Автореферат (1146338), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Выбор монархов зависел от аудитории, с которой требовалось установить символическую связь, и, что гораздо более важно в рамках представленной диссертации, от конкретных исторических обстоятельстве". Так. И.Х. Гарипжанов, убедительно показывает, как епископат подчинил Карла Лысого своим интересам с помощью утверждения формулы «король Божьей милостью», поскольку благодать (дга!1а) может быть " МсКгггег!с4 Я, Нйгогу апг! гпегпогу !и гве Саго!1п81ап 59оп 1«. !4еыы-'гог!э Саг»ЬгЫ8е 1)пгыегейгу Ргеаь 2004. "6 Когдо1 Ы ТЬе Ро!11!са оГ Мегпогу апо* 1оеп!11у 1и Саго11п81ап «оуа1 171Р1гппаа; ТЬе 9«еаг Ргап)с1аЬ К1п8г!огп (840- 987). ТпгпЬоиг, 2012. " Мойе1еп«7гу К. ВагЬаггуйака Епгора.
59агааава, 2004. Я, 56 — 59. '" райопеlа' й'. Тйе Саго11п81ап зресЫит ргвгпрн — гйе Ь1гй Го а 8епге р Асга Ро1оп1ае Н!гаопса. 2008. №98. Р. 5- 27. "' г!аг1раапоы йо. ТЬе ВугпЬойс Ьап8«а8е ог Агп1юпгу 1и йе Саго11п81ап уыог!д (с. 751 — 877). Р. 1-42. и Р. 261-318, дарована государю только через посредничество церкви"'. Однако И. Гарипжанов, проведя кропотливую работу с избранной им источниковой базой, оставил в стороне нарративные памятники, гюсчитав поиск в них представлений о власти нецелесообразным, поскольку, по его мнению, данный вид источников является «вторичным» по отношению к главным, «первичным» свидетельствам эпохи — материальной культуре и системе знакова .
Отечественная исто иог а ия Историческая наука Российской империи, СССР и постсоветской России также внесла свой вклад в изучении проблемы, хотя и не дала монографий по теме образа власти каролингского времени. Во второй половине Х!Х века П.Н. Кудрявцев и П.Г. Виноградов коснулись феодальных отношений в Каролингской империи"3. Первыми затронули тематику государства и власти В.Г.
Васильевский и архиепископ Владимирский Алексий, описывая роль коронации Карла Великого в обособлении франков от византийского мира и анализируя роль Карла Великого как покровителя католической церкви". Весомый вклад в изучение государства и власти этюхи Каролингов внесли в начале ХХ столетия Д.М.
Петрушевский и А.А. Спасский. Оба этих историка, опубликовавшие свои работы примерно в одно и то же время (1904 и 1910 гг. соответственно), развили тезис немецких коллег о неизбежности распада империи Карла Великого, ее искусственности в условиях развития феодализма, в рамках которого землевладельцы, соединяя в себе материальное могущество и правовой статус !государей в собственных вотчинах», не желали подчиняться сильной монархической власти»"". Одновременно, Д.М. Петрушевский был одним из первых русских медиевистов, поднявшим тему природы и репрезентации власти Каролингов: согласно идее Дмитрия Моисеевича, высказанной им в «Очерках из истории средневекового общества и государства», Карл Великий во Всеоб!нем капитулярии !802 г.) выступал в качестве наместника Бо! а на земле, царя-первосвященника по образу и подобию ветхозаветных и восточных монархов.
Франкская монархия, таким образом, представляла собой„по мнению Д.М. Петрушевского, теократи1о'ь. Менее радикальный взгляд на природу Каролингской империи высказал автор первого и пока единственного исследования на тему " Р. 305-318. ' Р, 13-27. "- Кудрявцев П.Н. Судьбы Италии от падения Западной Римской империи до восстановления ее Карлом. М., 1850; Кудрявиев П.Н. Карол»лги в Италии В Отечественные записки. 1857. М., !857; Виноградов П.В. Происхождение феодальных отношений в Лангобардской И~алии. СПб., !880; Вино радов П.Г. Римское право в средневековой Европе.М,, 1910. м Вас>мьевский В.Г Лекции по истории Средних веков.
СПб., 2008. С. 311-465; >!лвксий! Яороднияын И.Я.,>, архиепископ Владимирский и П7уйский. Церковно-законодательная деятельность Карла Великого. М., ! 889. Спасский А.А. Лекции по истории западно-европейского Средневековья. СПб.. 2006. С. !41-172; Петрузиевс>гийДЛ7. Очерки из истории средневекового обшества и государства. СПб., 2003. С. 322-414. '" Там >ке. С, 386-387. 20 идей империи и образа власти при Каролингах — А.С.
Вязнгин. В работе «Идеалы "Божьего царства" и монархия Карла Великого» историк связал монархические идеи эпохи Карла с позднеантичными идеями христианской империи, в частности, идеями блаженного Августина, и идеями римских пап об императоре как защитнике церкви, карателе еретиков и отступников, и, наконец, ответчике перед Богом на грядущем Страшном суде«'. Русские медиевисты рубежа Х1Х-ХХ веков изучали столь актуальную для данного исследования каролингскую литературу: наибольших успехов в этом добились М.М. Стасюлевич, Л.Н. Беркут и Б.И. Ярхо~".
Самых интересных результатов достиг Б.И. Ярхо, чьн работы были изданы лишь недавно. Сосредоточившись на изучении поэзии «каролингского возрождения», русский историк выделил цель, содержание и периодизацию литературного движения каролингской эпохи. В вопросе влияния различных литературных традиций на образ действительности и власти в памятниках эпохи, Б.И.
Ярхо отметил влияние как изящной античной словесности, зародившейся в Придворной Академии и составлявшей основы высокой метрической поэзии, так и городской итальянской, франкской дружинной и библейской культур, породивший народный, ритмический стихе~. Если до 1917 года наиболее интересными в каролингской эпохе историкаы виделись политико-правовые, церковные и культурные сюжеты, то в советское время социально- экономическая тематика в каролингских штудиях !работы НЛ. Грацианского, Д.С. Граменицкий, Н.С.
Михаловская) однозначно преобладает прин|ерно до 1960-х годов'". Концептуальное оформление идея раннефеодального государства эпохи Каролингов получила в 1960-70-х годах в работах А.И. Неусыхина и А.Р. Корсунского: согласно их концепции, развивавшей тезисы Ф, Энгельса, Каролингская монархия являлась государством эксплуататорского класса — класса феодалов — созданным для подавления экс|пуатируемого населения — зависимого крестьянства. Причина силы королевской власти в каролингский период заключалась в том, что правящая династия, раздававшие свои земли в форме бенефициев и феодов, оказалась выгодна знати 1ососбенно ыелкой и средней) в тот м ляэиснн А.С Идеалы «Божьего пэрства» и монархия Карла Великого.
СПб., 1912. " Стасюлевич ММ История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Ч. 1-2. СПб., ! 885-188б; Беркут Л.Н. Карл Великий и франксквя образованность и литература его времени. Историогрвфнческий этюд, Варшава, 19! 2. 'э Ярхо БИ. Поэзия Квролингского Возрождения ! Перевод с лат, ввел. и коммент. Б.И. Ярхо.
М.. 2010. С. 20-45. "Грайаанскай НН. Крепостное крестьянство нв поместьях аббатства св. Германа в начале 1Х ст. (по данным полиптика аббата Ирминонв). Харьков, 19! 3; (раииалскай Н.Н. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. М.. 1960: / раиеюа|кайЛС'. К вопросу о происхождении и содержании франкского иммунитета Я Средние века. Вып. 2. М; Л. 194б. С. 135-153; Матс|па«акая Н.
С Каролингский иммунитет Д Средние века. Выл. 2. С. 154-! 89. исторический отрезок"'. Также образы монархов и идеи королевской власти затрагивались благодаря нзданшо источников: под руководством М.Л. Гаспарова было переведено и опубликовано большинство памятников каролингской поэзии н прозы, которые были снабжены критическими комментариями"'.
С распадом СССР Каролингская эпоха на какое-то время перестала интересовать медиевистов. Лишь в 1995 !оду ученик Н.П. Грацианского АЛ1. Левандовский в книге «Карл Великий» затронул тему влияния идей Августина и, в частности, сочинения «1эе С1911а1е Тэе1», тз на политическую деятельность монарха, назвав Карла «зодчим Града Божьего»' .
В 2000 году каролннгских идей власти косну.чся В.Д. Балакин, в статье о средневековой идее римской империи высказав мысль о существовании в Средние века двух имперских идей: аахенской (германской), исходившей, первоначально, из столицы Карла Велико~о. и римско-куриальной, сформулированной римскими папамит4, 2001 год обозначил пик интереса российского медиевистического сообщества к личности Карла Великого: Институт Всеобщей истории РАН выпустил сборник «Карл Великий: реалии и мифы»".
В частности, в данный компендиум вошла статья Б.В. Булдаковой. которая была посвящена влиянию философии Аврелия Августина на политику Меровингов и Каролин~он ~. Кроме того, королевская власть эпохи Каролингов стала изучаться н в ставшем уже давно популярным на Западе контексте взаимоотношений с аристократией. Данному вопросу была посвящена диссертация А.Ю, Карачинского, в которой автор показал. в том числе, роль тираноборческих идей епископов в оценке действий отдельных каролингских монархов' . Современный этап изучения Каролин!. ской эпохи и, в частности, проблем власти, начался в российской исторической науке в 2000-е годы и связан с деятельностью историка из Москвы А.И. Сидорова и петербургского исследователя Д.Н. Старостина.
Большинство работ А.И. Сидорова посвящены исторической мысли каролингского времени: исследуя различные исторические памятники У1П-1Х веков, московский ученый приходит к выводу о " Оеусыхин А.И. Очерки истории Германии в средние века !до ХЦ в.1 "Проблемы европейского феодализма. М., 1974. С, 211-374,' Корсулский,4.Р., Образование раннефеодально~о государства в Западной Гароне, М.. !963; Корсгнакияз гЬР. Раннефеодальное государство и формирование феодальной собственности в Западной Европе Л 'т'Международный конгресс экономической истории.