диплом (1215043), страница 10
Текст из файла (страница 10)
По мнению эксперта Мирового Банка Шахида Юсуфа, в период с 80-х годов 20 века 10% экономического роста в Китае имели своим источником урбанизацию.
Развитие экономики в Китае, высокие темпы которой явились результатом реформы и открытости, привели к форсированию шагов по созданию городов и поселков. На конец 2002 г. из 660 городов с районным подразделением было 171 город населением более миллиона, 279 городов с населением 500 тыс. — 1млн (.-пион. 210 городов с населен! чем менее 500 тысяч, кроме того было 20600 административных поселков. В стране сложилась в основном архитектоника совместного развития крупных, средних и малых городов и поселков [33].
Города вносят все больший вклад и играют все более важную роль в развитии экономики, став важным ее стимулом. 10 крупнейших городов Китая, в том числе Шанхай и Пекин, занимают в общей сложности всего 1 % территории страны, их население составляет 5.7% всего населения. Но в 2003 г. их валовый внутренниий продукт (ВВП) составил 2 триллиона 845 миллиардов 980 миллионов юаней, 24.4% всего объема национальной экономики. С точки зрения темпов в 2003 г. рост ВВП указанных 10 городов выражался двукратными числами, значительно обогнав средние темпы по стране.
С ростом количества малых городов и поселков, расширением их масштабов и развитием экономики создались условия миграции в города и поселки сельского населения. Количество крестьян, отправляющихся в город на заработки, стало стремительно нарастать. В 1982 г. оно равнялось 30 миллионам, в 1997 г. превысило 100 миллионов. По подсчету заинтересованных ведомств в ближайшие 5 — 10 лет это количество будет ежегодно возрастать в среднем на 5 миллионов, в 2005 г. составит 130 миллионов, в 2017г 180 миллионов. Миграция сельского населения в города не только привела к некоторому увеличению производственных ресурсов деревни, приходящихся на душу населения, и повышению производительности труда, но и к росту доходов рабочих из крестьян - мигрантов, трудоустроившихся в городе. Последние овладели техническими навыками и приобрели новые идейные предстааления. Некоторые по возвращении в деревню сами основали свое дело, сделав вклад в трудоустройство избыточной рабочей силы местных крестьян. Поэтому "проект урбанизация" — это не только процесс содействия развитию городов, но и процесс развития сельской экономики, процесс модернизации образа жизни, производстваи представлений крестьян [35].
В перспективе урбанизация будет продолжать играть роль стимула китайской экономики, обусловив высокие темпы и стабильное продолжительное развитие. По плану китайского правительства до 2018г. около 250 миллионов крестьян мигрируют в города. Если расходы этих мигрантов на потребление достигнут среднего уровня потребления рядовых горожан, то это означает появление потребительского спроса в сумме более 600 миллиардов юаней. Результатом миграции крестьян в города будет также рост доходов оставшихся в деревне крестьян, который оценивается в 30%. Если предположить, что весь дополнительный доход будет использован на потребительские нужды, то это означает новый потребительский спрос в размере более 500 миллиардов юаней. Сложив обе эти статьи роста потребительского спроса, получим цифру, превышающую триллион юаней. Ежегодный рост оценивается в 70 миллиардов юаней, что означает роет темпов экономики на 0.85 процентных единицы. Кроме того приток 250 миллионов крестьян в города непременно повлечет за собой расширение городского масштаба и строительство ряда новых городов, а это означает крупномасштабный спрос на инвестиции в инфраструктурные объекты и жилое строительство. Если, скажем, на одного мигранта, прибывшего в город, дополнительно потребуется 30 тысяч юаней инвестиции в инфраструктуру и жилое строительство, то 250 миллионов переселившихся в города крестьян привлекут инвестиционного спроса, в год в среднем 500 млрд. юаней. Очевидно, что"проект урбанизация" действительно сможет стимулировать выявление потенциальных возможностеей китайского рынка.
При этом головные города и городские районы станут главной силой в развитии экономики КНР [37].
Головные города — места с высокой степенью сосредоточенности производств, населения, информации, техники и капитала, выступая в качестве командного штаба, центральной оси координации и обслуживающего центра региональной экономики.
Закономерность мировой урбанизации говорит о том. что лишь по достижении уровня урбанизации в 30% для страны или региона наступает период высоких темпов урбанизации. Согласно статистическим материалам Мирового Банка, составленным на основе обследования 133 стран мира, ускорение процесса урбанизации наступает в случае, когда национальный ВВП в душевом выражении достигает 1000 — 1500 долларов, и по экономическому развитию страна вступает в ряд среднеразвитых стран. Тогда население городов и поселков составит 40% — 60% в населении страны. Исходя из этого критерия Китай уже вступил в период ускоренной урбанизации.
Согласно плану показатель урбанизации в Китае будет ежегодно возрастать на 1% и к 2020 г. превысит 50%. В ходе строительства всеобъемлющего общества малого благосостояния удельный вес городского (и поселкового) населения будет значительно возрастать, вместе с тем наступит перелом в ситуации неуклонного увеличения разрыва между рабочими и крестьянами, между городом и деревней и между различными регионами.
В настоящее время в некоторых китайских провинциях проводится эксперимент в плане реформы системы прописки населения. Если этот эксперимент пройдет успешно, то будучи распространенным в масштабе страны он приведет к отмене «дуалистической системы прописки», то есть к отмене разграничения категорий прописки на «сельскую» и «городскую». На смену им придет система прописки нового типа, основой которой будет регистрация по месту жительства, а условия разрешения прописки включат постоянное, законное место проживания или стабильный источник дохода. Наиважнейшее значение этой реформы состоит в ликвидации барьера в виде прописки, делавшего невозможным уход крестьян от земли.
Кроме того, для поощрения крестьян переселяться в малые города и поселки правительства разных уровней принимают различные меры. Эти меры включают углубление реформы передачи земельных участков другим дворам, разработку социально-экономических установок в плане установления более тесных связей города и деревни, продолжение усилий по усовершенствованию инфраструктуры и системы соцобеспечения в малых городах и поселках [39].
Громадное население, ограниченная площадь пахотных земель, приходящаяся на душу населения, поздний старт промышленного производства и неравномерность хозяйственного развития — таковы реалии китайской деревни. Эти реалии обсуловили трудности урбанизации. Штиглиц, например, считает, что в новом веке перед Китаем стоят три труднейшие проблемы, из них самой трудной является урбанизация. Трудность урбанизации заключается главным образом в необходимости создать в городах достаточное количество рабочих мест.
По расчету сегодня в китайской деревне абсолютно избыточной рабочей силы насчтывается но меньшей мере 150 миллионов. Чтобы переселить этих людей в города очевидно потребуется 150 городов с населением в миллион человек каждый. На протяжении довольно длительного времени в будущем превышение предложения над спросом рабочей силы приобретет еще более острый характер. Во-первых, потому, что с внедрением в сельское хозяйство разного рода производственных факторов и распространением новой агротехники будет неуклонно повышаться производительность труда и сокращаться потребность в рабочей силе; во-вторых, потому что и без того ограниченные пахотные ресурсы будут неизбежно продолжать уменьшаться, а это значит, что будет сокращаться способность трудоустроить в сельскохозяйственном производстве новые контингенты тружеников; в-третьих, потому что с середины 90-х годов 20 века в развитии ВПП появились структурные трудности и как следствие их понизилась способность трудоустроить большое количество крестьян; в-четвертых, потому что с вступлением Китая в ВТО на протяжении определенною отрезка времени китайская сельскохозяйственная продукция неизбежно будет испытывать на себе пресс со стороны цен международного рынка, что затруднит значительное повышение доходов крестьян только за счет сельскохозяйственного производства, более того, с ростом импорта зарубежной аграрной продукции спрос на национальную аналогичную продукцию неизбежно сократится, что означает дальнейший рост масштабов избыточной рабочей силы в деревне; в-пятых, потому что в деревне с ее громадным оазисным населением в будущем еще длительное время продолжится рост числа трудоспособных. Согласно прогнозу заинтересованного ведомства в предстоящие 10 лет ежегодный рост трудоспособного населения в деревнях страны превысит 6 миллионов.
С другой стороны, в городах и поселках по мере перестройки плановой модели экономики и преобразования ее в рыночную экономику ускорятся темпы урегулирования хозяйственной и отраслевой структуры, по мере форсирования реформы предприятий наличие контингента рабочих и служащих, оказавшихся без работы, из скрытого состояния станет явным. В традиционных промышленных отраслях и предприятиях госсектора большое количество рабочих и служащих уже уволены или будут уволены в будущем. На конец 2008г. количество зарегистрированных в городах и поселках безработных составило 8 миллионов. Если к ним прибавить безработных незарегистрированных, то цифра окажется еще больше.
Итак, "проект урбанизация" в Китае стоит лицом к лицу с разного рода вызовами; переселением большого количества крестьян из деревни в города, трудоустройством рабочих и служащих, уволенных с предприятий госсектора, трудоустройством вузовцев с дипломами. Кроме того, в условиях научно-технического прогресса и усиления рыночной конкуренции обязательным становится непрерывное урегулирование отраслевой структуры с целью повышения уровня. Говоря в общем повышение производственного уровня идет в направлении большей капиталоемкости и большей интеллектоемкости. Так что к профессиональной подготовке тружеников предъявляются все более высокие требования. Это сокращает пространство на рынке рабочей силы для выходцев из крестьян в силу более низкого уровня образования в деревне. Так что при современном уровне экономического развития городов и поселков проблема повышения их способности трудоустроить растущее количество сельской избточной рабочей силы оставляет мало места для оптимизма. Этим обусловлены грандиозность задачи"проекта урбанизации" и длинный путь, который ей предстоит проделать [44].
Под влиянием"проекта урбанизации" идет ломка насчитывающего несколько тысячелетий традиционного общественного уклада Китая, всегда тяготевшего к деревне. Эта ломка приведет к важным изменениям в среде обитания десятков миллионов крестьян. Процесс этот — одна из «горячих» тенденций развития китайского общества и несомненно заслуживает пристального внимания ученых.
Лауреат Нобелевской премии в области экономики, известный американский экономист Д.Е. Штиглиц писал: "Два фактора будут влиять на развитие мировой экономики в будущем, один из них — это научно-технический прогресс в США, а другой — это урбанизация в Китае. "
3.3 Национальный проект ”Модернизация”
В 1964 г. китайское руководство выдвинуло цель: осуществить к концу 20 века модернизацию. То было выражением тогдашнего понимания китайскими руководителями модернизации. Но как показал ход реального развития, эта установка была нереальной. Хотя в условиях, когда народ жаждал сосредоточить силы на внутреннем строительстве, сама она сыграла роль стимулирующего лозунга.
Начиная с 1979 г. Китай взял на вооружение новую политическую линию. Отказавшись от установки, ставившей во главу угла классовую борьбу, китайское правительство провозгласило установку, ставившую в центр внимания экономическое строительство, реформу и внешнюю открытость. Была пересмотрена стратегия экономического развития. От установки, предполагавшей осуществление модернизации к концу 20 века, пришлось отказаться, на вооружение была взята трехстадийная стратегия "проекта модернизации. "
На 1-й стадии подразумевалось увеличить ВВП вдвое по сравнению с 1980-м годом, тем самым решить проблему пропитания, обеспечения населения предметами первой жизненной необходимости;
На 2-й стадии, к 2000 г. предполагалось увеличить ВВП еще раз вдвое и таким образом довести жизненный уровень населения до «малого благосостояния»;
На 3-й стадии, к середине 21 века осуществить в основном модернизацию. «Малое благосостояние» и «общество малого благосостояния» — это чисто китайские традиционные понятия, они означают уровень зажиточности, при котором у людей есть достаток сверх предметов первой необходимости, дающий возможность жить значительно лучше, но еще не богато. Упомянутый важный пересмотр стратегии экономического развития представлял собой новое понимание грандиозности и продолжительности процесса модернизации в Китае — стране с огромным населением, отсталыми экономикой и культурой и крайней неравномерностью развития. Это новое понимание явилось одним из важных итогов, достигнутых в процессе обобщения исторического опыта, имевшего место по завершении «культурной революции». Для Китая, тогда еще не избавившегося от нищеты, выбор проблемы пропитания и снабжения населения предметами первой необходимости в качестве исходной точки модернизации был правильным. Общество, где только-только удовлетворены важнейшие жизненные потребности, отделяет от модернизированного общества большая временная дистанция, между ними существует большая разница в уровне социально-экономического развития. Признание общества малого благосостояния в качестве промежуточного переходного состояния отвечает общим закономерностям экономического роста. Упомянутый пересмотр стратегической цели развития экономики повлек за собой важную перестройку экономической политики и явился важным стимулом реформы экономической системы. Успехи китайской экономики за 20 с лишним лет доказали правильность стратегического замысла постадийного, шаг за шагом, осуществления модернизации.
Реформа и развитие в Китае в два последних десятилетия 20 века имели результатом глубокие исторические перемены в облике китайской экономики.
Описанные выше стадийные изменения социально-экономической ситуации Китая можно охарактеризовать словами: по трехстадийной стратегии "проекта модернизации" Китай уже завершил две первые стадии проекта и с началом 21 века вступил в третью стадию. В модернизации Китая начался новый период.
Реализация первых двух стадий в трехстадийной стратегии модернизации вовсе не означало, что Китай уже миновал две трети процесса модернизации. Так как если для прохождения первых двух стадий проекта потребоватось 20 лет, то для завершения третьей стадии потребуется 50 лет.
При исследовании китайской экономики следует учитывать две стороны: валовые показатели и показатели в расчете на душу населения. По расчету согласно действующему обменному курсу в 2000 г. Китай вышел по валовому объему экономики на 6-е место. Но по показателю в расчете на душу населения Китай едва достиг уровня стран со средним, но наиболее низким доходом. Если вести расчет по покупательной способности, то ВВП Китая будет немного выше, но все же сохранится на уровне развивающихся стран со средне-низким доходом, Китаю еще очень далеко до экономически развитых стран. Для осуществления модернизации Китаю предстоит пройти очень длительный путь [45].
Благосостояние, которого в настоящее время достиг Китай, является низкоуровневым, неполным и характеризуется большой неравномерностью. Это вытекает из следующих обстоятельств: Во-первых, ОМБ — это период равный нескольким десятилетиям, который лежит между уровнем жизни, едва обеспечивающим удовлетворение народа предметами первой необходимости, и модернизированным обществом. А сейчас Китай только-только вступил на порог ОМБ, поэтому сегодняшнее благосостояние — это благосостояние низкой градации.















