Автореферат (1146515), страница 5
Текст из файла (страница 5)
С 1995 года политикаФинляндии стала базироваться на положениях Общей внешней политики иполитики безопасности/общеевропейской политики в области безопасности иобороны(ОВПБ/ОЕПБО),однойизтрехфундаментальныхопорЕвропейского союза.В третьем параграфе первой главы «Дипломатическое и военноевзаимодействиеФинляндииреконструированахронологияиНАТО.практическогоРеакцияобщества»взаимодействиямеждуФинляндией и Североатлантическим альянсом в период начала партнерства.В 1990-х годах Финляндия активно сотрудничала с НАТО. Суомистала одной из первых стран, которые присоединились к программе«Партнерство ради мира» в 1994 году. Затем была последовательнопроведена работа по установлению дипломатических связей и включениюФинляндии в рабочие форматы взаимодействия НАТО с партнерами(создание представительства и координационного центра, вступление вСовет североатлантического партнерства НАТО (СЕАП)). В 1994-2003 годахпервые лица финского правительства активно участвовали в саммитах НАТО(саммиты в Мадриде, Вашингтоне, Праге).
С апреля 1998 года финскиевоенные включились в работу таких стратегически важных структурах, как:Программа оценки боевых возможностей частей и подразделений для странпартнёров НАТО (OCC), Многонациональная объединённая оперативнотактическая группа (CJTF) и Программа развития тренингов и обучения(TEEP, MTEP, ETEE).
Параллельно, согласно Программе планированияпроцессов и анализа (ППА), проводилась работа по стандартизации финских19ВС в соответствии с требованиями НАТО и повышению оперативнойсовместимости между ВС Альянса и Силами обороны Финляндии.В 1996 году финские военные впервые встали в ряды миротворческихсил НАТО и приняли участие в операции в Боснии и Герцеговине. В 1999году финское правительство приняло решение вновь отправить своивооруженные силы для участия в миротворческой операции НАТО вЮгославии.
Финские ВС стали первыми представителями европейскойстраны – не члена НАТО, которые стали частью KFOR в Югославии.СледующимважнымшагомвукреплениисотрудничествамеждуФинляндией и НАТО стало участие финских ВС в Международных силахсодействия безопасности (МССБ, ISAF) в Афганистане. Изначально, финскиеВС были подключены к участию к работе МССБ только в рамкахгражданско-военного сотрудничества в Кабуле. Позднее Финляндия началаприниматьактивное участие в урегулировании гражданских кризисныхситуаций и в программах развития Афганистана. Первое время участие Силобороны Финляндии широко поддерживалось жителями страны.
Причинойактивной общественной поддержки была реакция на террористические атаки11.09.2001. Однако после первых жертв в рядах финской армии вАфганистане, общественная поддержка операции существенно снизилась.В заключении к первой главе сделан вывод о том, что период началапартнерства характеризуется энтузиазмом с обеих сторон: в 1994-2003 гг.активно шло дипломатическое взаимодействие между партнерами, как наполях саммитов НАТО, так и двустороннем формате; финские ВС тесносотрудничали с Североатлантическим альянсом, реформируя армию всоответствии со стандартами НАТО и принимая участия в миротворческихоперациях Альянса.
Однако активное сотрудничество с НАТО в данныйпериод являлось частью многовекторной внешнеполитической стратегии,направленной на интеграцию страны в евроатлантическое пространство как всфере экономики, так и в сфере безопасности. При этом вопрос членства20Финляндии в НАТО в течение 1994-2003 гг. не стоял на повестке дня. ДляФинляндии было важно сохранять добрососедские отношения с Россией иподдерживать баланс сил в регионе Балтийского моря. К тому же, финскоеобществовыступалорезкопротивизменениятрадиционнойвнешнеполитической линии своей страны и не принимало идею возможногочленства в Североатлантическом альянсе.Вторая глава «Центристское правительство и «возможностиопций» в политике безопасности Финляндии (2003-2011 гг.) посвященавторомуэтапувзаимоотношениймеждуФинляндиейиНАТО,совпадающему с правлением Центристской партии в Финляндии в 2003-2011гг.
(кабинет А.Яаттеэнмяки, кабинет М. Ванханена, кабинет М.Кивиниеми),подходкоторойкполитикебезопасностииксотрудничествусСевероатлантическим альянсом ярче всего характеризуется формулой«возможностей опций».В первом параграфе второй главы «Официальная позицияполитических лидеров Финляндии» рассмотрены подходы политическихлидеров и основных политических партий Финляндии к сотрудничеству сНАТО в период 2003-2011 гг.В период 2003-2011 годов стратегию Финляндии по отношению ксотрудничеству с Североатлантическим альянсом определяли представителипартии Центра и СДПФ – премьер-министр М.Ванханен и президентТ.Халонен соответственно.
Интересно, что их позиция по данному вопросусовпадала и была более, чем осторожной. Ванханен твердо стоял на позицияхЦентристкой партии, которые, как и в 1990-ые годы, основывались наприверженности политике военного неприсоединения и независимойобороныинаубеждении,чтобезопасностьФинляндиидолжнаобеспечиваться посредством тесного сотрудничества с ЕС и участия в ОВПБЕС и взаимопонимания с восточным соседом – Россией. Противоположнуюпозицию занимала партия «Национальная коалиция», которая с 2002 года21начала политический поворот в сторону присоединения Финляндии кСевероатлантическому альянсу. В 2007 году партия впервые сделалаагитацию за вступление в Альянс частью своей предвыборной кампании.
Сэтого момента поддержка углубления взаимодействия Финляндии и НАТОстала частью политической программы партии.Во втором параграфе второй главы «Нормативно-правовая базасотрудничества Финляндии и НАТО» изучены официальные документы,на которых строилось сотрудничество Финляндии и НАТО в 2003-2011 гг.В 2003-2011 гг. вопрос о сотрудничестве с НАТО и о возможностиприсоединения Финляндии к альянсу рассматривался во всех основныхвнешнеполитическихдокументахстраны:докладахправительстваополитике безопасности и обороны 2004 и 2009 годов, Стратегии пообеспечению жизненно важных функций 2006 года, Стратегии Минобороныдо 2025 года «Безопасно в будущее» 2006 года, Стратегическом планеМинобороны до 2030 года, Стратегии безопасности 2010 года. В докладеправительства о политике безопасности и обороны 2004 года впервые зановейшую историю Финляндии членство в НАТО было обозначено вкачестве одной из возможных траекторий развития политики безопасностиСуоми.
В последующих документах, например, в докладе правительства 2007года, было указано, что вступление Финляндии в НАТО может положительносказаться на ее международном статусе и уровне безопасности и может иметь«профилактический» характер: то есть обеспечит сдерживание возможнойагрессии против северной страны. Появление такого рода формулировок вофициальных документах в период Центристского правительства былообусловлено рядом причин, среди которых основные это: межпартийныепротиворечия в Эдускунте, вступление в НАТО в 2004 году прибалтийскихсоседей Финляндии – Эстонии, Латвии и Литвы, волна террористическихатак в Европе и России.
В контексте усложнения мировой архитектурыбезопасности и появления новых угроз, финские политики (например, П.22Липпонен) считали, что оборона Финляндии не должна зависеть толькогарантий безопасности в ЕС, который не эквивалентен в военном планеНАТО.Всвязисэтим,болеетесноесотрудничествосНАТОрассматривалось в качестве альтернативы наряду с другими вариантамиукрепления безопасности и обороноспособности страны. Вместе с тем, напротяжении 2003-2011 гг.
финский подход к сотрудничеству с НАТО и кобеспечениюнациональнойбезопасностиучитывалважностьдобрососедских отношений с Россией и стабильности на восточных границахгосударства. Так, в докладе правительства 2009 года указывалось, что Россияостается самым важным фактором для сферы безопасности Финляндии, афинские эксперты подчеркивали, что усиление позиции России не являетсяугрозойбезопасностиФинляндии,наоборот,этообеспечитновыевозможности для нашей внешней торговли.В третьем параграфе второй главы «Взаимодействие Финляндиии Североатлантического альянса в сфере безопасности.
ПозицияФинляндии по отношению к политике НАТО во время международныхполитическихкризисов.Отношениефинскогообщества»проанализирована практика взаимодействия на военном и дипломатическомуровнях между Финляндией и НАТО. На основе собранных данных, сделанвывод, что в практическом поле центристское правительство М.Ванханена изатем М.Кивиниеми демонстрировало более чем сдержанный подход ксотрудничествусСевероатлантическимальянсом.В2003-2011гг.Финляндия как участник программы «Партнерство ради мира» принималаучастие в саммитах НАТО, проводила двусторонние встречи с руководствомАльянса на своей территории. Финские военные продолжали служить вАфганистане в составе МССБ.
Однако, когда встал вопрос об увеличениифинского контингента в Афганистане в 2010 году, Т.Халонен выступилапротив данного шага и не санкционировала отправки дополнительного числавоеннослужащих Финляндии. Общественное мнение также не было на23стороне Североатлантического альянса. Финские потери в Афганистане в2007 и 2011 гг. стали причиной недовольства широких слоев населениястраны. Сдержанная позиция правительства Финляндии по отношению ксотрудничеству с НАТО в 2003-2011 гг.
ярче всего проявилась на фоне двухмеждународных кризисов, разразившихся в этот период. Речь идет о грузиноосетинском конфликте августа 2008 года и гражданской войне Ливии в 2011году, в которых активно принимал участие Североатлантический альянс. Вотличие от Швеции, изначально занявшей жесткую позицию по отношению кРоссии, руководство Финляндии в лице премьер-министра М.Ванханена иминистра иностранных дел А.Стубба убеждали мировую общественность вошибочности скоропалительных выводов относительно действий России вЮжной Осетии и Абхазии в августе 2008 года и даже принимали личноеучастие в миссии ОБСЕ в регионе.
Финляндия также предпочла остаться встороне от интервенции НАТО в Ливию в 2011 году, в то время, как шведыприняли решение направить свои вооруженные силы, в том числе личныйсостав военнослужащих в составе 130 человек для участия в операции НАТО«Союзный защитник».В заключении ко второй главе, сделан вывод о том, что в период2003-2011 гг. вектор сотрудничеству между Финляндией и НАТО задавалоцентристское правительство, которое использовало во внешнеполитическойстратегии подход, предусматривающий «возможности опций» для политикибезопасности Финляндии. Оно, с одной стороны стремилось проводитьмноговекторнуювнешнююполитику,котораядавалавозможностьобеспечивать безопасность страны всеми возможными способами (доклад2009) в условиях реконфигурации баланса сил в Балтийском море и ростатеррористической угрозы для Европы, а с другой – дистанцировалось отпрактического взаимодействия с Альянсом в военной сфере и несолидаризовалась в несбалансированной позицией блока в моментымеждународныхкризисов2008и2011годов.Сдержанный24внешнеполитический курс центристского правительства в эти годы позволилсохранить добрососедские отношения с Россией и остаться в стороне отмеждународных конфликтов.В третьей главе «Правительство Национальной коалиции иподход«статус-квоплюс»(2011-2014гг.)рассмотренпериодвзаимоотношений Финляндии и НАТО на протяжении 2011-2014 годов.Центральным событием данного этапа стало подписание Меморандумамежду НАТО и Финляндией о взаимопонимании по вопросам поддержкипринимающей страны, которое состоялось 5 сентября 2014 года на саммитеАльянса в Уэльсе.
Это событие стало возможным, так как в 2011 году квластивФинляндиипришлипредставителипартии«Национальнаякоалиция», которая начиная с 2007 года сделала поддержку вступлениястранывСевероатлантическийальянсчастьюсвоейполитическойпрограммы.В первом параграфе третьей главы «Отношение к сотрудничествус НАТО в среде политической элиты Финляндии» представленаофициальная позиция политического руководства Финляндии по отношениюк сотрудничеству с Североатлантическим альянсом.2011 год открыл новую страницу в политической истории Финляндиии в отношениях Суоми и НАТО.