П.В. Волобуев, В.П. Булдаков - Октябрьская революция - новые подходы к изучению (1108801)
Текст из файла
СТАТЬИОктябрьская революция:новые подходы к изучениюП. В. Волобуев, В. П. БулдаковОт редакцииУчитывая интерес научной общественности и просьбы читателей журналапубликуется без изменений текст доклада П. В. Волобуева и В. П. Булдакова на XVIII Международном конгрессе исторических наук 2 сентября1995 года 1 .С крахом советского коммунизма исследователи Октябрьской революцииоказались в совершенно новой историографической ситуации, впервые появилась возможность отказаться от идеологизации и политизации Октября,возник шанс двигаться от конкретного исторического материала к обобщениям, а не наоборот.
Открылась перспектива использования при рассмотрении событий 1917 г. самых разнообразных методологий и методик. Корочеговоря, «Красный Октябрь» может теперь стать «нормальным» объектомисторического исследования 2.Вместе с тем, нельзя не признать, что идеологизация, политизацияи «этатизация» Октябрьской революции получили новые импульсы. В российской историографии сегодня тон задают антикоммунисты самого примитивного пошиба (в значительной степени перекрасившиеся из былыхдогматиков марксизма), которые возрождают тезис о «верхушечном» характере Октября и чисто насильственном насаждении большевиками «тоталитаризма» 3.
В западной историографии, в свою очередь, пытаются взятьреванш консервативные авторы, чья энергия в прошлом уходила на доказательство исторической «неправомерности» Октябрьской революции 4.Несомненно, все это осложняет ход планомерного наращивания исторического знания, непредубежденного переосмысления прошлого и воссозданиямногомерной картины событий 1917 года.В принципе ядро «обновленческого» подхода к Октябрю было заложено еще в 60—80-е годы. Представляется, что в новых условиях стоитпродолжить работу, начатую историками «нового направления» в СССРи «социальными историками» Запада, а также использовать все конструкВолобуев Павел Васильевич— академик РАН, председатель Научного совета РАН «Историяреволюций в России», президент Международной комиссии по истории Октябрьской революции; Булдаков Владимир Прохорович — кандидат исторических наук, заместитель председателяНаучного совета РАН — «История революций в России», генеральный секретарь Международной комиссии по истории Октябрьской революции.28тивное из наследия всех советских и зарубежных авторов.
Вместе с темпредставляется, что в последнее время открылась возможность кардинального переосмысления истории русской революции в рамках проблемы«Человек и революция в XX в.» 5.Несомненно, рассмотрение разноплановых событий революции сквозьпризму человеческой личности требует овладения документальной базой,связанной с массовыми источниками и документами личного происхождения — всем тем, что исходило «снизу». С другой стороны, обновлениеисториографии Октября возможно только на фундаменте «локальной истории».
Настоящий доклад ставит своей целью выявить наиболее перспективные подходы в исследовании революции 1917 г. и одновременно представляет собой попытку создания одной из возможных «моделей» революции, которая, как думается, способна стимулировать деятельностьисториков самых различных направлений.1. К вопросу о предпосылках революции. Вопрос о предпосылках революции в условиях, когда привычное понимание ее смысла и значенияоказалось поставленными под сомнение, выглядит наиболее сложным. Тотфакт, что отпала нужда доказывать закономерность или случайность «социалистической» революции в отсталой России, ставит под сомнение значимость выявленных ранее «объективных» экономических и политическихпричин социального взрыва.К настоящему времени наиболее распространенный взгляд на предпосылки революции связывает их с трудностями модернизации России.Действительно, исторический императив модернизации как будто объясняет и реформы 60-х — 80-х годов XIX в., и действия Витте и Столыпина,и последующую политику Ленина и большевиков.
Но нельзя не учитывать,что субъективное осознание верхами отсталости России в условиях ихгеополитических притязаний было ничуть не более острым, чем аналогичный взгляд на место страны в мире в Японии. Между тем «революцияМэйдзи» не приняла разрушительного характера. Очевидно, социальныеиздержки индустриальной модернизации при сохранении традиционныхукладов в сельском хозяйстве России воспринимались массами куда болееболезненно, что обусловило совершенно иное соотношение революциии реформы 6.Часто важнейшей и единственной причиной Октябрьской революцииназывают первую мировую войну. Действительно, большевистские антиномии («капитализм или социализм», «власть Советов или обычнаябуржуазная республика» и т.
п.) вызваны к жизни войной. Нельзя непризнать, что объективно большевиков подвели непосредственно к властилибералы и умеренные социалисты, вознамерившиеся продолжить войну,не считаясь с настроением народа. Но если так, то тем более уместноставить вопрос о том, что в России возможности реформ усилиямистарой власти и либерально-оппозиционного «общества» были ограниченыв принципе; их реформаторство лишь провоцировало нетерпение и радикализм народных низов.Представляется, что проблема предпосылок Октябрьской революцииможет быть поставлена на реальную почву при условии, что мы будемрассматривать и революции 1917 года, и гражданскую войну 1917—19227гг.
как часть системного кризиса империи . Из сказанного вовсе не следует,что всякие компаративистские подходы к Октябрю лишаются смысла.Так, кризис «верхов», политические перипетии 1917 г., поведение маргиналов, реакция крестьянства вполне сравнимы с событиями Великой Французской революции; движение крестьянских масс имеет также немало общего с мексиканской и китайской революциями; поведение рабочих и ихлидеров сопоставимы с событиями Парижской коммуны.
Есть, однако,в революции 1917 г. принципиально новые моменты: непосредственноевоздействие мировой войны, превращение социалистических идей в едвали не главный компонент сознания масс, «упрощение» многомерных социальных конфликтов до противостояния «верхов» и «низов», «чужого»и «своего», «старого» и «нового», этнонациональный фактор, «партийная»29диктатура над Советами и т. д. Если так, то придется ставить вопрос обособом эмоционально-психологическом преломлении объективных экономических и социальных противоречий России в общественном сознании,обусловившем своеобразие революции.В любом случае понимание специфики российской революции, особенностей ее развертывания и долговременных последствий связано с переосмыслением российского имперства — уникальной сложноорганизованнойэтносоциальной системы, более чем своеобразно «размазанной» историейпо поверхности одной шестой земной суши.2.
Динамика назревания и нарастания кризиса. Качественно новыйвзгляд на данамику развертывания революции можно предложить, еслииметь в виду, что в лице России мы имеем не просто империю (традиционную или «новейшую» капиталистическую), а империю «реликтового» типа.Основу формирования последней составила не логика примитивной экспансии, а особая форма этатизации, вызванная культурологическими, геополитическими и социопатерналистскими установками ее населения. Грубо говоря, патерналистская первооснова российского имперства упорно не поддавалась рационализации, совершенно необходимой для модернизации.Сказанное — не дань старому и современному славянофильству, а реальный — пусть трудноуловимый — фактор вызревания российских кризисов,столь остро проявивших себя в XX веке.Российская империя естественно складывалась, а затем стала идентифицироваться властью и ее идеологами как образцовая самодостаточнаясистема — пример для остального «несовершенного» мира. Империя пыталась утвердиться как особая культура; кризис же ее оказался связан с социокультурной несовместимостью европейски образованных «верхов» и традиционалистских «низов» на решающем этапе модернизации.Кризис империи назревал весьма долго, незаметно, а проявился чрезвычайно резко, социально аффектированно, «стихийно».
Можно выделитьнесколько «уровней» (стадий, этапов) кризиса: этическая, идеологическая,политическая, организационная, социальная, охлократическая, доктринально-возрожденческая. Этическая стадия кризиса связана с десакрализациейвласти, начавшейся в связи с попыткой подмены старого самодержавиядеспотическим бюрократизмом в эпоху Петра I. Идеологический компонент кризиса обеспечило формирование европейски-рационалистическойэлиты. Политическая стадия кризиса была обусловлена разделением элитына бюрократию и оппозицию. Вползание в организационную неразберихуи управленческую неэффективность связано с тем, что оппозиция, нравственно и интеллектуально подавив бюрократию, приступила к выработкеальтернативных структур — от партий до общественных организаций, в результате чего функции управления вступили в противоречие со слабымиростками самоуправления.
Характеристики
Тип файла PDF
PDF-формат наиболее широко используется для просмотра любого типа файлов на любом устройстве. В него можно сохранить документ, таблицы, презентацию, текст, чертежи, вычисления, графики и всё остальное, что можно показать на экране любого устройства. Именно его лучше всего использовать для печати.
Например, если Вам нужно распечатать чертёж из автокада, Вы сохраните чертёж на флешку, но будет ли автокад в пункте печати? А если будет, то нужная версия с нужными библиотеками? Именно для этого и нужен формат PDF - в нём точно будет показано верно вне зависимости от того, в какой программе создали PDF-файл и есть ли нужная программа для его просмотра.