Диссертация (1155193), страница 33
Текст из файла (страница 33)
>»).Менялось отношение и к таким словам, как «расист», «нацист» и«националист». Их восприятие разделилось на четыре категории:•как необходимый способ спасения России и форма патриотизма,которой можно гордиться и к которой нужно призывать («Расисты, насталоваше время !!!», «вот я, например, националист, за русский народ», «будемпринимать меры мы! и пусть потом обвинят нас в национализме», «мы нев Нацистской Германии живем, однако рейды по рынкам, съемнымквартирам и неблагополучным районам провести давно пора»),•как вынужденной формы бытия («Всё это просто вынуждает бытьрасистом», «А вы все еще говорите не быть расистами», «Суровое времясуровые меры а иначе мы захлебнемся в этом дерьме»),•формула «я не нацист, н о . » , когда участники в продолжениесвоего сообщения писали то, что попадает под определение экстремизма,расизма или национализма,•неприятие такие действий или призывов («Нельзя чтобы в стране,нацизм победившей, зародился этот же нацизм», «Вообще обидно, чтонацики в таких случаях особенно активизируются.
Для них как будто такиетеракты - повод попиариться»).Первая и четвертая категория мнений-сообщений были напрямуюсвязаны с позицией по главной теме «есть ли у терроризма национальность?».Как и при первом взрыве, теракт ассоциировался у пользователей сословом «война» и производными от него словами (29 декабря -166упоминаний, 30 декабря - 246 упоминаний), а эмоциональное состояние все162так же выражали через слово «страшно» (соответственно 146 и 216 раз).
Ростцифр говорит о возрастании ощущения опасности и эмоционального накала вгруппе.Волгоградцы проводили аналогию между произошедшими событиями иСталинградской битвой и Великой Отечественной войной: «Будет война.Война, в которой мы обязаны победить. Как в сорок первом», «1943 опятьсталинградзащищатьбудем»,«ПомнитеСталинградскуюбитвуипереломный момент в Великой Отечественной войне, сегодня 2013й и городопять в ужасной ситуации», «Помните, наши деды и прадеды дошли доБерлина, а до вас мы тем более дойдем!», «Ребят всё хорошо будет, нашипредки побороли фашизм, мы же поборим терроризм!».21 октября некоторые пользователи писали о совпадении теракта ипоказа фильма «Сталинград» (российская военная драма, в прокат лентавышла 10 октября 2013 г.): «По стране идет массовый просмотр фильма"Сталинград", и в эти дни произошел теракт в Волгограде.
какая между этимисобытиями может быть связь?», «Это всё за фильм - Сталинград...», «и тут жерекламируют фильм "Сталинград"....война продолжается». Самое большоеколичество сообщений на тему «Война - Сталинград» пришлось на третийтеракт 30 декабря.Исследование наиболее популярных медиаперсон в контенте группы«Типичный Волгоград» за 29 и 30 декабря показало, что среди чаще всегоупоминавшихся личностей пользователями был В.В. Путин (147 и 169упоминаний в отрицательном ключе), И.В. Сталин (62 и 58 упоминаний вположительномключе),В.В.Жириновский(38и64упоминаниявположительном ключе) и губернатор Волгоградской области С.А. Боженов (58и 67 упоминаний в отрицательном ключе). Если сравнивать статистикуупоминаний политиков, то в дни декабрьских терактов участники группывспоминали их чаще.
Наибольший взлет - у С.А Боженова: от 7 упоминаний(за 21 октября) до 67 (за 30 декабря).163Участники группы также в негативном ключе вспоминали США: приобсуждении первого теракта 21 раз, второго - 45 раз, при третьем терактечисло отрицательных упоминаний выросло до 65.Среди виновников или организаторов теракта пользователи называлитакже ФСБ/власти или Запад: «России объявлена террористическая война, апровокаторы в Великобритании и США», «Слава нашей стране, которая самапутается в показаниях», «Какие это террористы, это фсб».Участники сообщества порицали работу правоохранительных органов,которым не удалось предотвратить теракт: «Пара полицейских ходит на улице,металлоискатели выключены», «Вот так видны результаты работ нашихсоответствующих инстанций», «Террористы нашли слабое место нашейдоблестной полиции - взрыв произошел с утра, когда все стражи порядка спятдома», «На стадион сложнее фаер пронести, чем бомбу в людное место».
Былите, кто их защищал, хотя таких сообщений было меньше: «Взрыв произошелна территории между входом в вокзал и металоискателями и турникетами,следовательно полиции удалось предотвратить проникновение смертницыеще дальше в место где людей могло быть еще больше», «как бы она ивзорвалась на досмотре, т.е. ее проверяли, т.е. нормально работали, а так онабы поезд взорвала или еще что нибудь с жертвами за сотни две».Когда в группе появилась информация о полицейскомДмитрииМаковкине (вначале вслед за СМИ его называли Михаилом Маковым),которыйпредотвратилжелезнодорожномпроходтеррориставглубьвокзале, то многие писали:залаожидания«Михаил Маковнагерой.Соболезную его близким. Такими людьми стоит гордится», «Светлая памятьэтому сотруднику», «Ему надо памятник поставить.
Вот он настоящий герой».«Типичный Волгоград» сделал отдельный пост с фотографией Д. Маковкинасуказаниемдатырожденияисмертисподписью«Полицейский,остановивший смертника на волгоградском вокзале. Спасибо за сотниспасенных жизней! Вечная память тебе!». Один из пользователей шесть раз впереписках выкладывал фотографию Дмитрия с сообщением «Пусть страна164знает своих героев!», также он добавлял «Но никто не ставит его на аватарки,потому что он не снимался в Форсаже» (речь идет о ситуации, когда группы ипользователи в социальных сетях меняли свои аватарки на фотографию ПолаУокера - известного американского актера, прославившегося благодаря ролив фильмах «Форсаж», после его гибели 30 ноября 2013 г. в память о нем).Также в переписках выставляли фотографию Д.
Маковкина с подписью«Человек года 2013». Хотя некоторые участники не видели геройства исчитали его придуманным: «"полицейский-защитник" - байка федеральныхСМИ для отвода глаз. на видео ничего нет», «Я увидил что он всеголишь рукуподнимать начал <...> и потом взорвался подходящий к нему. а расказываюттак как будто он родину спас бросившись на амбразуру», « . т о л ь к о не спасалонсточеловек,простобезавторитетного С М И . » .пошелнавстречу,и этосословнашегоСомнения у пользователей были и на счетвыложенных в группе записей с видеокамер наблюдения вокзала: « . н е можетбыть такой убогой картинки, там было много камер, как внутри, так и снаружи- но видео изьято и старательно прячется, а это похоже на очередную кость,брошенную С М И . », «Слева в верху человек в белой одежде резко исчез.
Чтотакое? Монтаж?!».Анализ видов контента в группе показал, что участники пользовалисьфункцией прикрепления аудиозаписи, видеозаписи, фотографии и gif-файлов.Выкладываемые аудиозаписи (ДЖИХАД - Аллаху Акбар на наших устах,Моцарт - Реквием по мечте, Алиса - Звери, они не люди, Красная Плесень Патриотическая, Жириновский - Россия для Русских и др.) призваны быливыразитьэмоции,аиногдаэкстремистскиепозициипользователей.Выбираемые участниками гифки (gif-файлы) тоже можно разделить на двекатегории: экстремистские (реже) или эмоциональные. К первым относятсяграфические изображения Адольфа Гитлера, свастики и др., ко вторым изображения плачущих людей или мультипликационных персонажей.
Изиллюстративного контента часто выкладывались картинки с горящей свечой сподписями «Память погибшим», «Скорбим», «Вечная память» и даты165терактов. Был также популярен мем - фотография скульптуры «Родина-матьзовет» с подписью «Не за то наши предки Сталинград отвоевали, чтобы ***нас взрывали».Средствомвыраженияотношениякпроисходящемубылистихотворения разных авторов, как самодеятельных, так и профессиональныхлитераторов.
Разместили, например, отрывок из поэмы Сергея Есенина «РусьСоветская». С помощью поэтических текстов передавались эмоциональноесостояние пользователей, их страх, трагедия города, осуждались власть,разжигание межнационального конфликта, проводились параллели с ВеликойОтечественной войной, озвучивали националистические призывы и др., т.е.звучали все те темы, которые отражались в сообщениях пользователей.Другим средством выражения скорби, которое встречалось реже, былисообщения личных переживаний в связи со смертью близкого человека притеракте. К таким текстам прикрепляли фотографии погибшего. При первомтеракте (21 октября) один из пользователей сделал и выложил слайд-шоу изфотографий погибших.В целом, в группе «Типичный Волгоград» поднимались и обсуждалисьпомимо основных тем, которые могут быть сформулированы как вечныевопросы«ктотеррористам»,виноват?»«способыи«чтоборьбыделать?»,с ними»,такие,как«отношениекспецслужб/«деятельностьправоохранительных органов», «терроризм и мусульманство».
В группахрассказывали о тех, кто погиб, и истории «чудесного спасения», писали освоих эмоциях в связи с терактом, обсуждали вопросы профессионализмаСМИ и толерантности.При отражении волгоградских терактов краеугольной семантическойоппозицией в массиве высказываний пользователей анализируемой группы всоциальной сети «ВКонтакте» выступали формулы «у терроризма естьнациональность» и «у терроризма нет национальности». Еще одна позициясводилась к тому, что это провокациямежнациональногоконфликта.166Ситуация нередко характеризовалась пользователями словами «война» и«страшно».Такимобразом,наосновеанализаконтентагруппы«ТипичныйВолгоград» в социальной сети «ВКонтакте» в изучаемые периоды можноговорить о том, что сообщество в период террористических актов в городевыступаломедийнойприближаласькинформационнуюплощадкой,средствамфункцию,пофункциональномумассовойфункциюназначениюинформации,отраженияивыполняяформированияобщественного мнения, справочную функцию.