Диссертация (1146510), страница 30
Текст из файла (страница 30)
Внешнеполитический курс теневого кабинета У. Хейга оставалсянеизменным, несмотря на серьезный раскол внутри партии. Конфликтвнутри партии можно наглядно увидеть на примере выборов лидера партиив 1997 и 2001 гг., когда основная борьба происходила междупредставителями евроскептиков и еврофилов.Вместе с этим, антиевропейская риторика теневого кабинета У.Хейга сочеталась с антигерманской, поскольку во многих проблемахвнутри ЕС, они винили Германию. В особенности это видно приобсуждении субсидий, выделяемых ЕС на сельскохозяйственную и150угольную отрасль.
Вместе с этим, подверглась критике и внешняяполитика Германии в отношении Югославского кризиса, в особенности вотношении одностороннего признания новых государств. Однако особоеместо занимает именно критика стремления Германии к федерализацииЕвропы, а также попытки создать европейскую военную организацию впротивовес НАТО.В период нахождение во главе партии И.
Дункана Смита основнымобъектом критики стала внешняя политика Германии в отношении ЕС иНАТО. В частности, консерваторы проявили солидарность со своимиколлегами-лейбористами в осуждении позиции Германии по иракскомукризису. Вместе с этим, данный аргумент использовался ими дляобоснования невозможности проведения ОВПБ. При этом усилиласькритика стремления Германии к созданию европейской системы обороны,альтернативнойНАТО.внешнеполитическогоСтоиткурсавтакжеотношенииотметитьвопросовпродолжениеевропейскогостроительства и несправедливого распределения субсидий, в которых, помнению консерваторов, ощущается влияние Германии. Вместе с этим,можно отметить снижение интереса к внешнеполитическим вопросам состороны консерваторов.М.
Говард, сменивший на посту лидера партии И. Дункана Смита,сохранилосновныенаправлениявнешнеполитическогокурсаконсерваторов в отношении Германии. При этом он сместил центрвнимания партии с вопросов внешней, на вопросы внутренней политики.Если У. Хейг строил предвыборную кампанию на лозунге о спасениифунта, М. Говард уделил центральное место вопросам миграции. Особенностоит выделить, что именно в предвыборной программе М. Говардавпервые появился тезис о проведении реформ внутри ЕС.С приходом Д. Кэмерона на пост лидера консервативной партиинаметились серьезные изменения во внешнеполитическом курсе партии в151отношении Европы и Германии.
Прежде всего стоит отметить снижение,по сравнению с предыдущими годами, антигерманской риторики приобсуждении вопросов европейского строительства. Кроме того, стоитотметить переход консерваторов от непосредственной критики всегоевропейскогонаправленияправительствак предложениям поегореформированию.
В частности, можно выделить выход консерваторов изкоалиции в европейском парламенте и создание группы, лоббирующейпроведение реформ в ЕС. При этом основные противоречия междуВеликобританией и Германией по наиболее важным для консерватороввопросам остались прежними.Впериод1997-2010гг.,основныепротиворечиямеждуВеликобританией и Германией лежали в рамках НАТО и ЕС.
Т. Блэр ссамого начала своего премьерства постарался наладить отношения сГерманией посредством активного участия Великобритании в процессахевропейскогостроительства.ПодписавАмстердамскийиНиццкийдоговоры, он значительно улучшил отношения между странами. Крометого, стремление лейбористов к организации военной интеграцией вЕвропе поначалу было воспринято весьма позитивно. Вместе с этим, приподписании новых договоров Великобритания каждый раз требовалауступки, а проект создания европейской армии, в конечном счете, осталсялишь на бумаге. Особенно стоит отметить обещание присоединитьВеликобританию к европейской валюте, которое так и не было выполнено.Невозможность Великобритании встать «у руля» европейскойполитики отчетливо проявилось во время кризиса вокруг Ирака, когдаГермания и Франция – ключевые участники процесса европейскогостроительства оказались в жесткой оппозиции к действиям США иВеликобритании.В результате, попытки Т.
Блэра играть наравне сГерманией и Францией лидирующую роль в процессах европейскогостроительства провалились.152Г. Браун постарался сгладить противоречия между Великобританиейи Германией, подписав Лиссабонский договор, однако в процессепереговоров ему пришлось прибегнуть к угрозам, что сказалось набритано-германских отношениях.Приэтомстоитотметитьпрактическиполноеотстранениеконсерваторов от процессов принятия внешнеполитических решений вотношении Германии. Лейбористское правительство не уделяло должноговнимания позиции консервативной партии, опираясь на абсолютноебольшинство в парламенте.В2010-2015гг.
внешнеполитическийкурсконсерватороввотношении Германии претерпел серьезные изменения. В первую очередьстоит отметить практически полный отказ от антигерманской риторики.Вместе с этим, центральное место занимает сотрудничество с Германией ввопросах внешней политики, кризиса еврозоны, а также переговоры ореформах внутри ЕС.Д. Кэмерон использовал вопрос о реформах внутри ЕС в качествекомпромисса между евроскептиками и еврофилами. Это особеннопроявляется во включении в правительство еврофилов и евроскептиков,что говорит о том, что Д. Кэмерону в вопросе продвижения реформ внутриЕС удалось заручиться поддержкой обеих групп.
Учитывая отсутствие уконсерваторов большинства в парламенте при продвижении европейскойполитики,емуудалосьполучитьподдержкубольшейчастиконсервативной партии.В то время как предшественники Д. Кэмерона на посту премьерминистра Великобритании старались за счет налаживания британогерманских отношений и участия в процессах европейского строительствапродвигать британские интересы в ЕС, Д. Кэмерон избрал несколькодругую стратегию. Основной целью консерваторов стало реформирование153уже существующего договора, вследствие чего ослабление антигерманскойриторики сочеталось с поддержкой более жесткой позиции правительства вадрес Германии. Стремление к улучшению отношений с Германиейсочеталось с демонстрацией возможного выхода из ЕС и отказа отсотрудничества в определенных сферах.
В предвыборном манифестепредложение о проведении референдума соседствует с обещаниямиреформ внутри ЕС, что говорит в пользу того, что внешнеполитическийкурс консерваторов направлен на, своего рода, шантаж. Во многом этообусловлено ситуацией, с которой столкнулся Д. Кэмерон, придя на постпремьер министра, а именно расколом внутри консервативной партии ивступлением в силу Лиссабонского договора, который являлся дляконсерваторов неприемлемым.
В результате, для того, чтобы сохранитьединство в партии, он был вынужден продвинуть идею о реформированииЕС, избрав в качестве средства продвижения реформ «политическийшантаж».В целом британо-германские отношения в период нахождения увласти коалиционного правительства Д. Кэмерона - Н. Клега носилинапряженный характер. Несмотря на то, что консерваторы отказались отантигерманскойриторики,Д.Кэмеронпоследовательнопродвигалреформы внутри Европейского союза, а также прибегал к блокированиюрешений.
Вместе с тем, со стороны Великобритании было заметностремление к сотрудничеству.В противовес евроскептикам, занимающим, в большинстве своем,критическую позицию к европейским институтам, Д. Кэмерон предлагалшаги, которые, по его заявлению, должны усилить Европейский Союз.Вместе с тем, критике подвергался не сам ЕС, а работа его институтов. Приэтом, участие, как евроскептиков, так и еврофилов в правительствеД. Кэмерона демонстрирует его стремление к сглаживанию противоречийвнутри партии и выработке единого курса в отношении ЕС.154Особую значимость для внешнеполитического курса Д.
Кэмеронапредставляла Германия, поскольку она являлась ключевым участникомпроцессов европейского строительства. Вследствие этого, Д. Кэмеронуделил ключевое место в своей европейской политике именно британогерманским отношениям. Для достижения своих целей, реформ внутри ЕС,Д. Кэмерон открыто прибегал к политическому шантажу, что особенновидно в контексте его обещания 2013 года по проведению референдума очленстве Великобритании в ЕС.Вцелом,внешнеполитическийВеликобритании относительнокурсГерманииконсервативнойза периодпартии1990-2015гг.претерпел качественные изменения.
Во время нахождения «у руля» партиипроевропейски настроенного правительства Дж. Мэйджора Германиявоспринималась как главный соперник в продвижении проекта будущегоЕвропы. Несмотря на критику со стороны евроскептиков, еврофилыпоследовательно проводили свою европейскую политику, продвигаябританское видение будущего Европы. После поражения на выборах, «уруля» консервативной партии оказались евроскептики, для которыхГермания стала главным объектом критики, поскольку те видели ееключевым инициатором процессов, происходивших в ЕС.
Существенныйперелом случился после прихода к власти в партии М. Говарда, впервыевыдвинувшего идею продвижения реформ внутри ЕС, которая получиладальнейшее развитие в программе Д. Кэмерона. Вместе с этим, Д. Кэмеронвоспринимал британо-германские отношения, как средство достижениясвоей главной цели – реформ внутри ЕС.
Прагматичная политикаД. Кэмерона была поддержана большей частью консервативной партии,которая отказалась от антигерманской риторики и взяла курс напрагматичные переговоры с Германией по вопросам будущего Европы.155Приложение №1Результаты всеобщих выборов в Великобритании 1987-2015 гг.Всеобщие выборы в Великобритании 11 июня 1987 г.Явка: 75.3%ПартияКоличество местКоличествоголосовЛидер партииКонсервативнаяпартия37642.2 %М. ТэтчерЛейбористскаяпартия22930.8 %Н. КиннокКоалиция социалдемократическойпартии илиберальнойпартии2222.5 %Остальныепартии234.5 %Всего650-Д.
Стил-Всеобщие выборы в Великобритании 9 апреля 1992 г.Явка: 77.7%Количество местКоличествоголосовЛидер партииКонсервативнаяпартия33641.9 %Дж. МэйджорЛейбористскаяпартия27134.4 %Н. КиннокЛиберальнодемократическаяпартия2017.8 %П. ЭшдаунОстальныепартии245.9 %-Всего:651-156Всеобщие выборы в Великобритании 1 мая 1997 г.Явка: 71.3%Количество местКоличествоголосовЛидер партииЛейбористскаяпартия41843.2 %Т. БлэрКонсервативнаяпартия16530.7 %Дж.