Отзыв ведущей организации (1146171), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Ниткин первым в историографии проанализировал отношения парламентских журналистов и Петербургского (Петроградского) телеграфного агентства, причем деятельность ПТА диссертант оценивает не всегда объективно, как бы становясь на сторону журналистов. Между тем, деятельность ПТА зачастую зависела не столько от политической ангажированности его представителей, сколько от обстоятельств чисто технического порядка.
«ПТА, - вспоминал В.В. Шульгин, - было правительственным органом. Оно имело достоинства и недостатки, свойственные бюрократии. Достоинство было в том, что ПТА, служа правительственным целям, вело весьма прилично пропаганду. Например, передавая по телеграфу отчеты о заседаниях Государственной думы, оно не искажало их, а лишь дозировало речи ораторов. В этом смысле работники ПТА набили руку. После речи каждого оратора они спрашивали у руководителя агентства: "Сколько слов?" Получив ответ, работник ПТА бежал на телеграф, расположенный тут же в Таврическом дворце, и там он излагал речь в размере пятисот слов или пятидесяти. Недостатки ПТА исходили из того же самого источника: все должно было быть прилично.
Поэтому скандалы (например, Пуришкевич) пропадали»'. Следовательно, деятельность ПТА, в аспекте его отношений с парламентскими журналистами, не была столь однозначной, как это представляется П.С. Ниткину. Впрочем, процитированный источник, как отмечалось выше, не попал в поле зрения диссертанта, который, в любом случае, проявляет академическую объективность, особенно — по отношению к парламентской прессе.
«Многие журналисты, - совершенно резонно отмечает П.С. Ниткин, — приписывали себе прямо-таки историческую роль проводников между представительным учреждением и народом. И свою миссию они выполняли в сложных условиях: как физических, так и политических. В результате это приводило к тому, что в материалах встречались ошибки и искажения. Но в большинстве своем парламентские корреспонденты стремились к точности и объективности, а их промахи не были умышленными» (с. 195). В Заключении диссертации содержатся выводы из предыдущего исследования, причем эти выводы не повторяют выводы отдельных глав и параграфов, не являются их механическим соединением и представляют собой результат самостоятельного творческого синтеза.
«В общей сложности, подытоживает П.С. Ниткин, - в период с 190б по 1914 г. в Государственную думу Российской империи было аккредитовано более 300 периодических изданий (большинство из них — в левую Думу второго созыва). За это время печати удалось не только наладить с Думой сотрудничество в освещении ее работы, но и влиться в систему ее учреждений. Парламентская печать стала неотъемлемой частью противоречивого государственного строя обновленной Российской империи» (с. 199).
Список использованных источников и литературы имеет самостоятельную ценность, поскольку П.С. Ниткин подробно раскрывает координаты своих ' Шульгин В.В. Тени, которые проходят. С11б., 2012. С. 127. источников (особенно — архивных и газетных), а это усиливает эвристическое значение списка, по которому возникает только один вопрос (помимо вопроса о замене фамилии «Лукоянов М.Н.» на «Лукьянов М.Н.» — см. с. 207), а именно: на с 205 работу С.С.
Ольденбурга о царствовании Николая П диссертант относит, почему-то, к «Публицистике», а не к «Литературе». Между тем, фундаментальная монография С.С. Ольденбурга является первой в мировой историографии научной биографией последнего самодержца. При ее написании автор активно использовал все известные на тот момент опубликованные документы, в т.ч. — и появившиеся на страницах советского журнала «Красный архив». Отсутствие у С.С. Ольденбурга научного-справочного аппарата объясняется только тем, что у историка-эмигранта„ по причине понятных трудностей, не было технических возможностей для включения этого аппарата в свою книгу. Оригинальным и ценным дополнением диссертации П.С.
Ниткина являются четыре приложения, в которых аккумулирована информация из архивов. Первое приложение посвящено рассмотрению положения парламентских журналистов в то время, когда, из обвала потолка в Зале заседаний Таврического дворца в марте 1907 г., занятия Государственной думы переместились в здание Петербургского дворянского собрания (ныне — здание Петербургской академической филармонии). Огромную ценность имеет образующий Второе приложение уникальный список всех изданий и всех журналистов, аккредитованных в Государственную думу в 1907, 1909 — 1914 гг. Третье приложение содержит не менее ценную информацию о количестве изданий и численности журналистов, аккредитованных в Государственную думу в 1906 — 1914 гг.
Четвертое приложение образует визуальный ряд по теме диссертации. Говоря о совершенно новаторской работе П.С. Ниткина в целом, необходимо подчеркнуть, что она написана прекрасным литературным языком, а самый текст работы тщательно вычитан. Диссертант хорошо владеет не только темой, но и пером, а потому весьма желательна публикация диссертационного исследования П.С. Ниткина в виде отдельной научной монографии. В ходе ее подготовки можно учесть высказанные выше замечания по диссертации, имеющие не принципиальный., а факультативный характер. Монография П.С. Ниткина будет востребована историками, РК-технологами, политологами, культурологами, краеведами и другими категориями читателей, интересующихся историей российского парламентаризма, а также — преподавателями вузов и специальных учебных заведений для составления общих и специальных лекционных курсов и для проведения семинарских занятий. Диссертационное исследование П.С.
Ниткина выполнено в рамках специальности 7.00.02 — «Отечественная история» и соответствует следующим пунктам паспорта научной специальности ВАК РФ: п. 4 — «История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов»; п. 7 — «История развития различных социальных групп России, их политической жизни и хозяйственной деятельности»; п. 9 — «История общественной мысли и общественных движений; история политических партий России»; п.
15 — «Исторический опыт российских реформ»; п. 1б — «История российских революций»; п. 17 — «Личность в российской истории, ее персоналии»; п. 25 — «История государственной и общественной идеологии, общественных настроений и общественного мнения». Автореферат диссертации П.С. Ниткина точно излагает содержание и выводы диссертационного исследования, которые отражены в статьях диссертанта, перечисленных в автореферате. По своей актуальности, значимости и новизне научно-квалификационная работа П.С.
Ниткина «Государственная дума и парламентская пресса Российской империи в 1906 — 1914 гг.», ее автореферат и 8 опубликованных работ (включая 3 статьи в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ) полностью соответствуют всем требованиям, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 — Отечественная история (п.
9 «Положения о присуждении ученых степеней», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 842 от 24 сентября 2013 г.). Павел Сергеевич Ниткин, бесспорно, заслуживает присуждения ему искомой степени кандидата исторических наук. Отзыв составил кандидат исторических наук Сергей Викторович Куликов, старший научный сотрудник Отдела Новой истории России. Отзыв обсужден и утвержден на заседании Отдела Новой истории России Санкт-Петербургского института истории Российской Академии наук 10 мая 2018 г., протокол №~У. Заведующий Отделом Новой истории России д.и.н.
С.К. Лебедев Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Санкт- Петербургский институт истории Российской Академии наук. Юридический адрес: Санкт-Петербург, Петрозаводская ул., 7. Контактные телефоны: (812) 235 41 98; (812) 235 15 80 Факс: (812) 235 41 98 элекчронньй адрес: врь я га я~~~а!!хи Страница в интернете: янчев зрЬйгаплжхп Перечень работ сотрудников Отдела Новой истории России, опубликованных с 2013 а по теме кандидатской диссертации П.С. Ниткина.
Куликов С.В. Династия Романовых и Государственная дума в начале ХХ в. Л Таврические чтения 2013. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность. Сборник научных статей. В 2-х ч. СПб,: Издательство «Элек-Сис», 2014. С. 18-36 (1 а.л.). Куликов С.В. Назначение Алексея Хвостова управляющим МВД: предыстория и механизм Л Петербургский исторический журнал. 2014. № 2. С. 64- 81 (1 а.л.); № 3. С. 33-54 (1 а.л.); № 4. С. 34-55 (1 а.л.); 2016. № 1. С. 36-57 (1 а.л.).
Куликов С.В. Комитет министров Л Россия в 1905 -1907 гг. Энциклопедия. М.: Политическая энциклопедия, 2016. С. 432-444 (4 а.л.). Куликов С.В. Трепов Дмитрий Федорович Л Россия в 1905 -1907 гг. Энциклопедия. М.: Политическая энциклопедия, 2016. С. 1080-1094 (5 а.л.). Куликов С.В. Создание Государственной думы Российской империи: революция сверху или снизу? Л Таврические чтеия 2015. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность.
Сборник научных статей. В 2-х ч. СПб,: Издательство «Элек-Сис», 2016. Ч. 1. С. 34-49 (0,5 а.л.). Куликов С.В. Николай 11, Дмитрий Трепов и идея ответственного министерства Л Таврические чтения 2016. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность. Сборник научных статей. В 3-х ч. СПб.: Издательство «Элек-Сис», 2017. Ч. 1. С. 111-127 (1 а.л.). Куликов С.В. Сергей Витте и Манифест 17 октября 1905 г.: к вопросу о том, кто был отцом «русской конституции» // Россия и мир в конце Х1Х вЂ” первой половине ХХ в. Сборник к 85-летию Бориса Васильевича Ананьича. СПб.: Лики России, 2017.
С. 478-490 (1 а.л.). Лукоянов ИВ. Революция 1905 г. и учреждение Булыгинской думы Л Таврические чтения 2015. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность. Сборник научных статей. В 2-х ч. СПб.: Издательство «Элек-Сис», 2016. Ч. 1. С. 26-33 (1 а.л.). Лукоянов ИВ. Сановники и реформы в 1905 г.: от 9 января к актам 18 февраля Л Историк. Время.
Общество. Сборник трудов к 90-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН Рафаила Шоломовича Ганелина (1926-2014). М: Издательство «Новый хронограф», 2017. С. 314-336 (1,5 а.л.). ю .