Диссертация (1137996), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Например, в Швеции разрыв в трудовыхдоходах между работниками двух групп сокращается через 30 лет всего на 5-10%[Eliasson, 2013]. В Португалии, разница в трудовых доходах между работникамииностранного происхождения и местными работниками сокращается на 25% после 10 лет пребывания работников в стране [Damas de Matos, 2012].Результаты исследований сближения трудовых доходов местных работников и работников иностранного происхождения в зависимости от их периода переезда, выполненные на российских данных, автору не известны.
Однако интереск этой тематике постоянно растёт, поскольку поток внешней рабочей силы в Россию из других стран увеличивается. Анализ дифференциации трудовых доходовмежду работниками иностранного происхождения и местными работниками имеет значение для характеристики интеграции работников иностранного происхождения на российском рынке труда [Rendall, Salt, 2008].
В данном диссертационном исследовании, автором восполняются указанные пробелы и проводится анализ дифференциации трудовых доходов работников иностранного происхожденияи местных работников на российском рынке труда.Этничность работников иностранного происхождения и дифференциациятрудовых доходовОценке разрыва трудовых доходов между работниками иностранного происхождения различной этнической принадлежности и местными работниками по-36священо большое количество работ, выполненных, в основном, на данных Европейских стран [Lehmer, Ludsteck, 2011; Elliot and Lindley, 2008]. Некоторые исследователи указывают на то, что различия в трудовых доходах возникают по этническому признаку [Zorlu, 2013] или в результате комбинации гражданства и этничности [Catanzarite, 2000; Wright, Ellis, 2000].Работники из определённых этнических групп, длительно проживающие встране, и даже получившие её гражданство, не всегда разделяют её традиции,ценности и др.
Они с трудом интегрируются в социальное и экономическое пространство страны и не всегда становятся такими же членами общества, как этнически коренное население, что отражается на их трудовых доходах [Lazear, 1999;Zorlu, 2013].Сдерживание интеграции работников различных этнических групп на рынке труда происходит по разным причинам. Во-первых, лица определённой этнической группы могут искать работу через социальные или этнические сети, чтоприводит к их занятости в определенных отраслях экономики, и может негативноотражаться на уровне трудовых доходов [Portes, Jensen, 1989; Borjas, 2000; Baueret al., 2000; Edin et al. 2003; Damm, 2009].Во-вторых, на разрыв в трудовых доходах между работниками иностранного происхождения и местными работниками может оказывать влияние расстояниемежду страной-донором и страной-реципиентом.
Например, при переезде в соседнюю страну, где говорят на языке той же группы, образовательная система мало отличается, а местные работники и работники иностранного происхожденияпроисходят из близких этнических групп, издержки интеграции для работниковиностранного происхождения будут относительно низкими, а отдача от их человеческого капитала относительно высокой [Eckstein, Weiss, 2004]. Если же работники иностранного происхождения не имеют с местным населением практически37никаких культурных и языковых различий, то дифференциация трудовых доходовмежду ними и местными работниками может быть минимальной или вовсе отсутствовать [Zorlu, 2013].В-третьих, работники определённых этнических групп могут быть в среднем менее квалифицированы или обладать более низким качеством человеческогокапитала.
И это будет приводить к низкому уровню их трудовых доходов [Borjas,1994]. Например, работники двух групп могут получить разное по качеству образование. В этом случае даже при одинаковом количестве лет обучения, их трудовые доходы могут существенно различаться [Borjas, 2007].В-четвертых, работники иностранного происхождения одной этническойгруппы могут иметь трудовые доходы ниже, чем работники других этническихгрупп из-за дискриминации на рынке труда. Например, работодатель может бытьубежден, что представители определённой этнической группы менее производительны, чем представители других этнических групп. В этом случае он можетпредлагать им заработную плату ниже уровня их производительности [Bailey,Waldinger, 1991; Hansen et.
all., 2010]. Работодатель может также не нанимать работников иностранного происхождения определенных этнических групп в силуличных предпочтений, что приведет к сегрегации рабочих мест данной группы, и,следовательно, может стать причинойнизкого уровня их трудовых доходов[Kaas, Manger, 2010].Эмпирические исследования показывают, что этничность работников иностранного происхождения влияет на разрыв в трудовых доходах между ними иместными работниками (табл. 4П, приложение). Например, в Германии разрыв втрудовых доходах между местными работниками и работниками иностранногопроисхождения из Испании составляет 8% в пользу местных работников, а работ-38ники иностранного происхождения из Польши имеют трудовой доход на 44% ниже, чем местные работники [Lehmer, Ludsteck, 2010].В Великобритании «белые» работники иностранного происхождения имеюттрудовой доход на 9.2% выше, чем местные работники, а «не-белые» работникииностранного происхождения проигрывают на 16.2% в трудовых доходах местным работниками [Elliot, Lindley, 2008].
Объясняются такие различия, главнымобразом, тем, что «белые» работники иностранного происхождения в среднем более образованы, чем «не-белые» работники иностранного происхождения.Работники иностранного происхождения на датском рынке труда из разныхстран обладают разным уровнем образования, что сказывается на их трудовыхдоходах [Husted et al., 2000]. Так, более образованные работники иностранногопроисхождения из северных стран (Швеция, Норвегия) имеют трудовые доходына 3% выше, чем местные работники.
А менее образованные работники иностранного происхождения из Турции, Пакистана и Шри-Ланки проигрывают потрудовым доходам местным работникам (на 19%, 22% и 10%, соответственно).В России нет исследований, которые бы показывали на российских данных,различия в размерах и причинах разрыва в трудовых доходах между этническирусскими и этнически нерусскими работниками иностранного происхождения иместными работниками. Эта проблема была исследована в рамках данного диссертационного исследования.Влияние отраслевой сегрегации на дифференциацию трудовых доходовОтдельный блок работ исследований по дифференциации трудовых доходовпосвящен анализу влияния отраслевой и профессиональной сегрегации на разрывв трудовых доходах между работниками иностранного происхождения и местными работниками (табл.
5П, приложение).39Результаты исследований показывают, что отраслевая и профессиональнаясегрегация вносит значимый вклад в дифференциацию трудовых доходов работников иностранного происхождения и местных работников [Neuman и Silber,1996; Mü ller, Ramirez, 2005; Demoussis et al., 2010; Simón et al. 2008].
Например, вГреции отраслевая сегрегация объясняет 43% дифференциации в трудовых доходах между работниками иностранного происхождения и местными работниками[Demoussis et al., 2010], а в Израиле – 70% [Neuman и Silber, 1996].Вклад профессиональной сегрегации в дифференциацию трудовых доходовмежду низкоквалифицированными работниками иностранного происхождения иместными работниками в Швейцарии составляет 37% [Mü ller, Ramirez, 2005].А в Испании совместный вклад отраслевой и профессиональной сегрегациив дифференциацию трудовых доходов между женщинами иностранного происхождения и местными женщинами составляет 61% [Simón et al. 2008].Российские результаты об уровне отраслевой или профессиональной сегрегации работников иностранного происхождения и ее вкладе в дифференциациютрудовых доходов между ними и местными работниками до последнего времениотсутствовали.
Данное диссертационное исследование восполняет образовавшийся пробел, поскольку в нем проводится оценка отраслевой и профессиональнойсегрегации работников иностранного происхождения в России, а также определяется, какая часть неравенства трудовых доходов объясняется неравномерным распределением работников по отраслям экономики.Рассмотренные в данной главе диссертации теоретические концепции, объясняют направления интеграции работников иностранного происхождения нарынке труда.
Они формируют методологию для проведения эмпирического исследования характера интеграции работников иностранного происхождения нароссийском рынке труда.40Обзор эмпирических исследований выявил недостаточное количество иливовсе отсутствие исследований, в которых представлены результаты по интеграции работников иностранного происхождения на российских данных.
В частности, нет исследований на российских данных, в которых представлены результатыотраслевой и профессиональной сегрегации рабочих мест работников иностранного происхождения. Кроме того, отсутствуют исследования, изучающие влияниеэтничности, сегрегации и периода переезда работников иностранного происхождения на величину разрыва в трудовых доходах между ними и местными работниками. Данное диссертационное исследование восполняет указанные пробелы.41Глава 2.Методология анализа интеграции работников иностранногопроисхождения на рынке труда2.1 Статистика о работниках иностранного происхожденияРаботники иностранного происхождения (от англ. foreign-born) не тождественны другим группам работников, которые не родились в России, но заняты нароссийском рынке труда.
В частности, работники иностранного происхожденияотличаются от иностранных работников (foreign workers).Группа работников иностранного происхождения шире по охвату, чемгруппа иностранных работников. Если иностранные работники включают толькоиностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в стране проживания, то работники иностранного происхождения включают, как правило, работников, которые родились за переделами принимающей страны, но более одногогода проживают в стране и с высокой вероятностью имеют гражданство этойстраны.Статистические данные о работниках иностранного происхождения в России очень ограничены. Более доступной является информация об иностранныхработниках. Например, важным источником данных об иностранной рабочей силеявляется «Обследование рабочей силы» 2 (ОРС).
В рамках ОРС ежегодно опрашивается свыше 900 тысяч лиц в возрасте от 15 до 72 лет, среди которых естьиностранные граждане 3 , проживающие в России свыше 1 года [Чудиновских,2016]. Тем не менее, в ОРС нет сведений о стране рождения респондентов, а так-2До 2016 года «Обследование населения по проблемам занятости».3В анкете ОРС содержится вопрос о гражданстве респондента: «являетесь ли Вы гражданином: 1)России; 2) дру-гого государства; 3) имеете гражданство России и другого государства.42же времени их переезда в Россию, что не позволяет использовать их для анализагруппы работников иностранного происхождения на рынке труда.Статистику о работниках иностранного происхождения можно получить изПереписей населения 2002 и 2010 гг.















