Диссертация (1101664), страница 28
Текст из файла (страница 28)
Она казалась ещёмоложе при свете весеннего солнца» (С.124).Образ цветов играет важную роль в передаче внутреннего состоянияперсонажей. Через некоторое время общения с Базаровым у Одинцовойвозникласимпатиякнему.Однаждыутромонаотправилась«ботанизировать» (собирать растения для изучения) с ним. Вернувшись, «онашла по саду <...>, щеки её алели, и глаза светились ярче обыкновенного <...>Она вертела в пальцах тонкий стебелёк полевого цветка» (С.141). Эта детальраскрывает чувство счастья, которое не может сдержать героиня. Теребястебелёк сорванного цветка, она предавалась приятным воспоминаниямтолько что минувшего утра.Цветы всегда сопровождают Катю – младшую сестру Одинцовой:«Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стучаногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет восемнадцати,черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, снебольшими темными глазами.
Она держала в руках корзину, наполненнуюцветами <...> Катя слегка присела, поместилась возле сестры и приняласьразбирать цветы» (С.131). Цветы становятся воплощением душевныхкачеств героини. В разговоре между сестрой и гостями она не участвовала, атолько «не спеша, подбирала цветок к цветку» (С.134). Кончив по приказусестры сонату на фортепьяно, от смущения она «опять взялась за своицветы» (С.138). Все эти детали намекают на хрупкость, робость героини.Базаров изображён как нигилист, человек отрицания, категорическиотказывающийся от всякой романтичности (хотя по своей природе он вряд ли144был лишён такого чувства). Ни сад, ни клумба не может привлечь еговнимания: он шёл навстречу хозяевам «по саду, шагая через клумбы» (С.59).Даже свою симпатию к цветоносным кустарникам он пытался объяснитьпрактической пользой, избавляясь от истинного чувства: «Акация да сирень –ребята добрые, ухода не требуют» (С.80).Отвечая Аркадию на его слова о родном доме, где царит запах какой-тоособенный, герой проявляет напускное безразличие: «Лампадным масломотзывает да донником, – произнёс, зевая, Базаров» (С.188).
Когда Евгенийпокидает родительский дом, отец особо упомянул цветы, пытаясь этимудержать его: «Мы <...> с Ариной этого не ожидали. Она вот цветоввыпросила у соседки, хотела комнату тебе убрать» (С.200). Но, вопрекиожиданию отца, Евгений «вдруг умолк и направился к двери».В середине романа показана сцена, произошедшая в саду именияКирсановых: Базаров, который «застал в давно отцветшей <...> сиреневойбеседке Фенечку», попросил у неё цветок из букета свежих роз: «Мненужно...
одну из этих роз» (С.215). Просьба эта рассмешила героиню. Онаспросила, какую он предпочитает – красную или белую. На этот вопрос геройответил: «Красную, и не слишком большую» (там же). Как считаетГ.А. Михайличенко, «…роза – атрибут девы Марии – появляется в рукахФенечки, олицетворяющей в романе идею материнства, вводя в романевангельский подтекст»250.Для понимания данного эпизода стоит напомнить его фоновый сюжет.Отказ Одинцовой сильно уязвил самолюбие Базарова. Можно предположить,что он, решив поиронизировать над ненавистным романтизмом, избралобъектом «мщения» Фенечку, которой свойственна молодость, красота икоторая в это время начинает «расцветать и распускаться, как летниерозы» (С.212).
Красная роза как классический символ романтической любвииспользована Базаровым как возможность пофлиртовать с героиней. Под250Михайличенко Г.А. Мифопоэтический подтекст романа Тургенева «Накануне» // Филология ичеловек. 2008. №2. С.98.145предлогом того, что ему захотелось понюхать эту розу вместе с Фенечкой,Базаров «крепко поцеловал её в раскрытые губы».Здесь не следует обойти вниманием сирень, образ которой вызываетассоциацию с любовным свиданием, в художественном тексте часто тайным.Хотя наивная Фенечка вряд ли это осознала, она всё-таки стала поводом длядуэли между двумя мужчинами: во время поцелуя «сухой кашель раздался засиренями <...> Павел Петрович показался» (С.216).Финал романа драматичен: Базаров, всю жизнь безразлично относился кцветам, к природе.
Но после его смерти на его могиле растут цветы (а непростой лопух, как он предполагал). «Какое бы страстное, грешное,бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней,безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечномспокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной”природы», а также «о вечном примирении и о жизни бесконечной…» (С.285).Образ прекрасных цветов становится символом бессмертия, надежды налучшую будущую жизнь.3.4.7.
Роман «Дым» (1867)Действие романа «Дым» (1867) относится к 1862 году – году появления«Отцов и детей»251.В это время поднялась новая волна реакции, которая отразилась втворчестве Тургенева. В 1862-1863 гг. происходили аресты, расправа сдемократическими силами, в их числе был Чернышевский. В произведенияхписателя, последовавших за романом «Отцы и дети», звучит в разочарованиев возможности исторического прогресса. Характерно «само название «Дым»,251Лотман Л.М.
И.С. Тургенев // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит.(Пушкин. Дом). – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980-1983. Т.3. Расцвет реализма: История русскойлитературы. 1982. С.152.146в одном слове-метафоре выразившее трагическое разочарование в смыслебытия и ощущение безвозвратно, как дым, уходящей жизни»252.«Рассматриваясовременнуюполитическуюжизнькак“дым”,бесполезный и бессмысленный, писатель видит, что этот “дым” проникает вовсе поры существования общества и человека – и сама жизнь делаетсяэфемерной, как “тень, бегущая от дыма”»253.Цветы в этом произведении участвуют в создании образа призрачногосчастья, контрастирующего с жестокой реальностью.В романе «Дым» выявлено 11 единиц семантического поля «цветок», 33словоупотребления, среди них преобладает слово букет: цветок – 9;гелиотроп – 2, роза – 1, фиалка – 1; сад – 1; букет – 11; цветочница – 2;процветать – 2, расцветать – 1, расцвести – 1, распуститься – 2.Образ цветов появляется на самой первой странице романа «Дым» всловосочетании весенние цветы: «…Пёстрые ленты, перья, золотые истальные искры на шляпках и вуалях невольно напоминали взоруоживлённый блеск и лёгкую игру весенних цветов и радужных крыл»254(С.29).
В подсознании человека мир преображается именно весной, онапраздничная, прелестная. Поэтому несомненно, что весенние цветы, которыеосвобождают людей от зимней серости, возбуждают самое трепетное, чистоечувство.В романе «Дым» Тургенев изобразил целостную картину весеннегонастроения посредством метафорического уподобления отделок-украшенийодежды «парижских лореток» весенним цветам, включив их в образный ряд,создающий «общее впечатление ясного довольства и ликования» (там же):зелёные деревья, светлые дома уютного города, волнистые горы, лучиблагосклонного солнца, слепая, доверчивая и милая улыбка на человечьихлицах.252Там же. С.158.Там же. С.153.254Примеры даются по изданию: Тургенев И.С. Дым; Новь; Вешние воды; Стихотворения впрозе.
– М.: Художественная литература, 1981.253147В «Дыме» превосходно показаны разнообразные группы персонажей схарактерными для них чертами натуры. Прежде всего, это относится ккружку так называемых «баденских генералов», прибывших в Баден-Баденна отдых. Под пером писателя рождаются бездарные, бесчувственные,невежественные, праздные аристократы, «в самых их криках и возгласах неслышалось увлечения; в самом порицании не чувствовалось страсти...»(С.108).Примечательно, что в целях достижения сатирического эффектаписатель ввёл немало аллегоризмов, в том числе сопоставление «баденскихгенералов» и розы: это был «подслеповатый и желтоватый генерал свыражением постоянного раздражения на лице, точно он сам себе не могпростить свою наружность.
Среди всех своих товарищей он один не походилна розу» (С.72). Образ розы чаще всего отождествляется с образом женщины– её красотой, нежностью, изяществом. Таким образом, писатель едкоиронизирует над «баденскими генералами», над отсутствием у нихмужественности. Контрастное сопоставление генерал – роза приводит ккомическому эффекту.Те же самые низость, глупость, фальшивость наблюдались героем учленов так называемого «Губаревского кружка» – квазиреволюционеров,радикалов-социалистов, в их числе Ворошилов и Бамбаев. В третьей частиромана приводится сцена: «Бамбаев <…>, прежде чем направился вкофейную, кивнул пальцем Изабелле, известной цветочнице Жокей-клуба:ему вздумалось взять у ней букет. Но аристократическая цветочница непошевельнулась; да и с какой стати было ей подходить к господину безперчаток, в запачканной плисовой куртке, пестром галстухе и стоптанныхсапогах, которого она и в Париже-то никогда не видала? Тогда Ворошилов всвою очередь кивнул ей пальцем.
К нему она подошла, и он, выбрав в еёкоробке крошечный букет фиалок, бросил ей гульден. Он думал удивить еёсвоею щедростью; но она даже бровью не повела и, когда он от неёотвернулся, презрительно скорчила свои стиснутые губы» (С.36). Стоит148отметить, что писатель подробно описывает цветочницу, которая, казалосьбы, не достойна такого внимания. Букет фиалок никому не предназначался, абыл лишь предметом пустой игры и поводом унизить девушку, продающуюцветы.Уподобляя банкиров скромному, неприхотливому, нежному полевомуцветку, писатель показывает их лицемерие: «Литвинов отправился к банкируи завёл обиняком речь о том, что нельзя ли, при случае, занять денег; нобанкиры в Бадене народ травленый и осторожный и в ответ на подобныеобиняки немедленно принимают вид преклонный и увялый, ни дать ни взятьполевой цветок...» (С.152).«На фоне «дыма», призрачности глубоких человеческих чувств писательрисует порывистые, страстные отношения Ирины и Литвинова, и образгероини постоянно сопровождают душистые цветы гелиотропов»255.
Этимцветам, которые играют своеобразную роль главного «действующего лица» вромане, на наш взгляд, уделялось недостаточно внимания в исследованиях,посвящённых роману.Гелиотроп-цветок256 был популярен в старину, но потом был забыт. Насамом деле, как культурное растение гелиотроп известен очень давно, первыеупоминания о нём датируются 1452-ым годом. В Россию он попал в серединеXVIII века и быстро завоевал любовь благодаря своему сильному приятномуаромату, напоминающему одновременно запах ванили и корицы257. Этотпрелестный цветок нашёл отображение в письме Пушкина Анне Керн послеих второй встречи в 1825-ом году: «...Каждую ночь гуляю я по саду иповторяю себе: она была здесь – камень, о которой она споткнулась, лежит уменя на столе, подле ветки увядшего гелиотропа...»258.255Бельская А.А.















