Диссертация (1145042), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Кастельсаможет быть отнесено к ряду концептов, обозначающих современный этапразвития постиндустриального общества, таких как «информационное82Castels M. The End of the Millennium, The Information Age: Economy, Society and Culture. Cambridge, MA;Oxford, 1998.Castels M. The Rise of Network Society. Cambridge, MA; Oxford, 1996.Castels M. The Power of Identity, The Information Age: Economy, Society and Culture Cambridge, MA; Oxford,UK: Blackwell, 1997.83Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество: аналитическое исследование // Мир России.
2000. №1. С.28–30.84Там же. С. 29.31общество», «общество знания» и пр. Поэтому закономерно, что в качествесвоих главных теоретических ориентиров Кастельс называет работы двухизвестных исследователей постиндустриализма Д. Белла и А. Турена.Несмотря на существенные различия в исследовательских подходах инаправленности научных интересов этих авторов, Кастельсу удалось вполнегармонично соединить основные концептуальные положения их разработок.Сам он формулирует эти ключевые положения следующим образом: «вусловиях информационального общества…1) источник производительностии роста находится в знании, распространяемом на все области экономическойдеятельности через обработку информации; 2) экономическая деятельностьсмещается от производства товаров к предоставлению услуг; 3) в новойэкономике будет расти значение профессий, связанных с высокойнасыщенностью их представителей информацией и знаниями»85.Однако Кастельс проводит четкую дифференциацию традиционногоконцепта «информационное общество» и предложенного им понятия«информациональное общество» (по сути, синонима сетевого общества),обозначая тем самым собственный ракурс рассмотрения современного этапаразвития постиндустриального общества.
Остановимся на этом различенииболее подробно.Прежде всего, следует уточнить предпосылки появления и содержаниеконцепта «информационное общество». Этот термин был введен в научныйоборот достаточно давно. В 1969 г. профессор Токийского университета Ю.Хаяши использовал его для обозначения перспективного состояния развитияяпонского общества в представленных правительству Японии отчетах«Контуры политики содействия информатизации японского общества» и«Японское информационное общество: темы и подходы».
По сути, речь шлао новом этапе постиндустриализма, характеризующемся, прежде всего,85Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред.О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 201.32всемернымраспространениеминформационныхтехнологий,компьютеризацией и информатизацией различных сфер общественнойжизни. Известный американский исследователь проблем информационногообщества У. Мартин прямо определил информационное общество «какразвитое постиндустриальное общество … общество, в котором качествожизни, так же как и перспективы социальных изменений и экономическогоразвития,ввозрастающейстепенизависятотинформациииееэксплуатации»86.
Собственно, и классик постиндустриализма Д. Белл, хотя иотстаивалбольшуюуместностьвыдвинутогоимжеопределениясовременного общества как постиндустриального, отмечал исключительноезначение новых видов коммуникаций и информации: «В наступающемстолетии решающее значение для экономической и социальной жизни, дляспособов производства знания, а также для характера трудовой деятельностичеловека приобретает становление нового уклада, основывающегося нателекоммуникациях.
Революция в организации и обработке информации изнаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертываетсяодновременно со становлением постиндустриального общества»87.Таким образом, изначально концепция информационного обществасталаследствиемраспространенияипоследующегодоминированиятехнократической идеологии, подчиняющей наличествующее состояние иразвитие социальной, культурной и политической сфер динамике научнотехнического прогресса и глобальной технологической конкуренции. Важноотметить, как быстро эта концепциянашла живой отклик политическойэлиты многих западных государств.С начала 1990-х годов информатизация, развитие новых технологийкоммуникации86подобщимлозунгомпостроенияполноценногоМартин У.
Дж. Информационное общество (реферат) // Теория и практика общественно-научнойинформации. Ежеквартальник / АН СССР ИНИОН. М., 1990. №3. С. 115.87Цит. по: Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия,перспективы. М.: Логос, 2000. С. 28.33информационного общества стали важной частью политической программыадминистрации президента США Б. Клинтона. К середине 1990-х годовпроблемами становления информационного общества активно занялисьразличныеадминистративныеинстанцииЕвропейскогоСоюза.Дляпродвижения этих идей на общеевропейском уровне была специальносоздана экспертная группа по информационному обществу под руководствомкомиссараподелампромышленности,информационныхителекоммуникационных технологий ЕС М.
Бангеманна, подготовившая в1994 г. известный доклад «Европа и глобальное информационное общество».Апофеозом политизации данного концепта стало решение генеральнойАссамблеиООН,провозгласившее17маяМеждународнымднеминформационного общества.Однако,параллельнософициальнымпризнаниемтеряласьэвристическая ценность данного концепта. Многие утрачивали к немуинтерес, не видя дальнейшего развертывания понятия «информационноеобщество» в нечто большее, чем констатация высочайших за всю историючеловечестватемповразвитиятехнологий(преждевсеготелекоммуникационных) и доминирования информации как продукта обменана всех рынках. Разворот к анализу социальных и культурных особенностейсовременного этапа постиндустриализма, возвращение к человеку иорганизуемым им сообществам,как центру исследовательского интересапривели к возникновению целого ряда понятий, переопределяющихинформационноеобщество.Этоконцепты:Кроуфорд),«посткапиталистического»«общества(Р.знания»(Р.Дарендорф),«постпредпринимательского» (П.
Дракер), «пострыночного» (Т. Бернс),«постэкономического» (В. Иноземцев) общества.Кастельсобъясняетсвоюнеудовлетворенностьпонятием«информационное общество» и необходимость использования новогоконцепта «информациональное общество» следующим образом: «Термин34“информационное общество” подчеркивает роль информации в обществе. Ноя утверждаю, что информация в самом широком смысле, т.
е. как передачазнаний, имела критическую важность во всех обществах, включаясредневековую Европу, которая была культурно структурирована и внекоторой степени объединена вокруг схоластики ... В противоположностьэтому, термин “информациональное” указывает на атрибут специфическойформысоциальнойорганизации,вкоторойблагодаряновымтехнологическим условиям, возникающим в данный исторический период,генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальнымиисточникамипроизводительностиивласти»88.Используятермин«информациональное общество», Кастельс не останавливается, как многиедругие авторы, только на определении текущего состояния современногообщества, а трактует информационализм как «новый способ развития»общества, соответствующий принципиально новой социальной структуре,построенной на основе «сетевой логики».
В этом новом способеобщественного развития, в отличие от аграрного и индустриального,«источник производительности заключается в технологии генерированиязнаний, обработки информации и символической коммуникации. Разумеется,знания и информация являются критически важными элементами во всехспособах развития, так как процесс производства всегда основан нанекоторомуровнеспецифическимвоздействиедлязнаниязнанийинаобработкеинформациональногонасамознаниеинформации.способакакразвитияглавныйОднакоявляетсяисточникпроизводительности.
Обработка информации сосредоточена на технологииулучшения обработки информации как источника производительности, в"добродетельном круге" взаимодействия между знаниями как источниками88Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред.О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 24.35технологии и применением технологии для улучшения генерирования знанийи обработки информации»89.Таким образом, речь идет о новом типе общества, развивающемся поособымпринципам,«структурированнымиисторическидетерминированным в отношениях производства, опыта и власти»90.Кастельс не раз делает акцент на важности структурно детерминированныхпринциповфункционирования,экономическийростиопределяямаксимизациювкачествевыпускатаковых:продукциидляиндустриального общества и, соответственно, технологическое развитие, т.
е.«накопление знаний и более высокие уровни сложности в обработкеинформации» для информационального91.Рассмотрим, какие ключевые характеристики сетевого обществаопределяют исключительное значение производства и распространениенового знания и инноваций.Во-первых, в основе сетевого общества лежит, если пользоватьсямарксистской терминологией, принципиально иной экономический базис,для обозначения которого Кастельс использует специальный термин«глобальная информациональная экономика»: «Информациональная - так какпроизводительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этойэкономике (будь то фирма, регион или нация) зависят в первую очередь от ихспособности генерировать, обрабатывать и эффективно использоватьинформацию, основанную на знаниях.