отношения детей в микро-группе, их самовосприятие, самопонимание, самооценки. В частности, в терминологии авторов программы свойства социально-культурной нормы обозначаются как : педагогический потенциал (накопленный ребенком социальный опыт и особенности его социального (речевого и неречевого) поведения); личностная позиция (роль, характер, степень заинтересованности ребенка в общении, в общей и индивидуальной деятельности, уровень самооценки); коммуникативная дистанция (форма объединения, степень сформированности "мы"); образовательный ресурс (способность к анализу, целеполаганию и организации успешной деятельности)8.
Таким образом, в настоящее время в отечественной теории и практике дошкольного образования происходит становление новой парадигмы педагогического знания, базирующейся на обновленном методологическом базисе, сопряжении процессов социализации и персонализации детей в их совместном бытии со взрослыми.
Тенденция решения педагогических задач обучения и воспитания в дошкольном возрасте путем включения, осмысления, сохранения и использования смыслового контекста жизни детей прослеживается также в современной зарубежной теории и практике дошкольного образования.
Конечно, здесь имеет место иная методологическая база, предопределившая значительный плюрализм педагогической науки. Вместе с тем, глубокое понимание сущности серьезных изменений в практике западного дошкольного образования с учетом социально-культурных и научных традиций, конструктивный анализ современных подходов, концепций объективирует в значительной степени наши решения, способствует их обоснованию, а также повышению научной достоверности. Особенно это важно в условиях интеграции отечественного образования в мировую педагогическую культуру, преодоления длительной самоизоляции от других стран, в частности европейских, имеющих богатые традиции в сфере педагогических исследований.
Базисной характеристикой личности, которая должна быть сформирована в период дошкольного детства, по мнению западных ученых, деятелей образования, практиков, является социальная компетентность. Отсюда перед дошкольным учреждением на передний план выдвигается социальное воспитание. Есть различные программы социального воспитания и развития детей в детском саду9.
Они базируются на идеях символического интеракционизма и экологической психологии. В рамках психологии повседневности, экзистенциально-феноменологической философии существуют другие подходы.
В рамках наиболее распространенной концепции в дидактике детского сада и получившей название социально-ситуативной, а также соответствующей программы воспитания и обучения детей, суть развития определяется как способность индивида изменить самого себя и окружающую среду в процессе непосредственного и непрерывного взаимодействия индивида. Важными характеристиками развития являются ориентация ребенка на будущее, на "расширение" горизонта окружающего мира, на успешное решение своих жизненных проблем и ситуаций. Понятие "ситуация" как пространственно-временной отрезок актуальной окружающей среды, в которой ребенок действует или намерен действовать, является для западноевропейской дошкольной педагогики конституирующим. Через него объясняется сущность воспитания и обучения. Деятельность воспитателя заключается в структурировании ситуаций, которые имеют для ребенка личностно-образовательный смысл. Отсюда содержание педагогического процесса в детском саду представлено в виде набора наиболее значимых и часто встречающихся жизненных ситуаций детей, ситуаций свободного общения, взаимодействия, повседневных, бытовых, трудных, конфликтных, неожиданных и т.д.
Главная цель воспитания в дошкольном учреждении заключается в формировании у детей умений компетентно и автономно действовать в настоящей и будущей жизни, рефлексировать свое собственное поведение, мысли, чувства, воспринимать других и взаимодействовать с ними, осуществлять самостоятельно и ответственно собственную деятельность.
Социальная действительность как объективная данность понимается нашими коллегами как основное средство воспитания и обучения детей. В отечественных программах, например, в специальной программе приобщения ребенка к социальному миру "Я - человек" С.А. Козловой речь идет о познании социальной действительности, в основном, опосредованно ≈ через предметы, игрушки, общение с близкими людьми.
По аргументированному утверждению авторов социально-ситуативной модели детского сада Ю. Циммера, Ф. Оэртеля, переход детей в масштаб социальных действий в целостных ситуациях, в социальном поле действительности возможен только при реальной встрече с ней. В противном случае мы имеем дело с дидактически отфильтрованным субстратом, который задает другое смысловое пространство.
3. Оптимальные сроки начала обучения
Из работы «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением»