Автореферат (1173365), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Танкисты, артиллеристы, авиаторы, интенсивно осваивали тактикупехоты при комплектовании во втором эшелоне фронта или армии.Летом и осенью 1942 г. при формировании штрафных частей возникалисложности с их вооружением, предписанным штатом.В тот же период были серьезные проблемы с продовольственнымобеспечением штрафных батальонов и рот. Об этом свидетельствуетприведенное донесение врача 8-го ОШБ Сталинградского фронта военврача 3го ранга Ю.А. Родиной. Такие же трудности при отступлении к Волгеиспытывала вся армия.20В работе показано как по ходу войны совершенствовались вещевое,медицинское и другие виды обеспечения отдельных штрафных батальонов ирот, как возрастали их транспортные возможности.Внутренний порядок в ОЩБ и ОШР, особенности взаимоотношениймежду командным и переменным составом, дисциплинарная практикараскрываются через анализ конкретных ситуаций, оценки ветеранов, путемссылок на соответствующие приказы.Третий параграф «Основные формы боевого использования штрафныхбатальонов и рот» построен, главным образом, на анализе боевых журналовОШБ и ОШР.Задачи штрафных формирований в бою – это действия на остриенаступления – преодоление системы заграждений и захват первой траншеипротивника.
Это разведка боем, которую называли еще силовой. Это штурмудерживаемых противником высот, имеющих важное значение, а также егодотов и дзотов. Это форсирование водных преград в составе передовыхотрядов наступающих войск, захват и удержание плацдармов. Это в рядеслучаев освобождение небольших населенных пунктов, заслоны накоммуникациях противника, прочесывание лесных массивов.В главе детально исследуется порядок подготовки 12-го ОШБ Брянскогофронта к разведке боем в интересах 287-й стрелковой дивизии 3-й армии,оцениваются ее итоги.Прослеживается весь боевой путь 128-й ОШР от ее формирования дорасформирования на Дальнем Востоке после победы над Японией.Диссертант раскрывает особенности боевых задач, выполнение которыхпоручалось штрафникам, на примере армейских штрафных рот, командирыкоторых: Николай Балакин, Зия Муса-оглы Буниятов, Михаил Кикош былиудостоены звания Героя Советского Союза.В работе доказано: за штрафными батальонами и ротами заградительныеотряды не выставлялись.Во 2-й главе диссертант приводит установленную им оценочночисленность переменного состава штрафных батальонов и рот: около 1 млнчеловек.
Разъясняется путем каких расчетов она выведена и почемупредставляется объективной. Только осужденных военными трибуналами сотсрочкой исполнения приговора было более 400 тысяч, а призванныхповторно более 900 тысяч человек. Все они, согласно упомянутым висследовании актам военного управления, подлежали направлению вштрафные части.В совокупности штрафников хватило бы на укомплектование такогооперативно-стратегического объединения, каким в годы войны был фронт. НоОШБ и ОШР формировались поэтапно, были рассеяны по фронтам и армиям иприменялись для решения только тактических задач.
Эти задачи локальногозначения были из числа самых трудных, оплачивались большой кровью.Недооценивать вклад этих специфических формирований в победу, как ипреувеличивать его, было бы неправильно.21В заключении подведены итоги исследования, сформулированыосновные выводы и уроки, обоснованы научно-практические рекомендации.Чрезвычайные меры по укреплению дисциплины в войсках вкритический момент Великой Отечественной войны, предусмотренныеприказом НКО СССР № 227 и подкрепленные активной работой военныхсоветов, штабов, политорганов, позволили стабилизировать обстановку наюжном крыле советско-германского фронта, а затем и перехватить у врагабоевую инициативу. Роль штрафных батальонов и рот, как и заградительныхотрядов, в этом плане относительна. Но их учреждение стало суровымпредостережением для слабых духом.Какие-то категории провинившихся перед Родиной, свидетельствуютдокументы, выводились из сферы действия приказа НКО № 227, другие в неевключались, но при этом ОШБ и ОШР оставались боевыми формированиями,способными решать хотя и локальные, но трудные и тактически важныезадачи.Используя документальные источники, диссертант предметно решалнаучные задачи, которые ставил перед собой, приступая к исследованию.1.
На основе анализа издававшихся центром актов управления ипроцесса их реализации в войсках удалось отследить, кем и как на различныхэтапах войны комплектовались штрафные части.2. Одной из задач, которые автор ставил перед собой, былоустановление истинного числа ОШБ и ОШР, сформированных во исполнениеприказа НКО № 227. Исследование убедило: в Красной Армии с 1942 по1945_г. было сформировано 48 отдельных штрафных батальонов и 814отдельных штрафных рот.3. Значительное число штрафников – около 1 млн человек –свидетельствует не только о том, что среди 34 476 700 человек, поставленныхв годы войны под ружье, было немало лиц с криминальным прошлым,непредсказуемымповедением.Многоепредопределилдраматизмпротивоборства на фронте, крупные поражения Красной Армии в началевойны, ее отступление в глубь страны – к Волге и Кавказу.
Не будь этого, непришлось бы призывать повторно 939700 бывших военнослужащих,выявленных при освобождении территории страны от оккупантов.4. Задачу, связанную с уточнением штатной структуры и боевогооснащения штрафных батальонов и рот, требовалось решить из-за того, чтосведения об этом в публикациях противоречивы, а штаты, установленныеГенеральным штабом РККА, представляют собой адресованные войсковымштабам таблицы, которые в литературе еще не воспроизводились.5.
Анализ источников показал, что направление провинившихся передРодиной в ОШБ или ОШР не имело целью ущемить их в условиях быта,каких-то видах довольствия, в вооружении. Штрафники испытывали те жетрудности и лишения, что и вся действующая армия. А после коренногоперелома в войне по ряду причин, которые прояснены в работе, вооружались,22обеспечивалисьтранспортом,продовольствием,боеприпасами,медикаментами лучше линейных батальонов и рот.Внутренняя жизнь, дисциплинарная практика, взаимоотношения вштрафных частях выстраивались в соответствии с предписаниямиобщевоинских уставов того времени.6.
На основе изучения архивных документов и прежде всего журналовбоевых действий ОШБ и ОШР удалось вычленить из множества задач,которые на них возлагались, самые типичные. Штрафников лишь висключительных случаях ставили в оборону, их не привлекали к штурмукрупных населенных пунктов.7. В предлагаемой к защите работе автор, решая одну из задач, которыеставил перед собой, доказывает, что оснований для противопоставленияштрафных частей и заградительных отрядов, хотя они и учреждены однимприказом, нет. За ОШБ и ОШР (как и за линейными батальонами и ротами)заградотряды не выставлялись: их место - за боевым порядком (вторымэшелоном) неустойчивых дивизий.8.
На фронтах и в армиях ОШБ и ОШР замыкали реестр боеготовыхчастей как малочисленные и ограниченные в возможностях. Но истинныйвклад штрафников в победу справедливо оценивать суммарно, совокупно повсем фронтам и армиям и по длительности боевого применения. Его нельзя нипреувеличивать, ни преуменьшать.Один из уроков, актуальных и в XXI веке, видится в том, чтопредоставление проявившим малодушие в бою, совершившим преступление,прежде всего против военной службы, возможности путем отсрочкиисполнения приговора искупить вину участием в боевых действиях себяоправдало.Учитывая, что в Российской Федерации законодательство военноговремени не разработано, но о нем упоминает статья 334 (пункт 3)действующего Уголовного кодекса РФ, исследователь считает актуальнымиследующие научно-практические рекомендации:- законодательство военного времени, необходимое, кроме всего, дляконкретизации воспитания военнослужащих и военнообязанных в духеответственности за личную подготовку к вооруженной защите Отечества,целесообразно выработать в условиях мира;- при разработке такого законодательства целесообразно дополнитьУголовный кодекс статьей, предусматривающей возможность отсрочкиисполнения наказаний за преступления против военной службы снаправлением осужденных в район боевых действий, близкой по содержаниюк ст.
28 довоенного УК РСФСР.Завершив исследование, диссертант считает, что ознакомление с нимспособствовало бы расширению политического и военного кругозоракурсантов и слушателей, студентов исторических и юридических факультетов,повышению их исторической и правовой осведомленности и культуры,23готовности доказательно, предметно противостоять попыткам фальсификациивоенного прошлого Отечества.III.ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИОсновное содержание диссертационного исследования изложено в 9статьях общим объемом 9,39 п.л., в том числе в изданиях, рекомендованныхВАК Министерства науки и высшего образования РФ, 3 статей, объемом 1,95п.л.Работы, опубликованные в периодических научных изданиях,рекомендованных ВАК Министерства науки и высшего образования РФ:1. Мороз А.В. Штрафной полк // Вестник Военного университета.
2011.№ 4 (28). С. 169-175 (0, 65 п.л.).2. Мороз А.В. Штрафные части Великой Отечественной // Власть. 2013.№ 10. С. 157-159 (0,65 п.л.).3. Мороз А.В. Штрафной контингент Великой Отечественной // Власть.2013. № 11. C. 165-167 (0,65 п.л.).Работы, опубликованные в других научных изданиях:4. Мороз А.В. Штрафная рота // Дайнес В.О., Абатуров В.В.