Автореферат (1154630), страница 5
Текст из файла (страница 5)
При этом подчеркивается, что Москва иПекин в своих планах и действиях руководствуются, прежде всего, общемировымиправовыми нормами в русле равноправного доверительного взаимодействия,направленного на стратегическое партнерство обоих государств.В третьем разделе диссертации – «Исторические и геополитическиеособенности двустороннего диалога России и Китая по топливно-энергетическимвопросам» - исследуются историческая специфика и международный фон российскокитайскогопереговорногопроцессапокомплексуактуальныхпроблемвзаимодействия в нефтяной, газовой, электроэнергетической и атомной сферах.В разделе отмечается, что Россия заинтересована в расширении топливноэнергетического сотрудничества с соседним Китаем с целью ускоренного разрешениясоциально-экономических и демографических проблем в ряде своих восточныхрегионов.
Со своей стороны, Россия может предоставить Китаю более доступные инадежные в плане безопасности транспортировки углеводородные ресурсы, чем те,которые импортируются из стран Персидского залива и Африки. Диссертантподчеркивает, что увеличение поставок нефти и газа из России позволит КНРдиверсифицировать источники энергообеспечения и укрепить энергобезопасность.Однако, по мнению соискателя, резкое наращивание Россией энергетическогоэкспорта в КНР не должно проходить за счет снижения поставок её углеводородов вЕвропу, тогда это будет не диверсификация растущих энергопотоков, а переброскачасти ограниченных ресурсов.
Необходимо, чтобы этот процесс сопровождалсяростом объемов экспорта в том и другом направлении, для чего важно значительноеувеличение добычи энергетического сырья в Сибири и на Дальнем Востоке.На большом фактологическом материале показано, как именно официальнозаявленный Россией разворот на Восток подкрепляется в начале XXI века созданиемтопливно-энергетической базы для внешних связей с Китаем и другими странамивосточной Азии, почему и как освоение запасов российских углеводородов в Сибирии на Дальнем Востоке увязывается с развитием передовой транспортной иперерабатывающей инфраструктуры, например, как реализуется Восточная газоваяпрограмма и проекты создания в Сибири и на Дальнем Востоке новых производствэнергоресурсов, предприятий переработки углеводородов и трубопроводов.В разделе отмечается, что прокладка магистральных газопроводов из странЦентральной Азии в Китай является аргументом в переговорах с Россией приобсуждении условий поставок российского газа из Западной и Восточной Сибири в19КНР.
Открытие в последние годы в Китае большого количества средних и мелкихнефтегазовых месторождений (в СУАР и Шэньси, в прибрежной зоне провинцийСычуань, Шаньдун, Хэбэй и Ляонин) стимулирует там развитие инфраструктурытранспортировки, переработки и потребления нефти и газа. Тем не менее, диссертантзаключает, что удовлетворить рост энергетических потребностей быстро растущейкитайской экономики ни сейчас, ни в будущем эти открытия и новации не смогут.Анализ показал, что к 2010-м гг.
для Москвы открылись возможности поставокв КНР сетевого и сжиженного газа не только из России, но и из других регионовмира, контролируемых российскими компаниями. Так, Газпром как глобальнаяэнергетическая корпорация получил возможность вхождения в проекты поставоксжиженного природного газа в Китайскую Народную Республику. По мнениюдиссертанта, начатые работы по созданию соответствующей трубопроводной, газосжижающей и транспортной инфраструктуры и организации крупномасштабныхпоставок позволят в скором времени России занять доминирующие позиции накитайском рынке газа, контролируя до 2/3 всего импорта голубого топлива в КНР.Диссертант подчеркивает, что в начале XXI века важным является не тольконаращивание торговли энергоресурсами, но также взаимовыгодное сотрудничество всфере энергетических технологий и оборудования, в т.
ч. в области «мирного атома»и электрогенераций. Это имеет принципиальное значение в связи со стратегическойлинией российского руководства по модернизации экономики и повышению еёэнергоэффективности. Большую роль в этом направлении играет поощрениевзаимопроникновения финансово-экономических групп России и КНР, в т. ч. в сфереотраслей топливно-энергетического комплекса.В разделе доказано, что так называемые «энергетическая» и «трубопроводная»дипломатии стали новыми мощными формами внешнеполитической деятельностиРоссии в начале XXI века, которые нацелены на стимулирование экономическогоразвития страны и укрепление её позиций на перспективных зарубежных рынкахэнергоресурсов, в том числе - китайском, на укрепление имиджа и авторитета Россиина мировой арене в целом и в восточной Азии - в частности, на обеспечениеэнергетической безопасности России, и, наконец, на усиление её влияния намирополитические процессы в качестве энергетической державы мирового значения.Вчетвёртомразделедиссертации-«Проблемы,приоритеты,международные условия и перспективы экспорта российских энергоресурсов вКитай в начале XXI века» - исследуются основные проблемы и выявляются20факторы, трудности, тенденции и перспективные направления российско-китайскогосотрудничества в топливно-энергетической сфере.Динамика российско-китайских отношений в начале XXI века представляетсядиссертанту асимметричной вследствие различия в интересах и ожиданиях обеихсторон.
В разделе показано, что для Москвы хорошие отношения с Пекином гарантия его поддержки в текущих вопросах безопасности и обеспечения Россиейзанимаемых в мире геополитических позиций. Стабильность этих отношенийгарантирует спокойствие на дальневосточных рубежах России, позволяет Москвевести более независимую внешнюю политику и оспаривать первенство Вашингтона.В этом смысле КНР является не столько стратегическим партнером России, сколькопротивовесом США.
Иначе, по мнению диссертанта, рассматривает свои отношения сРоссией Китай. Он преследует более практичные и менее амбициозные цели:поддержание безопасности на своем северо-востоке, что позволяет сосредоточитьсяна модернизации экономики и решении проблемы Тайваня; обеспечение устойчивогоимпорта энергоресурсов; работа с Россией и с другими странами для стабилизацииситуации в Центральной Азии и прилегающем Синьцзян-Уйгурском автономномрайоне КНР. Хотя коммунистическое руководство Китая и ценит российскокитайское единство по ряду вопросов, Россия не рассматривается единственнымстратегическимединомышленником,авидитсятактическимпартнеромдляопределенных геополитических «ниш», например, на мировом энергетическом рынке.Делается вывод о том, что Москва и Пекин на протяжении пятнадцати лет,исходя из своих национальных экономических интересов, всемерно пыталисьизменить двусторонний баланс отношений в сфере энергетики, каждая из сторон –для достижения своей цели: Россия – для контроля и управления поставкамиресурсов, КНР – чтобы получить большую свободу выбора в импорте углеводородов.Это приводило к тому, что обе страны по ряду позиций энергодиалога осуществлялипорой несогласованную и даже конкурирующую политику.
Так, Москва проявляластремление сделать Китай как можно более зависимым, ограничивая его доступ кэнергетическим ресурсам Евразии; Пекин же активно развивал взаимодействие состранами Центральной Азии – Туркменистаном, Казахстаном, Узбекистаном. Кремльнадеялся на стратегическую возможность многовариантности своего энергоэкспортав АТР, развивая связи, помимо КНР, с Японией и Южной Кореей. ПравительствоКитая, в свою очередь, стремилось занять позицию главного покупателя российскойэнергии в АТР. Россия видела себя незаменимым поставщиком энергоресурсов для21КНР.
Коммунистический Китай при этом принимал все возможные меры, чтобызастраховаться от роли углеводородного заложника России.Диссертант подчеркивает, что энергетический курс Китайской НароднойРеспублики отличает единство планирования, управления и институциональнойпринадлежности(преимущественногоссектор),постоянноестремлениекнезависимости, придающее яркую специфику национальному пониманию задачэнергетической политики и энергобезопасности страны. В этой связи внешняяэкономическая экспансия (в т.
ч. в мировую энергетику) и выход Китая на роль новойсверхдержавыможетозначатьопределеннуюфрагментациюидальнейшуюрегионализацию мирового рынка энергоресурсов в силу внутриполитических игеостратегических мотивов Пекина. В этой связи в разделе отмечается, чтороссийско-китайское энергетическое сотрудничество символизирует не толькопотенциал, но и недостатки их партнерства. Для диссертанта очевидна необходимостьперехода на новый уровень двухстороннего взаимодействия и взаимопонимания, чтоне только принесет политические и стратегические результаты, но и окажетблаготворное влияние на экономику: поскольку уровень экономических отношениймежду Россией и Китаем в 2000-2010-е гг. оказался заметно ниже уровняполитических связей, дальнейшее укрепление стратегического партнерства за счетразвития энергодиалога может и должно положительно отразиться на экономическойвзаимозависимости, а также на укреплении политического доверия между сторонами.Диссертантотношенияхвзаключает,динамикечтоасимметричность2000-2010-хгодовввносилароссийско-китайскихопределеннуюдолюнапряженности в двустороннее сотрудничество, особенно в топливно-энергетическойсфере, где реализация запланированных проектов сталкивалась с множествомпрепятствий, а желаемые результаты взаимодействия на практике не всегдасоответствовали действительным.
Вместе с тем, как особо подчеркнуто в разделедиссертации, энергетический диалог между Россией и Китаем, даже при высокойгеополитической цене, является взаимно стратегически необходимым, поскольку ондолжен рассматриваться как плата за уступки в других областях. Для диссертантасовершенно очевидно, что серьезное обсуждение топливно-энергетических вопросовдвумя мировыми гигантами – Россией и КНР - должно плодотворно продолжаться сцелью поиска общей основы и формирования более прочных связей между ними вуже обозримом историческом будущем.В заключении диссертации обобщены итоги и результаты исследования.22Россия, будучи крупнейшим производителем и экспортером энергоресурсов,является безальтернативным участником глобальных энергетических процессов иобостряющейся борьбы за региональные энергетические рынки и за укреплениегеоэкономическихдейственныепозициймеханизмывмире.ЭтореализациивынуждаетсвоихМосквувырабатыватьвнешнеэкономическихцелей,диверсифицировать маршруты доставки энергоресурсов, налаживать прочныепартнерские отношения со странами-экспортёрами и импортёрами энергоресурсов.С момента распада Советского Союза Россия утратила значительную частьбылого экономического потенциала, подтверждающего статус великой державы.Возврат к утраченным позициям и подъем уровня индустриально-технологическогоразвития до современных мировых стандартов возможны при оптимизации имодернизации экономики на основе применения новейших технологий и знаний,стимулирования инвестиций в различные отрасли народного хозяйства, главнымобразом, в обрабатывающие отрасли промышленности.