Диссертация (1173366), страница 32
Текст из файла (страница 32)
Л. 165.165красноармейцев Миролюбова П.Р., Панченко И.И., Чиняева Ф.Г., ЛазутенкоП.Л., Куканова В.М. и Казанцева П.И.Акты о списании указанного имущества представить интендантскомуотделу 5-й армии на предмет получения инспекторского свидетельства»291.60-я ОШР на своем боевом пути в целом решала такие же задачи, что исоседняя – 61-я: привлекалась к разведке боем, действовала на острие общегонаступления, прокладывая путь другим, штурмовала высоты, освобождаланебольшие селения на Смоленщине, в Белоруссии и Литве, брала их вокрестностях Кенигсберга и завершила свою историю в октябре 1945 г. наДальнем Востоке в Гродекове Приморского края.Исследователь представляет детальный материал о боевом пути 129-й и128-й армейских отдельных штрафных ротах в связи с тем, что их боевой путьбыл особенно длинным.
К тому же примерно так применялись и другиештрафные формирования. В этом убеждают их архивные фонды, воспоминанияофицеров, служивших в их постоянном составе, тех, кому выпало испытание встатусе штрафника, а также литературные источники документальногохарактера.Приведем некоторые свидетельства тех, кто дожил до победы.А.В. Беляев, подполковник в отставке, помощник начальника штаба 16-гоОШБ (бывшего 11-го ОШБ Западного фронта): «Штрафные батальоны в бояхиспользовались, как правило, в составе дивизий и полков на наиболееукрепленных участках обороны немцев. Выполняли они и самостоятельныезадачи: занимали господствующие высоты для улучшения позиций обороны,контратаковали вклинившегося в нашу оборону противника, вели разведкубоем,прорываливражескуюоборону.Батальонвполномсоставеиспользовался редко.
И думаю, не потому, что в этом не было необходимости.Все дело в том, что на полное формирование уходило много времени…Поэтому, как только сформировывали роту, так сразу же вводили ее в бой»292.291292ЦАМО РФ. Ф. 4/8. (128-я отдельная штрафная рота). Оп. 96980. Д. 4. Л. 193.Цит. по: Дайнес В.О. Штрафбаты и заградотряды Красной Армии. С. 151.166Н.И. Смирнов, капитан в отставке, бывший командир ОШР 47-й армии:«В 1945-м готовилась большая операция по форсированию Вислы.
Дляпроведения разведки боем было принято решение собрать усиленную роту вколичестве двухсот человек, в том числе подключили и мой взвод.Штрафникам поставили задачу взять «языка». Саперы сняли мины, и послепятиминутной артподготовки мы пошли в бой. …Ворвались в окопы, давайбить немца, потом скрутили одного ефрейтора и, как планировали, назад…. Издвухсот бойцов в живых тогда осталось сорок человек, и то калеченных дараненных….. А потом началось общее наступление: моя штрафная ротаучаствовала в освобождении Варшавы, Берлина, на Эльбе мы встретились самериканцами» 293.Н.Г. Гудошников, капитан в отставке, командир взвода 121-й ОШР 40-йармии в 1944-45 гг.: «Штрафники обычно не наступали, а сразу либо атаковали,контратаковали, либо штурмовали, прорывали оборону, производили разведкубоем, с боем брали «языка» и т.д.
– словом, делали дерзкие налеты напротивника, чем успешно давили на его психику.Это особенно заметно на Курской дуге, в самом начале событий. Немцы,продвигаясь в сторону ст. Обоянь, 8 июля заняли деревню Березовку. Нашейштрафной роте прямо с марша было приказано штурмом взять ее обратно…Деревню не взяли, но острастку противнику дали добрую... Нас бомбили тридесятка штурмовиков, смешали роту с землей, но штрафники с криком «Ура!»,с отчаянной стрельбой удержались до подхода наших танков»294.Одним из первых об использовании штрафных частей в открытой печатирассказал Герой Советского Союза генерал-полковник В.М._Шатилов295.150-й стрелковой дивизии, которой он командовал, командующий 3-йударной армией генерал-лейтенант В.А.
Юшкевич приказал взять штурмомвысоту «Заозерная»296 у реки Великая (Псковская область). Для решения этой293Там же. С. 174.Цит. по: Дайнес В.О. Штрафбаты и заградотряды Красной Армии. С. 157.295Шатилов В.М. Знамя над рейхстагом. Изд. 3-е, исп. и доп. М.: Воениздат, 1975. С. 27 – 39.296Название высоты было условным.294167задачи военный совет армии выделил для дивизии две штрафные роты – 7-ю и10-ю. «Их командиры – капитан Николай Зиновьевич Королев и старшийлейтенант Григорий Сергеевич Решетняк297,- писал в мемуарах генералШатилов, - выглядели молодцами. Да это и естественно. Командоватьштрафными ротами посылали, как правило, лучших офицеров».К штурму высоты в дивизии готовились основательно и не один день.«Саперы, говорится в воспоминаниях В.М. Шатилова, – подготовилипереносные рогатки – ежи, противотанковые и противопехотные мины,удлиненныезаряды–специальныеподрывныеприспособлениядляпроделывания проходов в проволочных заграждениях, сборный мост дляпереправы через протоку, маскировочные заборы, которые ставились на берегуозера Хвойно, прикрывая нас от вражеских глаз с северо-западногонаправления».В одной из недавних публикаций приведены документальные данные отом, что в ОШР, готовившихся к действиям на острие атаки, двое суток работалзаместитель начальника политотдела 79-го стрелкового корпуса подполковникА.Т.
Сотников, ставший в 1945 г. Героем Советского Союза298.Сам бой за высоту описан так: «Обе роты поднялись одновременно.Бойцы проскочили протоку вброд без остановки. Артиллерия перенесла огоньна вторую неприятельскую траншею… Довольно густая цепь солдат бежалавверх по пологому склону. Вспыхивает дружное «ура», и фигурки в защитныхгимнастерках исчезают в траншее. «Молодцы!» - мысленно восхищаюсь я.Ведь с момента сигнала к атаке прошло всего одиннадцать минут...».В бою за важную в тактическом плане высоту на псковской земле,всесторонне подготовленном штабом 150-й стрелковой дивизии, избежатьсерьезных потерь не удалось. «У нас полегло немало народу, - констатировал297Шатилов ошибся: Н.З. Королев имел звание старшего лейтенанта, а Г.С.
Решетняк –капитана.298Тяжело ранен у стен рейхстага. Красная звезда. 14 декабря 2018 г. № 140.168автор воспоминаний. – Особенно велик был урон в штрафных ротах – из ихсостава мало кто уцелел»299.На склонах Заозерной погиб и сын заместителя командующегобронетанковыми войсками 46-й армии Евгений Мельников, направленный вштрафники за то, что вопреки приказу не сдал на хранение фотоаппарат,подаренный отцом.Утверждения о том, что штрафников как пушечное мясо бросали в бойбез подготовки, не соответствуют действительности. Более того: бои с ихучастием готовились особенно тщательно, потому что были непредсказуемымии много значили для последующих действий войск.
Правда заключается в том,что и грамотно спланированные бои с участием штрафников частозаканчивались неудачей.В архивном фонде штрафного батальона Брянского фронта хранитсякомплект документов с анализом разведки боем, в котором для захвата«языков» использовалась группа офицеров-штрафников300.План разведки боем разрабатывал вместе со штабом командир 287-йстрелковой дивизии генерал-майор Г.И.
Панкратов, а утвердил командующий3-й армией генерал-лейтенант П.П. Корзун.Линейному стрелковому батальону (без одной роты) предстояло атакойукрепленного взводного опорного пункта противника в районе Сомово-1(Орловская область) непосредственно за огневым налетом артиллерии иминометов вскрыть огневую систему противника на переднем крае его обороныи, захватив пленных, установить состав обороняющихся частей перед фронтомдивизии.К бою с разведывательными целями готовились две недели. В тылу полкабыли оборудованы заграждения из колючей проволоки и участки траншеи.Тренировки хронометрировались.299Цит.
по: Шатилов В.М. Знамя над рейхстагом. Изд. 3-е. С. 27-39.ЦАМО РФ. Ф 4/8. (12-й отдельный штрафной батальон Брянского фронта). Оп. 18. Д. 38.ЛЛ. 42, 46-48.300169Штрафники из 12-го ОШБ в составе двух объединенных взводов общейчисленностью 72 человека в этом бою взаимодействовали с батальоном 868-гострелкового полка в составе двух рот, взводом саперов от 567-го отдельногосаперного батальона и взводом химиков от 380-й отдельной роты химическойзащиты.Именноофицерам-штрафникампредстоялопрорватьсязапроволочные заграждения и захватить пленных. Саперы прокладывали им путь,химики обеспечивали маскировку задымлением местности.Артиллеристы (15 орудий и 18 минометов) за несколько дней до бояпровели пристрелку по позициям противника.На тренировках все складывалось в соответствии с разработаннымпланом. В бою же захватить пленных не удалось.
Оказалось, что немцы и вмомент обеда – атака была предпринята в 14.00 – сохраняли бдительность. Онив считанные минуты сумели сосредоточить по наступающим огонь четырехартбатарей - из района южнее Вороново, районов Дружба, Фокин и восточнееМценска. Наша же артиллерия из-за ограниченности выделенных боеприпасовбыла вынуждена на 15-й минуте прекратить огонь, не приняла на себя задачупо разрушению проволочных заграждений и подавлению вновь ожившихпулеметных гнезд301. Из-за больших потерь заместитель командира 287-йстрелковой дивизии, руководивший боем, был вынужден дать сигнал на отход.В бою 27 человек были убиты (8 саперов и 19 штрафников), 40, в том числе 22штрафника, ранены и 19 пропали без вести.Военный совет 3-й армии по итогам боя потребовал от штаба дивизиидонесения, а от командира ОШБ подполковника А. Булгакова - доклада.И в донесении, и в докладе выводы близки по содержанию: пехота, и в еерядах штрафники, действовала самоотверженно, саперы под огнем сумелиперерезать колючую проволоку в первом ряду, химики привели в действиедымовые шашки, использовали дымовые гранаты, но метеорологические301Подчеркнем: поскольку разведка боем – это стремительный, длящийся считанные минутыналет, при котором группа, которой подлежит захватить «языка», заранее скрытновыдвигается к проволочным заграждениям, артиллерии всегда выделяли ограниченноеколичество боеприпасов.
Задача закрепить и развить успех батальона, достигнутый врезультате атаки, в дивизиях и полках не рассматривалась.170условия не позволили создать эффективную аэрозольную завесу. Умелодействовали артиллеристы и минометчики, но боеприпасов для болеепродолжительной,чемпредполагалось,огневойподдержкибатальонаоказалось недостаточно.В том бою в окрестностях Сомово из числа штрафников погибли 4старших лейтенанта, политрук, 7 лейтенантов, лейтенант интендантскойслужбы, 5 младших лейтенантов и техник-интендант 1 ранга.Разведка боем, к которой готовились две недели под присмотромвоенного совета армии и под руководством штаба дивизии, позволила вскрытьогневую систему противника.
Не менее важная задача – добыть «языка» небыла решена.При подготовке наступления разведка боем в годы войны проводилась вцелях уточнения начертания переднего края, системы огня и своевременноговыявления возможного отвода войск противника с передовой позиции вглубину обороны. В обороне наши войска периодически проводили разведкубоем с целью выявления группировки и степени готовности противника кпереходу в наступление302. Без захвата контрольных пленных получить полнуюи достоверную информацию о составе противника и его намерениях былоневозможно.Командир 12-го ОШБ подполковник А. Булгаков в докладе предлагалвпредь отказаться от разведки боем в дневное время, а также использоватьменее кровопролитные способы захвата контрольных пленных.ВэтойсвязиуместнопривестивысказываниегенералаармииА.В._Горбатова, который вскоре сменил П.П. Корзуна на посту командующего 3-йармией: «… Мы были и оставались большими противниками разведки боем,проводимой отдельными батальонами303, особенно накануне наступления, и нетолько потому, что эти батальоны почти всегда несут большие потери, но ипотому, что такие действия настораживают противника и усложняют работу302Дайнес В.О.