Диссертация (1154287), страница 31
Текст из файла (страница 31)
– Charadriidae sp.Большой пестрый дятел – DendrocoposmajorПолевой жаворонок – Alauda arvensisДеревенская ласточка – Hirundo rusticaГородская ласточка – Delichon urbicaБелая трясогузка – Motacilla alba21,854,531122,70,90,91,8ПримечаниеВсе juv.,нелетные♂ ad169Лесной конек – Anthus trivialisЛуговой конек – Anthus pratensisКонек sp. – Anthus sp.Белобровик – Turdus iliacusПевчий дрозд – Turdus philomelosДрозд sр. – Turdus sp.Серая славка – Sylvia communisПищуха – Certhia familiarisПеночка sp. – Phylloscopus sp.Большая синица – Parus majorЛазоревка – Parus caeruleusЗеленушка – Chloris chlorisЩегол – Carduelis carduelisСкворец – Sturnus vulgarisМелкие воробьиные – Passeriformes sp.Сойка – Garrulus glandarius21121721213111202711,810,11,80,96,51,80,91,80,92,70,90,90,918,324,60,9В т.ч.1 juvВсе juv.В т.ч. 3 pull.Основу питания дербников в 1991–2002 гг.
составляли мелкие воробьиныептицы – 81,1%, а на видовом уровне первое место в добыче принадлежит скворцу– 18,3%. Второе место в спектре питания дербников занимают кулики – 12,6%,причем он ловит нелетных птенцов даже таких крупных видов, как большойкроншнеп.Спектр питания отдельных пар может существенно различаться (G≥162,8, p<0,001), что наглядно иллюстрирует таблица 3.29. Урочище «Вальки» находится внаселенной местности, где превалируют агроландшафты, и представляет собойсочетание торфоразработок, верхового болота и сельхозугодий, которые граничатс огородами населенного пункта средней величины.
Эта пара не испытываетдефицита ни в гнездовом парке (здесь в массе гнездятся серые вороны), ни вколичестве потенциальных жертв, оптимальных по весу (мелкие воробьиныептицы).Совсем другая ситуация наблюдается на стационаре «Гороватка». Здесьдербники гнездятся на верховом болоте, окруженном лесами и песчанымипустошами военного полигона. Лишь в трех километрах находится озеромезотрофного типа, а ближайший населенный пункт расположен в 5,5 км. Здесьнет гнезд серых ворон, и поэтому дербники гнездятся или на земле, или в старыхгнездах змееяда, или занимают искусственные гнезда, построенные человеком.170Урочище «Офицерик» расположено на том же верховом болоте, что и урочище«Гороватка», с той лишь разницей, что «Офицерик» граничит с пастбищами исенокосами среднего по величине населенного пункта.
Расстояние междугнездами этих пар составляет 5,5 км. Все три пары дербников имеют возможностьдобывать куликов на открытых участках болот – «чистиках», но делает это толькопара из урочища «Гороватка», в охотничий участок которой входит тольковерховое болото.Вполне закономерно и различие в ширине трофической ниши этих пардербников. Так, наибольшая специализация в питании (индекс Левинса 2.24)наблюдалась у пары на стационаре «Вальки», где дербники осваивали в первуюочередь антропогенные ландшафты, зачастую изобилующие отдельными видамижертв. Так, доля потребления скворца, типичного обитателя населенных пунктов,здесь была существенно выше (G=51,29, p <0,01), чем на других стационарах. Вто же время в относительно естественных условиях верхового болота «Гороватка»сокола добывали широкий спектр жертв без выраженной специализации наотдельных видах (индекс Левинса 8.18).
Здесь также четко выражена значительнаядоля в спектре питания группы болотных куликов, которые практическиотсутствовали на стационаре «Вальки» и «Офицерик» (G≥13,53, p <0,01).Промежуточный по структуре охотничьих биотопов стационар «Офицерик»характеризовался и промежуточным значением уровня трофической специализации(таблица 3.35).Таблица 3.35 – Сравнительный анализ спектров питания(% встречаемости жертв) трех пар дербников, охотящихся в различныхбиотопахВиды добычиФифи – Tringa glareolaДупель – Galinago mediaБекас – Gallinago gallinagoБольшой кроншнеп – NumeniusarquataВальки Гороватка Офицерик(n=22)(n=27)(n=14)–11,1––3,7––11,1––11,1–171Большойпестрыйдятел–Dendrocopos majorПолевой жаворонок – AlaudaarvensisГородская ласточка – DelichonurbicaБелая трясогузка – Motacilla albaЛесной конек – Anthus trivialisЛуговой конек – Anthus pratensisБелобровик – Turdus iliacusПевчий дрозд – Turdus philomelosДрозд sр.
– Turdus sp.Пеночка sp. – Phylloscopus sp.Большая синица – Parus majorЗеленушка – Chloris chlorisСкворец – Sturnus vulgarisМелкиеворобьиные–Passeriformes sp.–11,17,113,7––4,5––––13,7–––––4,563,33,7–7,4––3,7–11,1–3,77,114,3–7,114,3–7,1––28,7–22,314,3Внутривидовые отношенияЧисленность гнездящейся части популяции дербников Белорусского Поозерьяфлуктуирует по годам. Но, тем не менее, участки постоянного гнездования оченьстабильны и в благоприятные годы занимаются именно они, а не новые.
В этом планепоказателен следующий факт: в июне 2006 года на гнезде у н.п. Козьяны вШумилинском районе встречена (сфотографирована) самка дербника, которая былаокольцована птенцом в этом же гнезде в 2001 году. Эта птица выращивала трехптенцов, образно говоря, в своей же «колыбели».Минимальноерасстояниемеждусоседнимипарамидербников,гнездящимися на одном болоте, равно примерно 1 км.
Площадь самой маленькойторфоразработки («Дымовщина»), на которой гнездится пара дербников, равна254 га.Межвидовые отношенияИнтереснойособенностьюявляетсято,чтонарасстоянии5–30 м от 70% гнезд дербников гнездилось от одной до трех пар вяхирей. В одномслучае вяхири построили гнездо на той же сосне, что и дербники, только на 1,5 мниже. По всей видимости, это явление связано с тем, что, защищая свое гнездо от172врановых, дербник является своеобразным «сторожем» и для гнезда вяхиря. Допоследнего времени на торфоразработках дербник конкурировал за гнёзда серойвороны и искусственные гнёзда–«вёдра» с ушастой совой (Asiootus).Cейчасдербник на торфоучастках не гнездится.
В настоящее время главным конкурентомдербника на верховых болотах является чеглок, что более подробно освещено вглаве 4. Нам известно два случая, когда самки дербника были схвачены прямо нагнезде ястребами-тетеревятниками.УгрозыТак как верховые болота являются и гнездовым, и охотничьим биотопомдербника, то угрозы, которые мы озвучили в очерке о сапсане, справедливы и дляэтого вида. Безусловно, это осушение и добыча торфа, летние пожары на болотах,хищничество енотовидной собаки при гнездовании дербников на земле.Кобчик Falco vespertinus (Linnaeus, 1766)Кобчик в Белорусском Поозерье – наименее изученный вид, статускоторого здесь до сих пор не определен. Данные по гнездованию кобчика влесной зоне Восточной Европы также весьма скудны.В двадцатых годах выводок только что покинувших гнездо кобчиков (одиниз них был пойман руками) был встречен 23 июля на гряде старых сосен средикрупного верхового болота Жарковский мох.
Второе гнездовье найдено на болотеСтаховский мох близ озера Кремно на территории нынешней Тверской областиРоссии (Граве, 1927; 1954). Примерно в те же годы найдена гнездовая колония наберегу осоко-гипнового болота в Архангельской области (Соколов, 1931). Птицыгнездились в дуплах старых сухих обломанных сосен. В 80-х годах кобчикинайдены на гнездовье на островах соснового редколесья среди открытоговерхового болота в Ленинградской области.
Птицы гнездились в дуплах иполудуплах (Патрикеев, 1989). И, наконец, гнездо кобчика (также в дупле сосны)найдено в Тверской области (Д.А. Керданов, личное сообщение). В Латвии три173птицы наблюдались 13.06.84 г. в окрестностях болота Пурдас (Приедниекс и др.,1989). В Эстонии в 1970 году три пары кобчиков гнездились на небольшом островкесреди верхового болота (Randla, 1976). Вышеприведенный перечень однозначноговорит о том, что как в начале века, так и в настоящее время кобчик являетсяредким, спорадично гнездящимся видом лесной зоны Европейской части бывшегоСССР. Причем в подавляющем большинстве случаев птицы гнездились в дуплах налесных островах среди верховых болот.
В 1982–1990 гг. в Себежском районеПсковской области России (у границы Россонского района Белорусского Поозерья)встречались одиночные кобчики, которые отмечались на территории районаслучайно (Ильинский и др., 1991). Эти материалы дают основание говорить овозможности спорадического гнездования кобчика в Северной Белоруссии наверховых и низинных болотах.Мы располагаем следующими сведениями о пребывании кобчика вСеверной Белоруссии. Первое упоминание о встрече кобчика в гнездовой периодна территории бывшей Витебской губернии принадлежит Н.А. Зарудному(Зарудный, 1910).
Им 23.06.1885 г. пара, несомненно, гнездящихся птицнаблюдалась около станции Корсовка. Нами взрослый самец кобчика отмечен9.07.1974 г. в Шумилинском районе над низинным болотом у озера Красомай.Интересно, что кобчик охотился вместе с парой чеглоков, которые гнездились впостройке ворона на лесном острове среди болота. Низинное болото, окружающееозеро на севере и юге, постепенно переходит в верховое болото.
Два сосновыхострова среди болота изобиловали массой дупел. Наконец взрослая самка кобчикабеспокоилась 14.06.1989 г. у соснового острова среди крупного верхового болота«Юховичский Мох» в Россонском районе. Здесь также имелась масса дупел, и небыло ни одного гнезда серых ворон. И, наконец, Ф.Н. Воронин (Воронин, 1967)сообщает о находке 2.06.1959 г.
кладки кобчика из четырех яиц в Дубровенскомрайоне. Пара заняла гнездо какой-то врановой птицы на дубе на опушкесмешанного леса. К сожалению, никаких следов, подтверждающих достоверностьэтой находки, в зоомузее БГУ отыскать не удалось. По сообщению опытногоорнитолога-любителя174А.Т. Кумкова, все лето 1994 г. взрослый самец кобчика держался у дач вокрестностях станции Заболотинка Витебского района.
И, наконец, по сообщениюИ.В. Башкирова, взрослый самец кобчика весь вечер 03.05.2000 г. охотился спарой чеглоков над низинным болотом в пойме реки Шоши у оз. Шо (Глубокскийрайон). Таким образом, мы можем предположить спорадическое гнездование неболее 5-ти пар кобчиков в Белорусском Поозерье.Фенология размножения кобчика, основанная на ограниченном количествефактического материала (Граве, 1927; Соколов, 1931; Федюшин, Долбик, 1967),выглядит следующим образом. Кладка 25 мая – 5 июня, вылупление птенцов 23июня – 3 июля, вылет слетков 23 июля – 3 августа.
Для Нижне-Свирскогозаповедника Ленинградской области М.В. Патрикеев (Патрикеев, 1989) сообщает,что 25 мая – 3 июня наблюдалось спаривание, 19 июня самка насиживала, 19–23июля птенцы уже вылупились, вылетели птенцы примерно в конце 1-й – начале 2й декады августа.В питании кобчиков Архангельской и Ленинградской областей отмеченыстрекозы, жуки, живородящие ящерицы (Соколов, 1931; Патрикеев, 1989).На весеннем пролете одиночный самец отмечен в окрестностях Витебска 17апреля 1978 г. Самая поздняя осенняя встреча кобчика отмечена 10.09.1991 г. вокрестностях д.