35 теории о темпераменте (1163020), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Таким образом, Г. Оллпорт столкнулся с тем фактом, что существующие определения личности варьируются от одного крайнего полюса, где личность понимается как производимое человеком впечатление, до другого, где она отождествляется с человеком как таковым.
В конце 60-х годов ХХ века еще один сравнительный анализ теорий личности предпринял другой американский психолог С. Мэдди. Он предложил в каждой теории выделять понятия, касающиеся “ядра” личности, или такие понятия, в которых описывается ведущая тенденция или характеристика человека, сохраняющаяся неизменной в течение всей его жизни. Кроме того, в каждой теории описывается “периферия” личности, т. е. те ее компоненты, которые изменяются: либо в самом человеке на протяжении жизни, либо они отражают различия, имеющиеся между людьми.
Согласно Мэдди, именно “периферия” является социально обусловленной частью личности, в то время как ее “ядро” мало зависит или вообще не зависит от социальной среды. Социальные условия, следовательно, формируют лишь облик, стиль, усвоенные индивидом формы поведения. Словом, все то, что изменяется в человеке под влиянием внешних условий.
Теории личности в социальной психологии
В социальной психологии личность рассматривается как социальный феномен, хотя признается и тот факт, что на ее формирование оказывают влияние и природные характеристики человека: пол, конституция, темперамент, наследственность и т. д. Поэтому социальные психологи в качестве базовых концепций для своих исследований, как правило, используют те теории, которые Г. Оллпорт отнес к разряду биосоциальных. Или же ими берутся промежуточные модели, в которых, по мнению С. Мэдди, содержится описание “ядра” и “периферии” личности. Именно к такому, промежуточному, типу относится теория личности Уильяма Джеймса, которую американские социальные психологи традиционно рассматривают как исходный образец для создания теорий личности.
Джеймс дает предельно широкое определение личности. В Я человека он выделяет два аспекта: эмпирическое Я и чистое Я.
Эмпирическое Я определяется им как “общий итог того, что человек может назвать своим”:
-
материальное Я, включающее наше тело и нашу собственность;
-
социальное Я — “есть то, чем признают данного человека окружающие”; при этом каждый человек имеет столько социальных Я, “сколько существует отдельных групп или кружков, о мнении которых он заботится”;
-
психическое Я представляет собой совокупность психических способностей и склонностей индивида.
-
Чистое, или духовное, Я — это сфера самосознания, самооценки человека. В современной психологии она рассматривается как центральная часть личности и обозначается понятием Я-концепция
Представление У. Джеймса о том, что в социальном Я человека представлено его социальное окружение, нашло дальнейшее развитие в социально-психологической теории. Социолог Чарльз Кули использовал понятие “зеркало личности”, выдвинув идею, что самосознание индивида отражает оценки и мнения людей, с которыми он взаимодействует. Позднее эту мысль подхватили Джордж Герберт Мид и Гарри Стэк Салливан.
Мид полагал, что самосознание человека является результатом его социальных взаимодействий, в ходе которых он учится смотреть на себя как бы со стороны, как на объект. Причем решающее значение для самосознания имеет мнение не отдельных людей, а “обобщенного другого” — коллективная установка организованного сообщества или социальной группы. Сегодня эта концепция известна под названием “принцип отраженных оценок”. Согласно ей, мы видим себя такими, какими нас видят другие люди. Только вот кто именно из других — вопрос. Ведь различные люди имеют о нас противоречащие одно другому мнения. Чье мнение окажется для нас значимым, зависит от многих факторов. Прежде всего это связано с возрастом человека. Для детей, например, более значимым может быть мнение родителей, учителей. Для взрослых людей — это могут быть мнения и оценки супругов, друзей, коллег. Кроме того, разные люди в зависимости от пола и возраста полагаются на мнение различных других.
Влияние других людей на формирование нашего Я и самосознания очевидно. Но в связи с этим возникает и проблема, на которую указывал Карл Юнг. В структуре психики он выделяет защитное образование, которое называет Персоной. Она-то и создает проблему истинного Я и ложного Я, или Я и не-Я. По мнению Юнга, Персона, являясь своеобразной маской, которую человек надевает в ответ на требование общества, скрывает его истинное Я. Она представляет лишь то, чем человек кажется самому себе, или то, что он демонстрирует окружающим, а не его истинную сущность, не то, чем он является на самом деле. Юнг полагает, что Персона — это компромисс между индивидом и обществом. Ее цель — произвести соответствующее впечатление на других людей путем сокрытия своего подлинного лица. И очень часто случается так, что сам человек отождествляет свою сущность с Персоной. Тогда его Я становится тождественным Персоне, а личность предстает в виде отчужденного, неистинного существа, играющего социальную роль, навязанную обществом. Другими словами, человек отождествляет себя со своей маской. Ее он демонстрирует обществу, поскольку общество от него этого требует. В этом случае можно говорить об обезличивании человека, нивелировке его сущности и в целом о нереализовавшемся истинном Я. Срастание Я и Персоны означает, по Юнгу, омассовление индивида.
К.Г. Юнг указывает на реальную опасность, угрожающую самосознанию индивида. И сам Юнг, и его последовательница Эстер Хардинг приводят немало убедительных доказательств того, насколько типичной является ситуация, когда человек воспринимает в качестве своей сущности те социальные маски и оценки, которые навязывает ему социальное окружение. В этом случае Я-концепция и Персона индивида совпадают. Чтобы этого избежать человек не должен полагаться только на мнения и оценки окружающих, не должен идентифицироваться со своими социальными ролями, ему необходимо и самому активно участвовать в формировании Я-концепции путем самопознания, самоисследования, самоанализа.
Каждый из нас может стремиться как к самоактуализации, т. е. реализации имеющегося у каждого человека творческого, духовного потенциала (а именно это должно стать целью каждой личности, считают основатели гуманистического направления в психологии Абрахам Маслоу и Карл Роджерс), так и к тому, чтобы изо всех сил стараться соответствовать социальному стандарту. Кстати, некоторые авторы, выступая с позиций романтического, в духе Карлейля-Ницше-Тарда, подхода, полагают, что отличительной характеристикой личности является как раз отказ следовать социальным стандартам и стереотипам. “Выбирая собственную стезю, они (личности) возвышаются над массой, цепляющейся за коллективные страхи, убеждения, законы и методы. Совсем иная реакция у человека заурядного, остающегося в бессознательном состоянии из-за приверженности рутине. При возникновении новых обстоятельств, не предусмотренных старыми конвенциями, у него возникает паника. Неудивительно, что для избежания огорчений, одиночества и страха, человек впадает в конформизм, который ведет к появлению шаблонов в работе и досуге. Предписывается единообразие в выражении даже чувств, и требуется умение ладить со всеми”.
Но к чему бы мы ни стремились — к самоактуализации или к соответствию стандартам, как бы мы ни проявляли себя — творцами или исполнителями, вся наша деятельность, все поведение, если они осознаются, служат источником информации для создания Я-концепции. Из жизненного опыта мы узнаем о своих предпочтениях, склонностях, способностях, умениях. Все эти знания входят в наше самосознание.
Таким образом, имеется два источника формирования Я-концепции:
-
мнения других людей
-
когнитивная активность самого человека.














