Автореферат (1139368), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть реализованы в научно-исследовательской работе при последующей разработке данной проблемы. Кроме того, положения диссертационного исследования могут быть развиты в монографиях и научных статьях, внедрены в учебный процесс при разработке учебных пособий и в процессе преподавания курсов уголовного и информационного права в высших и средних профессиональных учебных заведениях, а также в практической деятельности правоохранительных органов по применению норм об уголовной ответственности за противоправные посягательства на профессиональную тайну.
Апробация результатов диссертационного исследования осуществлена посредством участия диссертанта в научно-практических конференциях, семинарах, «круглых столах», а также посредством публикации 12 научных статей общим объемом 6,05 п. л.
Основные положения и выводы диссертации внедрены в учебный процесс факультета права Нижегородского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень научной разработанности проблемы, указывается цель и формулируются задачи, определяются объект и предмет исследования, методологическая, теоретическая, правовая и эмпирическая основа, научная новизна исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, раскрывается структура работы, приводятся сведения об апробации результатов исследования.
Первая глава «Профессиональная тайна как объект уголовно-правовой охраны» является концептуальной основой дальнейшей разработки исследуемой проблемы и посвящается рассмотрению четырех групп вопросов, изложенных в отдельных параграфах.
Первый параграф «Общее понятие и значение профессиональной тайны как объекта уголовно-правовой охраны» касается вопросов содержания данного вида информации с ограниченным доступом, его уголовно-правовой охраны.
В настоящее время институт правовой охраны профессиональной тайны является наименее разработанным.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит четкого определения профессиональной тайны. Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» закрепляет указанное понятие следующим образом: «Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации». Однако представленная законодательная дефиниция не отражает в достаточной степени всех признаков исследуемой правовой категории. Для полного уяснения сущности рассматриваемого явления автором предпринята попытка дать понятие профессиональной тайны как объекта уголовно-правовой охраны: «Профессиональная тайна – это охраняемый законом блок конфиденциальной информации, известной или доверенной узкому кругу субъектов в силу исполнения ими своих профессиональных обязанностей, неправомерное разглашение которой причиняет вред правам и интересам собственника информации».
В соответствии с анализом норм действующего законодательства в области регулирования вопросов, связанных с осуществлением режима защиты профессиональной тайны, диссертант делает вывод, что: первым признаком отбора информации для отнесения к этому виду тайны выступает профессия, в силу которой лицу доверяется или становится известной конфиденциальная информация; второй признак профессиональной тайны – конфиденциальная информация, как правило, затрагивает частную жизнь ее владельца; третий признак – лицо, которому в силу его профессии была доверена такая информация, обязано по закону обеспечить ее сохранность как профессиональную тайну под страхом наступления ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Современный российский законодатель не выработал единого подхода к определению и защите личных тайн граждан, доверенных представителям каких-либо профессий в связи с осуществлением их профессиональной деятельности. Конечно, ни в коем случае нельзя говорить об уравнивании всех видов доверенных тайн, ведь каждая из них имеет свои индивидуальные черты. В их основе лежат различные отрасли права и жизнедеятельности человека. Но необходимо установить отправные позиции: вычленить их общие начала, ранжировать по степени значимости. А затем использовать полученные результаты для разработки механизмов защиты этих видов информации.
На сегодняшний день в уголовном законодательстве Российской Федерации установлена ответственность за нарушение прежде всего таких личных и семейных тайн, в отношении которых существует установленный в ином законодательстве (помимо уголовного) запрет на их собирание, разглашение или использование вопреки интересам лиц, обладающих правами на эти тайны.
Что касается других видов профессиональных тайн, то ответственность за их нарушение наступает лишь в случае, когда противоправное предание огласке конфиденциальной информации является формой совершения другого преступления.
К числу отрицательных сторон действующего механизма уголовно-правового обеспечения соблюдения профессиональной тайны автор относит отсутствие единообразного подхода к закреплению в нормах уголовного закона признаков конкретных составов нарушения конфиденциальности соответствующих сведений и определению мер государственного принуждения в отношении разгласивших профессиональную тайну лиц.
Во втором параграфе «Развитие российского уголовного законодательства об охране профессиональной тайны» рассмотрен исторический генезис уголовно-правовых норм в сфере охраны профессиональной тайны.
Отечественное законодательство об охране профессиональной тайны ведет свою историю с середины XIX века, когда впервые в нормах Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1945 года, Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, была установлена уголовная ответственность за нарушение режима конфиденциальности данного вида информации.
Последующий этап развития дореволюционного российского законодательства характеризуется расширением и детализацией с технико-юридической точки зрения норм об уголовной ответственности за нарушение профессиональной тайны. Принятое в 1903 году Уголовное уложение должно было заменить прежние уголовные законы. К сожалению, оно так и не вступило в силу в полном объеме на всей территории Российской империи, хотя все-таки внесло ряд существенных изменений в правовое регулирование ответственности за нарушение профессиональной тайны. В частности, реформирование уголовного законодательства определило появление квалифицированных составов нарушения профессиональной тайны, которые, по замыслу законодателя, должны были способствовать более широкой дифференциации уголовной ответственности за совершение данного общественно опасного деяния.
Советское законодательство характеризуется особенностями механизма уголовно-правовой охраны в отношении лишь отдельных видов конфиденциальной информации. Одним из следствий установления в нашей стране социалистического правопорядка стало то, что нормы о защите сведений, известных определенным категориям лиц в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, на несколько десятилетий оказались исключенными из уголовных законов. В последующем процесс дальнейшего совершенствования законодательства об охране профессиональной тайны характеризуется включением в 1960–1962 годах в новые уголовные кодексы союзных республик, в том числе в УК РСФСР 1960 года, норм, предусматривавших уголовную ответственность за нарушение тайны корреспонденции. В дальнейшем УК РСФСР пополнился еще тремя статьями, каравшими нарушение тайны усыновления (ст. 124), воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, в том числе в форме принуждения их к распространению информации (ст. 140), и разглашение сведений, составляющих врачебную тайну (ст. 1281). Эти нормы с некоторыми изменениями нашли отражение и в ныне действующем Уголовном кодексе РФ.
В третьем параграфе «Профессиональная тайна в системе тайн, охраняемых уголовным законодательством» исследуются проблемы, связанные с определением природы профессиональной тайны как предмета уголовно-правовой охраны, а также признаков, присущих данной категории и отличающих ее от иных видов информации ограниченного доступа.
В настоящее время вопросы регулирования механизма охраны конфиденциальной информации получили свое закрепление в достаточно большом массиве правовых документов. Действующее российское законодательство в данной сфере содержит порядка пятидесяти нормативных актов различных уровней, которые в большинстве своем носят отраслевой и ведомственный характер. Тем не менее процесс дальнейшего развития экономических и информационных отношений вызывает острую необходимость инкорпорации законодательных и подзаконных нормативных актов, регулирующих вопросы защиты конфиденциальной информации.
Автором проанализированы различные точки зрения ученых правоведов по поводу содержания понятия тайны.
В работе аргументируется вывод о том, что понятие «конфиденциальная информация» по своему содержанию шире понятия тайны, поскольку включает не только секретную, но и доверительную информацию.
Диссертантом рассматриваются специфические признаки, характеризующие содержание конфиденциальной информации, с учетом которых предлагается следующее определение рассматриваемой категории. Конфиденциальная информация – это различные категории сведений (сообщений, данных) с ограниченным доступом, независимо от формы их представления, в отношении которых установлены особые правовые режимы использования и защиты, в целях недопущения их передачи третьим лицам без согласия обладателя.
Для уголовного законодательства как при квалификации конкретных преступлений, так и при отграничении смежных составов преступлений друг от друга немаловажное значение имеет вопрос классификации сведений, составляющих тайну. Выделяются следующие виды информации с ограниченным доступом:
1) тайна частной жизни – это личная и семейная; тайна переписки; тайна телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; тайна почтовых отправлений; тайна исповеди; тайна голосования; персональные данные;
2) профессиональная тайна – это банковская тайна; врачебная тайна; адвокатская тайна; нотариальная тайна; журналистская тайна; редакционная тайна; тайна совещательной комнаты; тайна страхования; секреты мастерства; налоговая тайна; сведения о мерах безопасности судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов; служебная информация о рынке ценных бумаг; геологическая информация о недрах;
3) коммерческая тайна – это конфиденциальные данные и сведения, имеющие коммерческую ценность; ноу-хау;
4) государственные секреты – это служебная тайна, государственная тайна.
Конфиденциальная информация, не меняя своего фактического содержания, может относиться к различным категориям сведений с ограниченным доступом, в отношении которых установлены особые правовые режимы использования и защиты информации.
Отмечается, что, в отличие от установленного порядка отнесения информации к конфиденциальной, вопрос о ее защите может решаться непосредственно собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании закона. Под защитой информации в данном случае понимается установление порядка предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур, обеспечивающих условия доступа пользователей к информации.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что действующее законодательство характеризуется отсутствием комплексного подхода к вопросам правовой охраны профессиональной тайны (что предполагает принятие специального Федерального закона о профессиональной тайне). Современное состояние научной разработанности проблемы уголовно-правовой охраны профессиональной тайны позволяет говорить о том, что в юридической литературе крайне редко встречаются публикации, в которых проводится анализ института профессиональной тайны в целом, а не отдельных ее видов (главным образом, врачебной, адвокатской и нотариальной). Однако какое бы видение категории «профессиональная тайна» не имело места, нельзя отрицать, что в целом данный социально-правовой институт характеризуется исключительно ему присущими признаками.
В четвертом параграфе «Законодательство зарубежных стран, предусматривающее уголовную ответственность за нарушение профессиональной тайны» анализируется, каким образом устанавливается уголовная ответственность за нарушение профессиональной тайны в иностранном законодательстве, рассматривается целесообразность использования зарубежного опыта при возможном изменении российского уголовного закона.
В целях выделения отличительных особенностей составов преступлений, состоящих в нарушении профессиональной тайны, сравнения с российским уголовным законодательством проанализированы статьи уголовных кодексов стран ближнего зарубежья, а также уголовные кодексы Франции, Германии, Японии, Италии и др.