ЮКР т№26 (1156017), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Дисциплинарные взыскания. Все взыскания, несмотря на их многообразие, согласованы между собой и представляют систему, включающую различные по своему характеру и тяжести меры дисциплинарного воздействия. Эта система аналогично системе поощрений дифференцирована применительно к военнослужащим различных составов.
Командиры (начальники) дисциплинарные взыскания налагают на военнослужащего не произвольно, а только при наличии соответствующих оснований. В литературе принято различать нормативно-правовое и фактическое основания ответственности.
Под нормативно-правовым основанием понимаются нормы законов РФ “О воинской обязанности и военной службе”,”О статусе военнослужащих”, общевоинских уставов и иных военно-правовых актов, определяющих противоправность и наказуемость дисциплинарных проступков военнослужащих.
Под фактическим основанием следует понимать воинский дисциплинарный проступок, т. е. такое правонарушение, которое может быть совершено в виде нарушения воинской дисциплины или общественного порядка.
Совершение правонарушения необходимое, но не достаточное условие для реализации дисциплинарной ответственности. Для того, чтобы это произошло, требуется специальная деятельность командиров и начальников, в процессе которой будут исследованы факт правонарушения, его последствия, виновность лица, его совершившего, и другие обстоятельства. В силу этого наложение дисциплинарного взыскания только тогда будет обосновано, когда будет установлена совокупность юридических фактов не только материально-правового, но и процессуального характера.
Дисциплинарный устав подробно регламентирует порядок наложения на военнослужащих дисциплинарного взыскания. При этом в ст. 80 Устава закреплено важное правило о том, что принятию решения командиром (начальником) о наложении на подчинённого дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство.
В ВС расследование проступков военнослужащих, а также событий и фактов, не имеющих признаков преступления, получило официальное название административного (служебного) расследования (см: Положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причинённый государству, ст.17; Наставление по правовой работе, п. 64). В практике войск данный вид деятельности часто именуется просто расследованием. Дисциплинарным уставом введён новый термин – разбирательство. Данный вид деятельности командиров и начальников правильнее было бы именовать, как неоднократно предлагалось в юридической литературе, термином “служебное расследование”, однако, поскольку законодатель применил другой термин, он и будет в дальнейшем использоваться.
В деятельности командиров (начальников) можно выделить следующие стадии разбирательства дисциплинарных проступков: назначение разбирательства; установление фактических обстоятельств проступка; рассмотрение собранных доказательств и принятие решения; исполнение решения; обжалование и пересмотр решения. Последняя стадия, впрочем, является факультативной и реализуется в случае жалобы привлечённого к ответственности либо соответствующего решения вышестоящих органов военного управления об отмене дисциплинарного взыскания, наложенного при отсутствии к тому оснований.
Получив сообщение о дисциплинарном проступке, соответствующий командир (начальник) вправе лично провести разбирательство либо поручить сделать это кому-либо из подчинённых.
Дисциплинарный устав не определяет сроков проведения разбирательства. Вместе с тем ст. 88 Устава устанавливает, что наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершённом проступке. Следовательно, командир (начальник) должен помнить, что максимальный срок разбирательства не должен превышать 10 суток, включая вынесение решения. При этом Дисциплинарный устав не предусматривает продления либо приостановления указанного срока.
Дисциплинарный устав устанавливает в общих чертах круг вопросов, подлежащих выяснению в ходе разбирательства (ч. 2 ст.86). Однако при этом он не определяет прав и обязанностей участников разбирательства, а также не регламентирует, в каких случаях, в какой форме (устно или письменно) должно проводиться разбирательство, предоставив решение этого вопроса на усмотрение командира (начальника).
Рассмотрение результатов разбирательства и принятие решения – одна из главных стадий. По результатам разбирательства командир (начальник) принимает, при наличии оснований, решение о наложении взыскания с соблюдением закреплённых в Дисциплинарном уставе правил ( см. ст. 85 – 94 Устава). Важнейшие из них состоят в том, что: а) на военнослужащего могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены в Уставе и соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника); б) при определении вины и меры дисциплинарного взыскания учитываются характер проступка, обстоятельства, при которых он совершён, его последствия (ст.87 Устава); в) запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно дисциплинарное взыскание с другим ( ст. 91 Устава).
Исполнение дисциплинарных взысканий заключается в реализации решения правомочного начальника о применении к военнослужащему избранной меры дисциплинарного воздействия.
Все дисциплинарные взыскания командир (начальник) должен приводить в исполнение, как правило, немедленно. В необходимых случаях допускается реализация взысканий и в более длительные сроки, но не позднее месяца со дня их наложения. Подача жалобы не приостанавливает исполнения наложенного взыскания, пока не последует приказ старшего командира (начальника) о его отмене. По истечении месячного срока взыскание в исполнение не приводится, но запись о нём в служебной карточке сохраняется.
Уставом определён также порядок объявления и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий.
Согласно ст. 96 Устава взыскания могут объявляться как устно. Так и в приказе. При этом решение данного вопроса, как и в случае с формой разбирательства, Устав относит на усмотрение командира, за исключением таких взысканий, как лишение нагрудного знака отличника и снижение в воинском звании (должности), которые объявляются приказом. Однако в любом случае при объявлении взыскания военнослужащему указывается, какая причина повлекла наказание и в чём состоит нарушение воинской дисциплины или общественного порядка. Эти обстоятельства командир (начальник) должен максимально конкретизировать и при занесении взыскания в служебную карточку.
Ст. 94 – 105 Дисциплинарного устава, приложение 5 к нему подробно регламентируют порядок приведения в исполнение всех дисциплинарных взысканий. При этом особое внимание командиру (начальнику) следует обратить на применение такой меры воздействия, как арест с содержанием на гауптвахте. Согласно ст. 100 Дисциплинарного устава она применяется: а) в случаях совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка; б) когда другие меры, принятые командиром (начальником); оказались безуспешными. Тяжесть указанного взыскания усиливается тем, что если в течение года после наложения оно не будет снято, то основной отпуск военнослужащего, проходящего службу по призыву, сокращается на срок до пяти суток.
Командир (начальник) обязан до наложения ареста установить, является ли проступок, совершённый военнослужащим, грубым и какие меры принимались к военнослужащему до наложения ареста. Дисциплинарным уставом установлен перечень грубых дисциплинарных проступков (приложение 5). При всей прогрессивности данной меры объективная сторона таких проступков конкретизирована крайне недостаточно. К примеру, нарушение правил несения какой-либо из служб в зависимости от конкретных обстоятельств может быть как незначительным (нарушение часовым правил приветствия начальников, прибывших на пост), так и грубым проступком (сон часового на посту), а в отдельных случаях и преступлением (сон часового на посту, в результате чего наступили последствия, для предупреждения которых был назначен караул). Аналогичные примеры можно привести и при нарушениях правил несения других служб. Поскольку перечень каких-либо критериев для разграничения подобных правонарушений не предусматривает, принятие окончательного решения о том, является ли конкретный проступок военнослужащего грубым, т. е. влекущим за собой наложение взыскания в виде ареста. Устав оставляет на усмотрение командиров (начальников).
Арест применяется и в тех случаях, когда другие меры, принятые командиром (начальником), оказались безуспешными. Что это за меры, Устав не разъясняет. Это могут быть не только дисциплинарные взыскания, но и любые иные меры дисциплинарного воздействия, включая меры пресечения и иные меры дисциплинарного и общественного воздействия, к нарушителям воинской дисциплины (например, лишение единовременного денежного вознаграждения, осуждение товарищеским судом либо рассмотрение проступка на общем собрании военнослужащих).
Дисциплинарный устав значительно усилил тяжесть такого применяемого к прапорщикам (мичманам) и офицерам взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии (см. ст. 102 Устава). Однако при этом Устав не увязывает наложение данного взыскания с совершением указанными военнослужащими грубого дисциплинарного проступка. Следовательно, в данном случае командиры (начальники) должны при определении меры взыскания руководствоваться общими требованиями, изложенными в ст. 87 Дисциплинарного устава.
Дополнительные меры дисциплинарного воздействия. Среди мер дисциплинарного принуждения следует различать такие, которые хотя и не предусмотрены Дисциплинарным уставом, однако установлены законодательством и достаточно часто применяются в дисциплинарной практике командиров и начальников. К их числу следует отнести: лишение (уменьшение) единовременного денежного вознаграждения; сокращение основного отпуска для военнослужащих, проходящих службу по призыву; исключение из резерва на выдвижение; прекращение обучения в военно-образовательном учреждении профессионального образования; проведение с военнослужащими, задержанными за нарушение военной формы одежды и невыполнение правил воинского приветствия, занятий в военной комендатуре по строевой подготовке и изучению уставов и другие.
Однотипность этих мер с дисциплинарными взысканиями сомнений не вызывает. И хотя они не предусмотрены в числе таковых в Дисциплинарном уставе, это не исключает возможности их применения командиром (начальником) к военнослужащему наряду с дисциплинарными взысканиями.
Меры общественного воздействия. Такие меры могут быть применены к военнослужащим наряду с дисциплинарными взысканиями и иными мерами дисциплинарного воздействия за совершение дисциплинарных проступков.
Следует иметь в виду, что данные меры лишь постольку могут рассматриваться в качестве правовых средств, поскольку они предусмотрены в правовых актах.
Согласно ст. 49 Дисциплинарного устава в целях общественного осуждения нарушений воинской дисциплины или общественного порядка проступки военнослужащих по решению соответствующего командира (начальника) могут рассматриваться и обсуждаться на собраниях личного состава различных категорий военнослужащих, а также товарищескими судами чести офицеров, прапорщиков и мичманов.
Особенностью данных мер является то, что они могут применяться как в случае совершения военнослужащим дисциплинарных проступков, так и за аморальные проступки. Вместе с тем принимать решение о рассмотрении проступков офицеров, прапорщиков и мичманов судами чести и одновременно налагать на них за этот же проступок дисциплинарное взыскание запрещается. В отношении рассмотрения проступков военнослужащих на собраниях личного состава подобного запрета устав не предусматривает.
Наряду с дисциплинарными проступками товарищеские суды чести могут рассматривать и аморальные проступки военнослужащих, которые являются разновидностью социальных отклонений. Однако в отличие от правонарушений они не обладают таким признаком, как противоправность.
Товарищеские суды чести являются выборными общественными органами. Их деятельность регламентируется специальными положениями. В этих нормативных актах детально излагаются: порядок создания таких судов; круг дел, подлежащих рассмотрению в них; порядок подготовки и рассмотрения дел, направляемых в эти суды; меры общественного воздействия, применяемые к нарушителям и другие вопросы.
2-ой учебный вопрос
Формы участия подразделений юридической службы при осуществлении правовой работы по укреплению воинской дисциплины в армии и на флоте.
Правовая работа по укреплению воинской дисциплины является одним из важнейших направлений в деятельности должностных лиц и органов военного управления. Данный вывод следует из анализа требований общевоинских уставов, приказов Министра обороны РФ, других военно-правовых актов. Однако это не означает, что органы юридической службы должны оставаться в стороне. В соответствии с Положением о юридической службе непосредственными её задачами являются укрепление законности в деятельности органов военного управления, содействие правовыми средствами улучшению их деятельности. И в этой связи будет правомерно утверждать, что органы юридической службы призваны обеспечивать правильное использование командирами и начальниками предоставленных им правовых средств по укреплению воинской дисциплины. Основными их задачами при этом следует считать оказание командирам и начальникам содействия, с одной стороны, в выборе и реализации соответствующих правовых средств укрепления воинской дисциплины, ас другой – в обеспечении при этом защиты прав и законных интересов военнослужащих.















