автореферат (1169722), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Сомнения специалистов в необходимостиразрешения проблемы неуместны, поскольку территориальная проблема неразрывно связана спроблемой заключения мирного договора, без чего не может быть реализован полныйпотенциал российско-японских отношений, и оба государства заинтересованы в ее разрешениидля расширения сотрудничества, в особенности в области экономики и региональнойбезопасности. Наконец, спорящие государства рассматривают заключение мирного договора иразрешение территориальной проблемы как главную задачу своих отношений.Среди предлагаемых решений рассмотрены передача четырех или двух южнокурильских островов Японии, их продажа Японии, уступка территорий в обмен наэкономическое сотрудничество, поэтапные планы с созданием механизма совместногохозяйственного освоения южно-курильских островов при сохранении статус-кво, создание натерритории островов автономного демилитаризированного района по модели Аландскихостровов, создание парка мира для сохранения окружающей среды островов, обращение вМеждународный Суд ООН или иной орган за разрешением территориальной проблемы, разделостровов «пополам» по примеру территориального урегулирования с КНР, применение28принципа самоопределения народов, превращение островов в свободную экономическую зонуи заключение договора о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве без привязки ктерриториальной проблеме.
Несмотря на положительные черты многих концепций, они непривели к успеху, прежде всего, ввиду непримиримости позиции Японии. Вместе с тем,концепции о совместной деятельности соответствуют намерениям, выраженным главамиРоссии и Японии в ходе последних переговоров, и обладают наибольшими шансами на успех.Вовторомпараграфечетвертойглавы«Авторскаяконцепциясозданиямеждународно-правового механизма совместного хозяйственного освоения южно-курильскихостровов» рассматриваются два предложения, которые, по мнению диссертанта, должны бытьотражены в запланированном международном договоре о совместном хозяйственном освоенииюжно-курильских островов и прилежащих к ним морских пространств.В качестве предварительной рекомендации диссертант обосновывает необходимостьпринятия такой концепции именно в форме международного договора (а не меморандумов овзаимопонимании или деклараций).
Это позволит добиться четкости в закреплении взаимныхправ и обязанностей сторон в рамках совместного развития южно-курильских островов.Первым элементом предлагаемого механизма является включение в международныйдоговор защитной клаузулы по примеру действующих российско-японских договоренностей осотрудничестве в области промысла морских живых ресурсов в водах, прилежащих к спорнымтерриториям. В послевоенный период, когда традиционный японский промысел в указанныхморских районах стал невозможен, именно наличие защитных клаузул в двустороннихдоговорах позволило продолжить его и существенно снизить напряженность в советскояпонских отношениях. Хотя рыбный и иной промысел на договорной основе не влечетпоследствий для территориальных притязаний другого государства, защитные клаузулыдополнительно гарантируют, что позиции сторон не будут затронуты. Необходимость в такойклаузуле была подчеркнута в ходе переговоров по основным параметрам договоренности осовместном хозяйственном освоении южно-курильских островов.
С учетом рассмотренныхзащитных клаузул в рыбохозяйственных соглашениях диссертантом предложен текст защитнойклаузулы, которую можно включить в планируемый международный договор.Вторым элементом предлагаемой концепции являются общие рамки договоренности осовместном хозяйственном освоении южно-курильских островов.
По мнению диссертанта,предпочтительно принять комплексный международный договор, который установит особыйправовой режим деятельности на островах. Такой правовой режим возможно построить, mutatismutandis (поскольку речь не идет о «возврате» территорий и о создании новой моделиэкономики с Японией, а не о сохранении существующей), на примере китайско-британскойдекларации о создании Специального административного района Гонконг. Для этого29необходиморешитьвопросыостепенипредоставляемойавтономиивобластизаконотворчества, государственного управления, разрешения споров (с учетом положенийКонституции и законодательства России), четко сформулировать их в договоре.
Полномочиямив рамках этой автономии может быть наделен наднациональный орган по модели Совместнойконтактной группы в Гонконге, которому может быть поручена разработка и имплементациямер для решения конкретных местных вопросов сотрудничества и экономического развития,определение и решение путем консультаций спорных вопросов в рамках совместнойдеятельности, реализация неэкономических мер для повышения качества жизни населенияостровов и углубления взаимопонимания между государствами и их народами (гуманитарныхобменов, культурных, образовательных и др.
проектов). Целесообразно подумать и овозможности Совместной контактной группы давать заключения по вопросам внешнихсношений России и Японии, непосредственно касающихся южно-курильских островов.В третьем параграфе четвертой главы «Анализ правовых последствий совместногохозяйственного освоения южно-курильских островов» указывается, что предложенныймеханизм внесет вклад в разрешение территориальной проблемы и заключение мирногодоговора, расширив сотрудничество между Россией и Японией, укрепив доверие между ними ипозволив им перейти на качественно новый уровень переговоров.Дополнительно предлагается определить способы и порядок учета воли населенияостровов в решении их судьбы.
Помимо правовых мер, таких как референдум, требуются такжемеры по информированию населения, формированию полного, неискаженного пониманиятерриториальной проблемы и проблемы мирного договора, позиций России и Японии, всеххарактеристик особого режима, который может быть создан на указанных территориях.
Этообеспечит долговечность договоренности, ее одобрение со стороны общественности и ее успех.В качестве последней меры диссертантом предлагается использовать дипломатическийподход по принципу «пакета» и «мини-пакетов», который был применен при разработке иутверждении текста Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., для выявления точексоприкосновения и разногласий по отдельным вопросам и выработки приемлемых вариантовдля смягчения или устранения разногласий между российской и японской сторонами.В заключении изложены основные результаты диссертационного исследования.В приложениях приводятся карты Курильских островов, перевод Закона Японии «Оспециальных мерах по содействию решению вопроса Северных территорий» от 31 августа 1982г.
(с изменениями и дополнениями), перевод Совместной китайско-британской декларации повопросу передачи Гонконга и рекомендация по тексту защитной клаузулы для российскояпонского соглашения о совместной деятельности на южно-курильских островах / о созданииособого правового режима на южно-курильских островах.30Основные положения диссертационного исследования отражены в следующихпубликациях автора общим объемом 3,97 п.л.В рецензируемых научных изданиях:1.
Вылегжанин А.Н., Неверова Е.В. Российско-японские договоренности о морскихрайонах, примыкающих к южно-курильским островам // Московский журнал международногоправа. – 2016. – №2. – С. 35-57. (1,77 п.л.)2. Неверова Е.В. Основания изменения прав на государственную территорию (поматериалам зарубежной международно-правовой литературы) // Евразийский юридическийжурнал. – 2017. – №1(104). – С. 30-36. (1,2 п.л.)3. НевероваЕ.В.Курснасовместноеосвоениеюжно-курильскихостровов:международно-правовой комментарий // Право и управление.
XXI век. – 2017. – №3(44). – С.48-57. (1,0 п.л.).