Автореферат (1138554), страница 5
Текст из файла (страница 5)
В то же время, всплеск территориальной неоднородности рождаемости носил кратковременный характер (максимум былдостигнут в 1993 г.). В дальнейшем наблюдалась тенденция к снижению коэффициента вариации. Гистограмма распределения регионов по величине сум-7Захаров С.В., Иванова Е.И. Региональная дифференциация рождаемости в России: 1959-1994.//Проблемы прогнозирования. 1996. №4. С.115; Население России 2001. Девятый ежегодный демографический доклад ЦДЭЧ ИНП РАН.
М., 2002. С.48-49.21марного коэффициента рождаемости в 2007 г. (см. рис.3) характеризуется существенно меньшим разбросом значений, чем гистограмма для 1990 г., что означает уменьшение региональных различий.При относительной социально-экономической и политической стабильности и, следовательно, плавном течении демографической эволюцииможно ожидать постепенное уменьшение неоднородности регионов до некоторого предельного уровня.Для разработки региональных сценариев рождаемости с использованиемиерархического кластерного анализа в диссертационной работе было выделено5 типологических групп территорий на основе определения специфическихтрендов в изменении уровня рождаемости и среднего возраста материнства запоследние двадцать лет.
Следует отметить, что выделенные типологическиегруппы не имеют четкой географической привязки. Во многих сибирских идальневосточных регионах динамика рождаемости в последнее десятилетиескладывалась так же, как и в центрально-европейских регионах России.СмертностьНесмотря на невысокий коэффициент вариации показателя продолжительности жизни населения в российских регионах, который свидетельствует о достаточно однородном характере смертности, сохраняются существенные различия вабсолютных значениях этого показателя.
В 2007 г. территориальный разброс показателей составлял более 15 лет. Это значительные резервы сокращения демографических потерь на территориях с наиболее низкой продолжительностью жизни населения.Кроме того, анализ региональных различий смертности за два последнихдесятилетия, за которые страна пережила этапы как стремительного снижения,так и столь же резкого роста смертности, свидетельствует, что периоды сокращения смертности сопровождаются уменьшением территориальных различий,тогда как периоды роста – расширением разброса.
Концепция демографическойполитики Российской Федерации на период до 2025 года показывает, что встране сформулирован государственный социальный заказ на улучшение здоровья населения и сокращение смертности. В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» начали реализовываться конкретные шаги в сферездравоохранения. Поэтому можно предположить, что будет происходить постепенное снижение региональных различий.Проведенный кластерный анализ показателя ожидаемой продолжительностижизни при рождении за последние двадцать лет позволил выделить 4 устойчивыегруппы территорий, различающиеся по масштабам смертности, а, следовательно,22по возрастным и нозологическим приоритетам ее снижения. Наиболее благополучными по продолжительности жизни населения (23 субъекта Российской Федерации) являются южные территории Центрального федерального округа, Москва,часть Поволжья и практически все регионы, входящие в Южный федеральный округ.
Центральная Россия (исключая южные области и Москву) и большая частьПоволжья образуют группу территорий с несколько худшими показателями средней продолжительности жизни (15 субъектов Российской Федерации), которые,тем не менее, все же превышают общероссийский уровень, как для мужчин, так идля женщин. Следующая группа территорий определяет общероссийский уровеньсмертности (23 субъекта Российской Федерации).
Это северные регионы Центрального федерального округа, часть областей Северо-запада, а также Урал. Наконец, худшая по продолжительности жизни населения группа (21 субъект Российской Федерации) включает большинство регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов и часть территорий европейского Севера. Отдельную группу образует Республика Тыва с наиболее низкими показателями продолжительности жизни, которые не имеют аналогов в России.МиграцияПрогноз миграции должен опираться, во-первых, на устойчивые долговременные тенденции межрегиональных миграций; во-вторых, на прогноз естественного прироста трудоспособных контингентов по России в целом и ее регионам; в-третьих, на предполагаемые изменения миграционных трендов в условиях различных объемов иммиграции в Россию.Устойчивыми тенденциями территориального перераспределения населения России являются:• доминирование западного вектора движения, который обозначился уже в60-е годы прошлого века;• притягательность Московской агломерации;• продолжающийся процесс урбанизации.С 2006 года в большинстве субъектов Российской Федерации началосьснижение численности населения трудоспособного возраста, в который началивходить малочисленные поколения 1990-х годов рождения.
Масштабы этойубыли будут увеличиваться, что нельзя не учитывать при прогнозе миграции,так как недостаток рабочей силы на рынке труда однозначно потребует активизации миграционной политики на национальном и региональном уровнях.4. Демографические перспективы РоссииДля Российской Федерации в целом в диссертационной работе выполнен23долгосрочный демографический прогноз (до 2050 г.). Его результаты отличаются от расчетов, сделанных Отделом народонаселения ООН для России. 8 Основанный на разработанных в диссертационном исследовании методологических рекомендациях по определению прогнозных сценариев демографическихпроцессов прогноз численности населения России не столь пессимистичен.Согласно среднему варианту построенного прогноза численность населения России к концу 2050 г. уменьшится на 8,9% и составит 129,4 млн. человек(по прогнозу ООН - 107,8 млн.чел.).
Если же ситуация будет развиваться в соответствии с низким вариантом, то снижение численности составит 33%, и к2050г. в России будет практически такая же численность населения, как в первой четверти XX столетия (95,8 млн. человек) 9 . Высокий вариант прогноза, какоптимистический, предполагает рост численности населения, начиная с 2012года. Согласно этому варианту, разработанному с учетом достижения целей,заявленных в Концепции демографической политики Российской Федерации напериод до 2025 года, численность населения России к середине XXI века составит 145,1 млн.человек.Поскольку вероятность демографического развития России в соответствии с низким и высоким вариантами прогноза достаточно невысока (в терминахстохастического прогнозирования не превышает 5%), можно сделать следующие выводы, основываясь на среднем варианте.Депопуляция населения России в первой половине текущего столетияпродолжится.Несмотря на меры демографической политики, направленные на стимулирование рождаемости, она не достигнет уровня, обеспечивающего простоевоспроизводство населения.
Это обусловлено тем, что низкий уровень рождаемости, сложившийся в настоящее время в России, в основном связан с установившимися нормами репродуктивного поведения индустриального и постиндустриального общества.Кроме того, с 2010 года начнется снижение численности женщин в возрастах наибольшей плодовитости (20-29 лет). В ближайшие 15 лет их численность сократится на 40%, что приведет к резкому падению числа родившихся.Смертность населения России, несмотря на прогнозируемое снижение ееуровня, в ближайшие десятилетия будет оставаться выше среднеевропейской.Состояние здоровья уже родившихся поколений и негативное влияние пове89World Population Prospects.
The 2006 Revision, UN, Population DivisionНаселение России за 100 лет // Госкомстат России, 199824денческих факторов не дают оснований для слишком оптимистических прогнозов.Можно ожидать положительного сальдо миграции в течение всего прогнозного периода, однако оно не компенсирует естественную убыль населения.Основанием для такого прогноза являются: уменьшение миграционного потенциала стран СНГ в течение ближайших 10-15 лет, конкуренция за квалифицированную иностранную рабочую силу с развитыми странами Европы и Северной Америки, трудности в социальной адаптации мигрантов из стран так называемого «дальнего зарубежья» и т.д.На фоне снижения численности населения России усилится процесс егодемографического старения (см. рис.4).
Эта динамика уже заложена в возрастной структуре населения. Активизация миграционной политики может несколько затормозить этот процесс, так как средний возраст мигрантов, как правило, ниже, чем коренного населения. Однако мигранты так же подверженыпроцессу старения и, если они принимают уровень рождаемости коренного населения, в перспективе они будут являться причиной увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население лицами старших возрастных групп.Независимо от варианта прогноза на каждого россиянина в трудоспособномвозрасте к середине XXI века будет приходиться один нетрудоспособный.Мужчины2007 г.2050 г.15001000500в озраст , лет1009590858075706560555045403530252015105000т ыс. челов екЖенщины50010001500Рис. 4. Возрастно-половая структура населения России на конец 2007 и 2050 гг.Региональный, увязанный с данными по России в целом, прогноз выполнен на среднесрочную перспективу (см.
рис.5).2540 00035 000тыс.чел.30 00025 00020 00015 00010 0005 0000ЦФОСЗФОЮФО2008 г.ПФОУФОСФОДФО2026 г.Рис. 5. Прогноз численности населения федеральных округов (средний вариант)Естественная убыль населения, продолжение центростремительных тенденций в межрегиональной миграции приведет к снижению численности населения в Дальневосточном федеральном округе на 8,4%, Приволжском – 7,3%,Сибирском – 6,3%. В Южном федеральном округе прирост населения за прогнозный период составит 518 тыс.человек, или 2,3%.На уровне муниципальных образований был выполнен прогноз на примере Московской области.Таким образом, на фактических данных была апробирована разработанная в ходе диссертационного исследования система взаимоувязанных прогнозных демографических расчетов на национальном, региональном и субрегиональном уровнях.26Список основных работ по теме диссертацииРаботы, опубликованные автором в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:1.
Никитина С.Ю., Щербов С.Я. Вероятностный прогноз численности населения России// Вопросы статистики – 2007. № 7. 0,4 п.л. (лично автора – 0,2 п.л.).2. Никитина С.Ю., Козеева Г.М. Совершенствование статистики смертности оталкоголизма // Вопросы статистики – 2006. № 11. 0,3 п.л. (лично автора – 0,2п.л.).3. Архангельский В.Н., Антонова О.И., Никитина С.Ю.
Основные результатыпилотного обследования «Семья и рождаемость» // Вопросы статистики - 2006.№ 10. 0,4 п.л. (лично автора – 0,1 п.л.).4. Антонова О.И., Никитина С.Ю. О демографическом старении населения Российской Федерации // Вопросы статистики - 2005. № 11. 0,5 п.л. (лично автор –0,4 п.л.).5. Никитина С.Ю. О возможных путях демографического развития России впервой половине XXI века // Вопросы статистики – 2002. № 3. 1 п.л.6.