Глава 2 (1158983), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Мы принимаем ванну, чистимзубы, причесываемся, носим туфли или сандалии, машем рукой в знак приветствия, косимтраву на лужайке перед домом и спим в кроватях. Людей, которые нарушают условности,мы рассматриваем как “чужаков” и даже как людей “странных”. Однако, как правило, мыне придаем морального значения условностям. Например, можно считать людей в грязнойодежде неотесанными, но не безнравственными, а людей, опаздывающих на назначеннуювстречу, беспечными и невнимательными, но не злыми. Сплетни и насмешкиспособствуют возникновению условностей.Нравы. Менее благосклонно относятся к нарушителям нравственных норм. Убийства,кражи, изнасилования, педофилия встречают в цивилизованных странах резкое неприятиеи строго наказываются.
Нравственность рассматривается как существенный элемент дляобеспечения благосостояния и жизненности общества. Нравственности обычно придаетсяважное значение, и те, кто ее нарушает, считаются безнравственными, злыми ипорочными. Поэтому наказание нарушителей нравственных норм общества весьмасурово; их могут заключить в тюрьму, изгнать, искалечить или подвергнуть пыткам идаже казнить.Обычаи и нравы различаются тем, что они, как правило, проводятся в жизнь людьми,действующими спонтанно и сообща.Например, антрополог Роберт X. Лоуи (1935) писал, что индейцы из племени кроунаказывали тех, кто совершал поступки, серьезно противоречащие моральным устоям.Вечером любой мог спросить соплеменников: “Вы слышали о таком-то?” Затем подгромкий смех собравшихся все обсуждали проступок провинившегося самымязвительным образом и делали это на протяжении всего вечера.
Виновный испытывал изза насмешек своих товарищей такой стыд, что мог покинуть общину и не возвращатьсятуда до тех пор, пока не искупит свой грех.Законы. Нравы общества являются важным источником законов. Законы – это правила,которые проводятся в жизнь специальной политической организацией людей,пользующихся правом применять силу.
Как отмечал антрополог Э.А. Хебель, основойправового принуждения является общее согласие на применение физической силы, в видеугрозы или фактически, уполномоченной на это стороной за правое дело, законнымобразом и в обусловленное законом время. Люди, которые отправляют правосудие, могутвоспользоваться физической силой с малой вероятностью возмездия третьей стороны.Законы являются обычно результатом осмысления, целенаправленного планирования иофициальной декларации.
Они могут быть изменены быстрее, чем обычаи и нравы.ЦенностиЕсли нормы – это правила поведения, то ценности – это общие представления,разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно,правильно и полезно. Ценности носят общий и абстрактный характер и не указываютконкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Ценности дают критерии, спомощью которых оценивают события, предметы и людей по их относительнымдостоинствам, красоте или моральным качествам. В рамках европейской культуры косновным ценностям относятся успех в работе, материальный комфорт, индивидуальнаясвобода самовыражения, прогресс, рациональность, патриотизм и демократия. Людисклонны обращаться к ценностям, когда им необходимо принять какое-то важноерешение.Иногда различные нормы базируются на одних и тех же ценностях. Ценность свободы,например, в секулярных странах принимает совершенно иные формы, чем в религиозных.Для граждан секулярных стран она формулируется в юридических правах личности –свободы слова, вероисповедания и других, предусмотренных в конституции.
В исламскихстранах степень допустимой свободы определяется на основе шариата. Два французамогут высказываться в пользу социального равенства; однако один из них может выразитьсвое отношение, поддерживая программы, направленные на устранение дискриминациипо полу, цвету кожи и т.д., например, при найме на работу или поступлении в учебноезаведение, а другой, протестуя против такого законодательства и отдавая предпочтениезаконам о гражданских правах, вообще не рассматривающих различия в расовойпринадлежности.Ценности не выбиваются в граните на все времена.
Они изменяются от поколения кпоколению. Многие мальчишки в 1960-х гг., под влиянием полета Ю. Гагарина в Космосхотели стать космонавтами. В 1990-х гг. престижным стало занятие бизнесом, умениезаработать большие деньги. Коренным образом также различаются взгляды навзаимоотношения полов (например, добрачные половые связи) у поколения ветеранов инынешней молодежи.Символы и языкНормы и ценности – это то в социальной жизни, чего мы физически не ощущаем.Социологи называют их нематериальной культурой. Но если они физически несуществуют, как с ними обращаться? Как в повседневной жизни говорить друг с другом оправилах и нормах, как их мысленно “прокручивать” и как оценивать поведение других сучетом этих правил? Ответ подсказывают символы.
Символы – это действия илиобъекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то другого. Ониобозначают различные вещи, которые одинаково понимаются разными людьми. Кпримеру, слово “телефон” – символ, который, будь он произнесен или написан,обозначает физический объект. Он приобретает смысл средства общения, посколькусимвол и объект взаимосвязаны. Следовательно, символы – это код или своего родастенограмма для обозначения окружающего нас мира.Формы символов различны, например жесты – позы или телодвижения, которые обладаютсоциальной значимостью. Если в знак отрицания русские качают головой, то жителиАдмиралтейских островов для выражения негативной реакции быстро касаются носапальцем правой руки, а турки демонстрируют отрицательное отношение к сказанному,отбрасывая голову назад и прищелкивая языком; ясно, что в европейской культурнойсреде эти жесты будут истолкованы неправильно.
Такие предметы, как флаги, картины,иконы, эмблемы и форменная одежда, также приобретают функцию социальныхсимволов.Самые важные символы содержатся в языке – социально структурированной системезвуковых образов (слов и предложений) с конкретным и неоднозначным смыслом. Язык –это краеугольный камень любой культуры.
Это главное средство, с помощью котороголюди передают друг другу идеи, информацию, взгляды и эмоции. Это основной способдля человечества создавать культуру и передавать ее из поколения в поколение.Гипотеза лингвистической относительности. Существующие в мире языки весьмаотличаются друг от друга. У арабов есть 6000 слов, так или иначе связанных сверблюдами, включая масть, происхождение (различные родословные), породы(например, молочные верблюды, верблюды для езды, верблюды для размножения,верблюды на убой), состояние беременности (около 50 слов) и то, чем они занимаются(пасутся, ведут караван, участвуют в военных экспедициях).
У инуитов (эскимосов)существуют тончайшие оттенки в обозначении типов снега и снегопада. У американцевимеется большое количество слов, имеющих отношение к автомобилям, например марка,год выпуска, модель, тип кузова и принадлежностей.Следует ли из этих лингвистических различий, что если люди говорят на каком-тоопределенном языке, то они ощущают социальную реальность иначе, чем те, кто говорятна другом языке? Формирует ли наш родной язык то, как мы воспринимаем иинтерпретируем мир? Эдвард Сепир и его студент Бенджамин Л. Уорф отвечают на этивопросы утвердительно. В так называемой гипотезе лингвистической относительностиСепир и Уорф утверждают, что языки “делят” и концептуализируют мир опыта поразному, создавая для нас различные реальности.
С этой точки зрения данная гипотезаозначает, что человек избирательно сортирует поступающие сенсорные импульсы так, какего запрограммировано языком, пропуская одни вещи и отбрасывая другие.Следовательно, опыт, воспринимаемый через один набор лингвистическиструктурированных сенсорных фильтров в значительной степени отличается от опыта,воспринимаемого через другой набор.Согласно гипотезе Сепира-Уорфа, логический строй мышления определяется языком.Характер познания действительности зависит от языка, на котором мыслит познающийсубъект.
Люди членят мир, организуют его в понятия и распределяют значения так, а неиначе, поскольку являются участниками некоторого соглашения, имеющего силу лишьдля этого языка. Познание не имеет объективного, общезначимого характера; “сходныефизические явления позволяют создать сходную картину Вселенной только при сходствеили по крайней мере при соотносительности языковых систем” (С. Уорф).Мало кто из социологов оспаривает базовое положение гипотезы лингвистическойотносительности – то, что используемые людьми слова отражают их основныекультурные интересы – будь то верблюды, снег, автомобили или что-то другое.
Однакомногие утверждают, что вне зависимости от того, к какой культуре принадлежат люди,они способны уловить и выразить те же различия, которые арабы находят в верблюдах,эскимосы – в снеге, а американцы – в автомобилях. У них могут отсутствовать слова дляобозначения этих различий, но они в состоянии распознавать их. Считается, что язык неопределяет мысль, а просто способствует определенному типу мышления илипрепятствует ему. Структура языка определяет структуру мышления и способ познаниявнешнего мира. Будучи рассмотрен с этой позиции, язык отражает различия, имеющиепрактическое значение в жизни той или иной общности людей. Аналогичным образомидиомы и профессиональный язык социологов, юристов, футболистов, студентов,филателистов отражают их особые интересы и проблемы.§ 2.3.