Диссертация (1101664), страница 43
Текст из файла (страница 43)
Так, в повести «Жена» (1892) «запахом тоски» являетсяхарактерный для мещанского дома запах герани. Герой-рассказчик ПавелАндреевич, явно чувствующий холодность к себе со стороны жены, недоволен тем, что она долго разговаривает с другим мужчиной, не обращаявнимания на него. Ему казалось, что «в выражении и позе жены <...> былочто-то психопатическое или монашеское, и её комнаты со старинною222мебелью, со спящими птицами в клетках и с запахом герани» напоминалиему «покои игуменьи или какой-нибудь богомольной старухи-генеральши»(7: 469).
Запах герани даёт герою-старику иллюзию, будто бы молодая женанаходится далеко от него и будто бы она не была его женой, а принадлежиткакому-то важному генералу.«Запахи несчастья» могут быть и смешанными ароматами. Для героярассказа «Соседи» (1892), которому не удалось спасти несчастный браксестры, запах ландыша и медовых трав, обычно упоительный и приятный,становится «запахом печали»: «Из рощи и усадьбы Колтовича сильнопотянуло ландышами и медовыми травами.
Пётр Михайлыч ехал по берегупруда и печально глядел на воду и <...> убеждался, что до сих пор говорил они делал не то, что думал <...> И казалось ему, что этого нельзя поправить» (8:71).Николай Евграфыч, подозревая супругу в неверности, «презирал и жену,и её постель, и зеркало, и её бонбоньерки, и эти ландыши и гиацинты,которые кто-то каждый день присылал ей и которые распространяли повсему дому приторный запах цветочной лавки» [«Супруга» (1895), 9: 92].Цветочная лавка для всех открыта, цветы там продаются для получениявыгоды, и цветочный аромат, перемешанный с запахами разных людей,вызывает неприязнь. Поэтому аромат дорогих для жены цветов геройассоциирует с запахом цветочной лавки.
И в этом выражено его презрение кжене.В отличие от этого рассказа в повести «Моя жизнь» (1896) ароматландыша принадлежит противоположному женскому образу – Анюте,которая тайно любит героя. По запаху присланного ему шарфа герой угадал,кто «была добрая фея», так как от него «шёл нежный, едва уловимый запахдухов, <…> пахло ландышами, любимыми духами Анюты Благово» (9: 226).В мелиховский период Чехов особенно заинтересовался садоводством истал хорошим садовником. Возможно, поэтому пейзаж в поздней прозеписателя отличается богатейшей гаммой садовых цветов. Неизменными223остаются в его произведениях метафоры цветение – радость, увядание –печаль: «Чай пили в садике, где цвели резеда, левкои, табак и ужераспускались ранние шпажники» [«Три года» (1895), 6: 104]; картина вначале рассказа «Дом с мезонином» (1896): «на цветущей ржи растянулисьвечерние тени» (4: 174) противопоставляется тому, что видит герой в концерассказа: «георгины и розы в цветнике <…> казались всё одного цвета»; «натом поле, где тогда цвела рожь и кричали перепела, теперь бродили коровыи спутанные лошади» (9: 189-190).Особое место в позднем периоде творчества занимает повесть «Чёрныймонах» (1893).
Главный герой магистр-философ Андрей Васильевич Коврин,едет в деревню поправить душевное здоровье. Он проводит лето в имениисвоего бывшего опекуна Песоцкого и его дочери Тани. Отметим, чтоПесоцкий – известный садовод, и по сути, именно в садоводстве заключаетсявесь смысл его жизни. Неслучайно образ сада занимает значительное место впроизведении.
Именно в саду Коврин и Таня счастливы, в саду первый разпоявляется Черный монах, разрушая это счастье.Автор много внимания уделяет описанию сада, показывает его глазамиКоврина. Хотя «это ещё только начало мая и что ещё впереди целое лето»,но у Песоцких в саду уже расцвели самые многообразные сорта цветов, в томчисле редкие для русской традиции камелии и чёрные тюльпаны: «Такихудивительных роз, лилий, камелий, таких тюльпанов всевозможных цветов,начиная с ярко-белого и кончая чёрным как сажа, вообще такого богатствацветов, как у Песоцкого, Коврину не случалось видеть нигде в другом месте.Весна была еще только в начале, и самая настоящая роскошь цветниковпряталась ещё в теплицах, но уж и того, что цвело вдоль аллей и там и сямна клумбах, было достаточно, чтобы, гуляя по саду, почувствовать себя вцарстве нежных красок, особенно в ранние часы, когда на каждом лепесткесверкала роса» (8: 226-227).Этот сад, наполненный жизнью и красками различных цветов, даётгерою возможность временно забыть о своей болезни, вселяет чувсто224освобождения, удовольствия и лёгкости по отношению к жизни, пробуждаетвоспоминания о забытом счастливом детстве, проведённом в этом поместье.Охваченный предчувствием ясного, весёлого, длинного майского дня, геройупивается атмосферой, производившей на него в детстве «сказочноевпечатление», так, словно уже «было достаточно, чтобы, гуляя по саду,почувствовать себя в царстве нежных красок, особенно в ранние часы, когдана каждом лепестке сверкала роса» (8: 226-227).
Именно в этот момент, вэтом «земном раю», между этими романтическими цветами, молодогоКоврина «умиляет» красота Тани, «худощавой, стройной», «уже взрослой», унего рождаются ощущения первой любви. Ему в голову вдруг пришла мысльо том, что в течение лета он может привязаться к этой милой девушке.Примечателен здесь символический образ росы – постоянного атрибутасвежих цветов, помогающий раскрыть внутрений мир героя повести.Почитаемая как падающая с небес влага, обладающая оживляющим иомолаживающим эффектом, роса во многих мифопоэтических традицияхвоспринимаетсякакэмблемаблагословенностиивоскресения;похристианскому представлению небесная роса – это дар святого духа, которыйвозрождает засохшие души335.Образ росы отождествляется с лёгкостью и трепетностью в душеКоврина, который ожидает встречи со своей избранницей: «Он дождался,когда проснулась Таня <...> Он внимательно читал, <...> изредка поднималглаза, чтобы взглянуть на открытые окна или на свежие, ещё мокрые отросы цветы, стоявшие в вазах на столе <...>, и ему казалось, что в нёмкаждая жилочка дрожит и играет от удовольствия» (8: 232).В общую праздничность автор добавляет и тревогу, связанную слейтмотивом дыма вокруг цветущих деревьев.
Если дневной сад схарактерными для него яркими цветами воплощает блаженный рай, тоночной сад, лишённый красок пёстрых цветов и окружённый густым,смутным, резким дымом, наоборот, является олицетворением земного ада и335Книга символов [Электронный ресурс]. URL: http://www.symbolsbook.ru225предвестником грозящей беды, рождает ощущение мнимости, ирреальностии страха: «После полуночи (Коврин) отправился с ней (Таней) в сад. Былохолодно.
Во дворе уже сильно пахло гарью. В большом фруктовом саду <...>стлался по земле чёрный, густой, едкий дым <...> Цвели только вишни, сливыи некоторые сорта яблонь, но весь сад утопал в дыму» (8: 227-228).И действительно, позднее случается несчастье: в Борисовке Коврин«продолжал вести такую же нервную и беспокойную жизнь, как в городе» (8:232). От этого душевная болезнь его становилось всё серьёзнее. Однаждывечером из серенады Брага про «больную воображением» девушку пришёл кгерою чёрный монах – плод его воображения. Встреча их происходит напротивоположном берегу реки, недалеко от сада Песоцких, и до этого всепереживания героя отличаются странностью, мистичностью: «Коврин <...>перешёл на другую сторону. Перед ним теперь лежало широкое поле,покрытое молодою, ещё не цветущею рожью.
Ни человеческого жилья, ниживой души вдали, и кажется, что тропинка <...> приведёт в то самоенеизвестное загадочное место» (8: 234).Даже запах цветов как предзнаменование появления необычного длягероя персонажа, кажется ему аномальным, неприятным: «Он <...> враздумье прошёлся около клумб. Уже садилось солнце. Цветы, оттого что ихтолько что полили, издавали влажный, раздражающий запах» (8: 234).О сумасшествии Коврина Таня узнаёт только после их свадьбы. Они сотцом убеждают его лечиться, но и после выздоровления у героя невосстановлены нервы. Он совсем теряется в реальности, тоскуя по себепрежнему, по встречам с ушедшей галлюцинацией. Охваченный тоской искукой, Коврин испытывает душевную пустоту, полную апатию к жизни, идаже роскошные цветы, которые недавно очень сильно увлекали его, немогут в данный момент вызвать у него никакого интереса.
Под Ильин деньвечером в «старом громадном зале», где «служили всенощную», герой видитсебя точно на «кладбище»; «он вышёл в сад. Не замечая роскошных цветов,он погулял по саду, посидел на скамье, потом прошёлся по парку; дойдя до226реки, он спустился вниз и тут постоял в раздумье, глядя на воду. Угрюмыесосны с мохнатыми корнями, которые в прошлом году видели его здесьтаким молодым, радостным и бодрым, теперь не шептались, а стоялинеподвижные и немые, точно не узнавали его» (8: 250).Ощущая досаду и горечь, Коврин срывает гнев на близких. Он упрекаетих в том, что они лишили его встреч с призраком: «Было тихо, и в открытыеокна несся из сада аромат табака и ялаппы <...> Коврину припомнилисьвосторги прошлого лета, когда так же пахло ялаппой и в окнах светиласьлуна» (8: 252).
Чехов играет с читателем, в одно и то же время (вечеромтёплого лета), в одном и том же месте (в саду Песоцких) герой чувствуетразные запахи цветов: аромат, ощущаемый героем в этом году (как и самонастроение Коврина), гораздо «сложнее», чем в прошлом году.Ялаппа – испанское слово, означающее ночную красавицу, растение изсемейства Вьюнковых336.















