Автореферат (1136783), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Доля семей с однимродителем значительно варьируется между странами. Доля таких семей самаянизкая в странах Южной Европы (по данным на 2013 г. 7,3% в Греции, 9,1% вИспании), находится на среднем уровне в странах Западной и ЦентральнойЕвропы (13,4% в Австрии, 17,8% в Германии, 18% во Франции). Высокая долясемей с одним родителем характерна для Великобритании (27,4%) и ряда странВосточной Европы (в Эстонии 20,8%, в Литве – 26,4%, в Латвии – 22%).Одинокие матери преобладают в численности одиноких родителей во всехрассмотренных странах, и их доля в числе одиноких родителей составляет 8085%. Россия не выделяется по масштабам распространенности одинокогоматеринства среди европейских стран, однако, доля одиноких отцов в Россиизначительно меньше.23Впараграфе3.3.наосноведанныхобследованияРиДМиЖанализируются социально-демографические характеристики, экономическоеположение одиноких матерей и их ценностные ориентации в сравнении сматерями,воспитывающимидетейвполнойсемье.Показано,чтораспределение одиноких матерей по возрасту и образованию сходно сраспределением матерей, состоящих в союзе.
Одинокие матери, в отличие отостальных женщин с детьми, чаще проживают совместно с родственниками,среди них больше экономически активных и работающих более 40 часов внеделю.Однако,жилищныеусловия,материальнаяиимущественнаяобеспеченность семей у одиноких матерей хуже. Четверть одиноких матерейимеет устойчивые близкие и интимные отношения с партнером, проживающимотдельно. Одинокие матери демонстрируют более либеральные взгляды насемью и брак, чем матери, у которых есть партнер.В главе 4 «Формирование семей одиноких матерей» проведен анализформированиямонородительскихсемейнаоснованиипанельнойсоставляющей данных трех волн РиДМиЖ. Семьи с одним родителемобразуются в результате рождения ребенка вне брачно-партнерского союза ираспада союза в результате развода, расставания или смерти одного изпартнеров.В параграфе 4.1.
представлены результаты сравнения вероятностейрождения первого ребенка вне брачно-партнерского союза по поколениямженщин. Наибольшая вероятность (20%) родить ребенка вне брачнопартнерскогосоюзасредирассматриваемыхпоколенийженщин–уродившихся в 1930-1939 гг., что связано с тем, что, выйдя на брачный рынок вконце 1940-х- начале 1950-х, женщины из этих поколений могли столкнуться сдефицитом потенциальных партнеров. Для них рождение ребенка вне брачнопартнерского союза могло быть как вынужденным решением, так иединственнойвозможностьюсоздатьсемью.Наименьшаявероятностьрождения вне брачно-партнерского союза характерна для женщин 1940-1969 гг.24рождения, и она равна 12%. Женщины из этих поколений не столкнулись сситуацией дефицита мужчин на брачном рынке, и, кроме того, их вступление впервыйбрачно-партнерскийсоюзчастомоглобытьфорсированобеременностью, и часть первых рождения реализовывались в браке.
Женщиныиз поколений 1970-х годов рождения имеют большие шансы по сравнению спредыдущими тремя поколениями родить первенца вне брачно-партнерскогосоюза. Самые молодые поколения родившихся в 1980-е годы только началисвою матримониальную и репродуктивную биографию, однако по сравнениюсо своими матерями и предыдущим поколением женщин 1970-х гг.,демонстрируют более высокие шансы родить ребенка вне брачно-партнерскогосоюза не только в молодых возрастах, но и в возрастах максимальнойбрачности. Вступление во взрослую жизнь женщин из поколений 1970-х и1980-х гг.
происходило после распада СССР в условиях непрерывнойтрансформации матримониального и репродуктивного поведения. Большая, чемв предыдущих поколениях, доля женщин, родивших ребенка вне брачнопартнерского союза, означает, что на массовом уровне произошел разрывмежду матримониальным и репродуктивным поведением, и ослабилась теснотасвязи между заключением брака и рождением первого ребенка.В параграфе 4.2. анализируется вероятность образования семьи,возглавляемой одинокой матерью, в результате распада брачно-партнерскогосоюза.
Показано, что с каждой брачной когортой вероятность распада семьи до18-летия первенца увеличивается. Однако, союзы, начавшиеся с брака,являются более стабильной формой партнерства, чем сожительства во всехкогортах формирования семьи, и вероятность распада сожительства к 18 годусовместного проживания превышает вероятность распада брака к тому жесроку в 1,5 раза. Доля союзов, прекративших существование к возрасту 5 летдля первого ребенка, увеличилась с 5% в когорте формирования семьи 19451954 гг.
до 20% в когорте 1995-2004 гг., а доля союзов, прекратившихсуществование к 15 годам для первенца - с 16% до 36% в указанных когортах.25В параграфе 4.3. проверяется гипотеза о влиянии опыта проживания вдетстве респондента-женщины в семье с одним родителем на вероятностьрождения у нее ребенка вне брачно-партнерского союза и воспитания ребенкабез партнера. Показано, что женщины, воспитывавшиеся до 15 лет роднымиродителям, и остальные женщины во всех рассматриваемых поколениях имеютравные шансы родить ребенка вне супружеского союза.
Однако, среди женщин,переживших распад семьи в детстве, больше тех, кто имеет личный опытодинокого материнства во всех когортах за исключением когорт 1940-1949 гг. и1980-86 гг. рождения. Это означает, что рождение ребенка вне супружескогосоюза россиянками не связано с пережитым распадом семьи и воспитанием вмонородительской семье, однако, высокая доля одиноких матерей средиженщин, которые когда-либо жили в семье с одним родителем, можетуказывать на то, что пережитый распад родительской семьи оказываетзначительное влияние на стабильность будущей семьи женщины.В главе 5 «Вступление одиноких матерей в новые брачнопартнерскиесоюзы»рассмотренытенденцииизменениявероятностивступления одиноких матерей в брачно-партнерские союзы, факторы,влияющие на формирование одинокими матерями новых брачно-партнерскихсоюзов, и влияние брачно-партнерской биографии женщин на итоговуюрождаемость.В параграфе 5.1.
представлены вероятности вступления одинокой материв новый брачно-партнерский союз до достижения первым ребенком 18 лет взависимости от причины одинокого материнства и года рождения матери.Выявлено, что с каждым поколением матери, родившие ребенка вне брачнопартнерского союза, имеют все больше шансов сформировать полную семью.Доля женщин из этой совокупности родивших вне союза и впоследствиисформировавших новый союз возросла с 22,9% в поколениях 1930-х гг.рождения до 57,5% в поколениях 1970-х гг.
рождения. При этом доля женщин,для которых этот союз является не первым, увеличилась с 1% до 11,5%. Долявдовых женщин, вступивших в новый брачно-партнерский союз, возросла с2631,4% в поколениях 1930-1939 гг. рождения до 50% в поколениях 1970-1979 гг.рождения. Женщины, ставшие одинокими матерями в результате распадасемьи, на протяжении долгого времени имели наиболее высокие шансывступить в новый брачно-партнерский союз. Однако, в поколениях женщин,родившихся в 1960-е и 1970-е гг., вероятности формирования новой семьи уодиноких матерей с разной предшествовавшей брачно-партнерской биографиейсравнялись.
Выравнивание шансов женщин из этих поколений на созданиенового супружеского союза связано с общими изменениями в демографическомповедении (распространение разводов, либерализация общественного мненияотносительно сожительств и рождения ребенка вне брака, так же какраспространение непосредственно самих неформальных супружеских союзов ивнебрачных рождений) ставшими возможными в результате экономических иинституциональных изменений.В параграфе 5.2. представлены результаты регрессионного анализаКокса, целью которого было выявление социально-демографических факторов,влияющих на вступление одинокой матери в новый брачно-партнерский союздо достижения первым ее ребенком 18 лет. На шансы формирования полнойсемьи положительно влияют среднее (включая среднее профессиональное)образование и молодой возраст женщины на момент начала периода одинокогоматеринства.
Отсутствие у одинокой матери опыта совместного проживания вбрачно-партнерском союзе в прошлом отрицательно влияет на вероятностьвступления в брачно-партнерский союз, так же, как и факт ее рождения в маломгороде или поселке городского типа. Систематического влияния на вступлениеодинокой матери в новой брачно-партнерский союз таких факторов как полпервого ребенка, число детей, место жительства, опыт проживания в семье содним родителем в детстве, религиозность и ценностные ориентации невыявлено.Впараграфе5.3.представленырезультатыанализаитоговойрождаемости россиянок с разной брачно-партнерской историей. Показано, чтосреднее число детей, рожденных женщиной, разошедшейся с первым27партнером и повторно вступившей в брачно-партнерский союз, значимо неотличается от среднего числа детей, рожденных женщиной, состоящей внепрерывном брачно-партнерском союзе, и колеблется на уровне 2 ребенка наженщину.