Диссертация (1145135), страница 39
Текст из файла (страница 39)
– это игровые задания. По своим свойствам данный вид информацииизначально направлен на проявление умственных, а не физическихспособностей человека. В большей степени это касалось интеллектуальных(настольных) игр, таких как шахматы, шашки, лото, карточные игры и др.Первым местом, где в печати появились подобные игровые задания,стал подраздел «Шахматы» в санкт-петербургском еженедельном издании«Иллюстрация» (1845–1849). Подраздел входил в раздел «Игры», в которомпомимо шахматных задач2 публиковались логические задачи, загадки(ребусы), шарады.
Автор и ведущим подраздела был известный в те временашахматист А. Д. Петров.Различные шахматные этюды способствовали появлению нового видаподачи игровой информации – в виде небольшой графической задачи–рисунка с подписью в виде короткого предложения-задания. В частности,такого: «Белые ходят и дают мат в семь шахов3» или «Белые ходят, и в пятьходов дают мат». Одновременное сочетание простоты и сложности врешениишахматнойголоволомкипритягиваломногихчитателей,способствуя расширению взглядов на шахматную игру в целом. Еще одним«привлекательным» приемом для аудитории было то, что ответ на решениетой или иной задачки печатался только в следующем номере, выходившемчерез неделю.
Чтобы сделать шахматные задачи более «затейливыми» и1Одесский вестник. Одесса. 1834. №55. 11 июля.В современной терминологии шахматные задачи называются шахматнымиэтюдами.3Здесь могла быть допущена ошибка в употреблении слова «шахов», вместо«ходов».2197интересными для читателей, журналисты использовали не только рисунки,но и текстовую информацию в виде небольшого рассказа. В началерассказывалась житейская история, а затем предлагалась шахматнаякомпозиция на ее тему (в частности, см. историю о приключениях сираЖоржа Беля в «Обмане в шахматной игре» «Иллюстрация» №20 от 25августа 1845 г.). Не оставались в стороне и читатели. На одну из задач былприслан оригинальный ответ в стихотворной форме (см.
«Иллюстрация»,№10, от 9 июня 1845 г.). Реже в подразделе проводился анализ шахматныхпартий (см. «Иллюстрация», №2, от 7 апреля 1845 г.), а также даваласьдругая шахматная информация (например, правила игры, принятые вроссийских клубах (см. «Иллюстрация», №14, от 7 июля 1845 г.)). Рубрикапросуществовала вплоть до закрытия издания в январе 1849 г.И только почти через десять лет, в 1859 г., шахматные игровые заданиявновь стали печататься, но уже в приложении к журналу «Русское слово» –«Шахматный листок». Чтобы привлечь читателей к шахматной науке, в томчисле и к задачам, в первом номере была представлена подробная«алгебрическая нотация» с описанием обозначения шахматных клеток ипредставления диаграммы, а также схематичное изображение шахмат инесколько знаков (формул) обозначающих взятия и действия фигур.
В этомжурнале задачи имели такую же версию, как в «Иллюстрации». Однакорисунки фигур немного различались. В каждом номере печаталось по двешахматных ситуации. Это был рисунок с определенным заданием и короткойзаписью. В частности, «Белые начинают и дают мат в 3 хода»1, «Белыеначинают и заставляют черных сделать мат в 8 ходов»2.
Иногда даваласьподсказка – какой фигурой необходимо было сделать мат. «Белые начинаюти дают мат слоном в 4 хода»3. Помимо того, в последующих номерахобязательно давался подробный ответ, в ряде случаев с несколькимивариантами решения задач. Также делались перепечатки диаграмм, где1Задача №5 // Шахматный листок. 1859. № 3. С.77.Задача №10 // Шахматный листок. 1859. № 5. С.125.3Задача №1 // Шахматный листок. 1859.
№1. С.23.2198проявлялись «технические ошибки», то белый король был напечатан темногоцвета, то происходило «случайное» смещение фигуры на соседнюю клетку ит. д. В этом случае печатались обязательные извинения редакции передчитателями.Среди авторов, предоставляющих шахматные головоломки были какпрофессионалы, так и любители из России и зарубежных стран. Интересныйфакт: первые две занимательные задачи, которые были опубликованы,принадлежали не столичным любителям шахмат, а сибирскому шахматистуН. Николаеву из Каинска Томской губернии1.Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: влияниемалых жанровых форм на трансформацию спортивной тематики впериодическихизданияхXIXв.неоценимо.Посвоейструктуреинформационные сообщения, реклама, игровые задания представляют, напервый взгляд, краткий, простой для восприятия медиатекст, в которомприсутствует отражение действительности происходящего (в нашем случаеразвитие спорта как сферы деятельности в исследуемый период времени).Тем не менее, каждая такая информация балансирует на грани объективногоисубъективного.Объективностьвыражаетсявдостоверностипредоставляемого факта.
Субъективность выражена в оценке со стороныавторажурналистскоготекстасостоявшегосясобытия(известия),продвижения будущего действия (реклама) или совершающегося деяния(игровые задания).2.3. Спортивный медиатекст:прагматический потенциал развитияв столичной и провинциальной печатиКрупные медиатексты, так же как и малые, обладают определеннымихарактеристиками.
В специализированных текстах, особенно объемных,1Ныне город Куйбышев Новосибирской области.199существенную роль в формировании и развитии (продвижении) играетпрагматический потенциал. По мнению профессора В. Н. Комиссарова, он«является результатом выбора Источником содержания сообщения и способаего языкового выражения. В соответствии со своим коммуникативнымнамерением источник отбирает для передачи информации языковыеединицы, обладающие необходимым значением, как предметно-логическим,так и коннотативным, и организует их в высказывании таким образом, чтобыустановить между ними необходимые смысловые связи»1. В нашем случаесмысловым значением является спортивный дискурс.Определяя место спортивной темы в системе медиапубликаций XIX в.,необходимо учитывать характерную им «двойственную» природу.
В тотпериод журналистские жанры находились на стыке документальности(журналистики) и художественности (литературы). Практически любойкрупный текст, опубликованный в том или ином печатном издании, обладалсвоеобразнымихарактернымипризнаками.Особенновыделялисьдокументальные тексты (крупные заметки, очерки, письма, рассказы, статьии т. д.), в которых раскрывались перипетии происходящей жизни в столицахи в провинции России, а также за рубежом.
Несмотря на то что этипубликации были непосредственно связаны с раскрытием «живого фактажа».Хотя приведенные в них сведения, далеко не всегда отличались точностью впредставлении происходящего. В ряде случаев шло приукрашивание событияавтором текста. Это во многом объяснялось тем, что в те годы наблюдалосьогромное влияние литературы на принципы выстраивания журналистскоготекста. Однако публикации о спорте стали одними из первых, в которых всеже преобладал рассказ о действительности.Изучениеавторомдиссертациисодержательногокомплексапериодических изданий первой половины XIX в. показало, что динамикаопубликования материалов о спорте в московских и санкт-петербургских1Комиссаров В.
Н. Теория перевода (лингвистические аспекты). М. 1990. С.209.200газетах и журналах в те годы была нестабильной, особенно в первые тридесятилетия (см. диагр. 1).Диаграмма 1.Динамика роста числа спортивных публикацийв столичных периодических изданиях(Москва, Санкт-Петербург) в 1800–1850 гг.В 1800-е гг. в столичной прессе появились первые немногочисленныепубликации, разнообразные по тематике, от об общих размышлений ополезности физических упражнений, о технических видах спорта (в первуюочередьовоздухоплавании)допредставленияигр(подвижныхинастольных), а также информации о спортивных закладах.
В частности, вжурнале «Патриот» (1804) были напечатаны крупные статьи зарубежныхавторов: Сосерот «О физическом воспитании детей» (Т.1); Эджеворт «Одетских играх» (Т.1); Жанлис «Гимнастика» (Т.4).В 1810-е гг. тексты о спортивной деятельности стали и вовсеединичными. Сведения о спорте вновь стали передаваться фрагментарнымспособом, который описан выше. Одной из причин ослабления интересажурналистов к «гимнастическим» забавам стала Отечественная война 1812 г.Содержание изданий было наполнено информацией о военных действиях исообщениях о судьбе Наполеона Бонапарта, об экономической обстановке.
И201только в 1819 г. спортивная тематика вновь возвращается на страницы газети журналов. В 1820-е гг. в отечественной прессе происходит резкоеувеличение количества медиатекстов о спорте благодаря не толькораспространению разных видов спорта, но и выпуску специализированныхизданий («Еженедельник для охотников до лошадей» (М., 1823); «Запискидля охотников до лошадей» (М., 1826) «Журнал Лебедянского СкаковогоОбщества» (М., 1828)); а также благодаря выходу в свет ряда изданий,которые,несмотрянасвоюинуюпрофильнуюориентированность,постоянно печатали материалы о спортивной деятельности. В Москве такимстал «Дамский журнал» (вышедший в 1823 г.), в Санкт-Петербурге –общественно-политическая газета «Северная пчела» (появившаяся в 1825 г.).В 1830–1840-е гг.