Автореферат (1136725), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Все это является характеристиками именинника, интерпретирующего свой День рождения как «личный праздник». То есть если интерпретация «детский праздник» свидетельствует о процессе формирования системы ситуативных и общих социальных установок, топереход к интерпретации «личный праздник» – о результате этого процесса. Интерпретация Дня рождения как «встречи», необходимым условием которой является выбор именинником значимого коллектива и поддержания своей коллективной идентичности, является свидетельством взаимодействия системы социальных установок и высшего уровня ценностных ориентаций.Второй раздел «Интерпретации Дня рождения со стороны сообщества» даетпредставление о том, как воспринимается «чужой» День рождения. Выделяютсяследующие интерпретации: «родительский день», «поиск компании», «подтверждение дружбы», «повод для встречи», «долг».Празднование детского Дня рождения представляет собой сложный феномен,соединяя в одном праздновании две арены.
С одной стороны, детский праздникоказывает индивидуализирующее влияние на ребенка и играет важную роль вего социализации. С другой – организовывая этот праздник, родители утверждаются в своей роли «родителей» перед гостями. То есть детский праздниквключает субъективацию и объективацию семейного коллектива. Интерпретация«поиск компании» появляется у подростков в старших классах школы, когда ониначинают претендовать на самостоятельную организацию своего праздника иприглашение гостей. Та же интерпретация встречается в студенческие годы. Зачастую в юности год состоит из вереницы празднований одноклассников, однокурсников, приятелей и знакомых.
Особенное значение придается Дням рождения друзей. Подобная социальная активность обусловлена поиском и процессомформирования сообщества, оценка которого рассматривается как значимая. Когда такое сообщество сформировалось, День рождения другого человека воспринимается как «повод для встречи». Эта интерпретация характерна для взрослых информантов и совпадает с подобной трактовкой праздника со стороныименинника.
В том случае, если День рождения собирает представителей сообщества, перед которым человек испытывает определенные обязательства илизависимость, участие в таком праздновании воспринимается как «долг».В выводах к третьей главе делаются обобщения значений, которые придаются празднованию Дня рождения со стороны именинника и со стороны сообщества. Большинство из значений создает взаимодополняющие пары, что придаетпразднованию Дня рождения культурную устойчивость.
Кроме того, устанавли22вается взаимосвязь между практиками празднования, его интерпретациями иаспектами социальной идентичности, актуализируемой в праздновании.В заключении диссертации излагаются основные выводы работы. Традицияпразднования Дня рождения сложилась в советское время и остается в постсоветское время центральным ритуалом личностного становления и поддержаниязначимых солидарностей. В контексте городской культуры День рождения конкурирует по популярности и значимости с другими неофициальными праздниками и вытесняет бывшие советские, становясь значимым контекстом формирования индивидуальной и коллективной идентичности. День рождения соединяетв себе различные социальные и субъективные значения. Как следствие, анализритуала празднования и его интерпретаций, предложенный в данной работе, дает возможность для исследования не только формирования личности, но и различных социальных отношений – гендерных, семейных, дружеских – и представлений о возрасте и значимых солидарностях.Основные результаты диссертационной работы изложеныв следующих публикациях автора:1.2.3.4.5.День рождения: праздничное устройство и основные значения // Проблемы социального и гуманитарного знания: Сб.
науч. трудов. СПб.: Дмитрий Буланин,2000. Вып. 2. С. 399–422. 1 п.л.Конструирование гендерной идентичности в текстах поздравительных открыток// Гендер: язык, культура, коммуникация: доклады 2-й междунар. конф. Москва,22-23 ноября 2001 г. М.: Рудомино, 2002. С. 179–183. 0,3 п.л.Празднование как индикатор социальных изменений: старые и новые праздникипостсоветской России // Телескоп. 2003. № 1. С. 26–29. 0,5 п.л.A Western Body for the Russian Woman: Shaping Gender Identity in ModernWomen’s Magazines // The Anthropology of East Europe Review.
2002. V. 20. N. 1.P. 75-78. 0,5 п.л.Быть, оставаться, становиться: этническая идентичность петербургских эстонцев// Конструирование этничности / Под ред. В. Воронкова и И. Освальд. СПб:Дмитрий Буланин, 1998. С. 136–174. 1 п.л.Подписано в печать 12.11.2003.Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.Уч.-изд. л. 1,3. Усл.
п. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 45.Отпечатано в ООО «Издательство «Лема»199034 Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., 24.2324.