Диссертация (1101553), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Одной изосновных работ в рамках социолингвистических гендерных исследованийявляется труд У. Лабова «Вариации в языке», в котором изучались записиинтервью с мужчинами и женщинами. Результаты исследования показали,что женщины склонны к использованию более престижных вариантовпроизношения. Кроме того, У. Лабов доказал возможность вариативности вречи любого носителя, то есть в разное время говорящий может использоватьразные варианты произношения одного и того же слова [Labow 1971].ПохожиеисследованиясосхожимирезультатамипроводилиП. Траджилл, изучавший произносительные варианты в Норвиче (район вАнглии) [Trudgill 1972], Р.
Макаулэй, исследовавший мужской и женскийязык в Глазго [Macaulay 1978], М. Ньюбрук, рассматривавший языкпредставителейобоихполовгородаВест-Виррал[Newbrook1982],С. Ромэйн, которая работала с учащимися начальной школы из рабочихсемей [Romaine 1978] (подробный анализ, в том числе и сравнительный,представлен в книге Дж. Коатс «Женщины, мужчины и язык» [Коатс 2005]).24Представители социолингвистических гендерных исследований виделисвоей целью «исследовать взаимосвязь лингвистической вариативности сдругими переменными в определённых социальных группах» [Коатс 2005:96-97] и изучали преимущественно фонетические аспекты языка. Основнымвыводом их исследований можно считать следующее: мужчины и женщинысклонны употреблять разные фонетические варианты в той или инойситуации, и есть общая тенденция употребления женщинами болеепрестижного варианта произношения, в то время как мужчины склонныиспользовать непрестижные формы.В трудах социолингвистов язык представляется одним из символовгрупповой идентичности, используемый для того, чтобы с помощью того илииного варианта языка показать свою солидарность с представителями тойили иной социальной группы, а также принадлежность к этой группе.Именно это объясняет желание мужчин использовать в своей речи менеелитературные варианты, обладающие скрытым престижем.
Кроме того,«варьирование языка мужчинами и женщинами может рассматриваться каксредство поддержания собственной идентичности» [Коатс 2005: 120].1.2.4.3 Кросскультурные и лингвокультурологические исследованиягендераНесколько позже, в 70-е годы ХХ века, появляются кросскультурные илингвокультурологические исследования на основе широкого материаларазных языков мира, также в рамках этих направлений переосмысливаютсяметодологическиепроблемы.этнокультурологическихиОсновнойзадачейкросскультурных,лингвокультурологическихисследованийявляется описание концептов маскулинности и фемининности в разныхкультурах и выявление составляющих этих концептов, то есть описание техчерт, которые считаются важными и значимыми для обоих гендеров в этомобществе (см., например, [Maltz, Borker 1982]; [Brown, Levinson 1988]).25Представителикросскультурныхилингвокультурологическихнаправлений основной целью исследований видят описание того, как внаивной картине мира фиксируется культурно значимая информация, аименно гендерные аспекты.
На данный момент основная информацияполучена на материале американского варианта английского языка, а такжеглавных европейских языков – немецкого и французского. Однако концептымужественностииженственностинеявляютсяуниверсальнымииразличаются в разных культурах в зависимости от того, что принято в томили ином обществе.1.2.4.4 «Мужские исследования»В конце 80-х годов ХХ века в ответ на повышенное внимание кженщинам и их роли в обществе, на Новое женское движение ифеминистскую критику, оформились «мужские исследования», в центревнимания которых были не женщины и их поведение, в том числе иязыковое, а мужчины и мужская гендерная идентичность. Их основнойцелью было не доказать мужское доминирование и патриархальность языка,а проанализировать, как гендер конструируется и воспроизводится всоциальных процессах как женщинами, так и мужчинами, а также изучитьконцепт мужественности, его конструирование, классифицировать типымужественности, нормы, требования и т.д.Основнойзадачейпредставителейэтогонаправлениясталоразграничить разные типы мужественности, существующие в культуре, ивыделить из них наиболее близкий к доминирующей мужественности –образцу для подражания, по мнению общества.
Так, например, согласноработам В. Поллака, в английском языке существует четыре стереотипныхидеала, которые активно принимают участие в социализации мужчины.[Pollak 1995]. Кроме того, исследователи маскулинности изучали изменение26стереотипа доминирующей мужественности в истории и проявление этихизменений в языке.1.2.4.5 Биодетерминистское направление и его критикиГоворя о развитии гендерных исследований в лингвистике, нельзя неупомянуть и биодетерминистское направление, которое также появилось в80-е годы ХХ века. Точка зрения биодетерминистов основывается намежполушарной асимметрии мозга у мужчин и женщин, а также на разномгормональном балансе. Этими фактами объясняются когнитивные различияпредставителей разных полов, что находит подтверждение в экспериментах.Так, например, распространено мнение, что у женщин выше способность кязыкам, в то время как у мужчин лучше визуально-пространственныенавыки.
Как показали эксперименты, характер нарушений речи послеповреждения определённого участка мозга у мужчин и женщин был разным,из чего можно сделать вывод о том, что нейронная организация мозга упредставителей разных полов разная (см., например, работу [Гольдберг,Коста 1995]).Однако у биодетерминистского подхода есть свои противники,приводящие аргументы о том, что результаты экспериментов противоречивы,и что у каждого человека индивидуальное доминирование правого и левогополушарий, а также утверждающие, что помимо биологического аспекта,большую роль играет социальный статус человека.Так, например, У. Лабов, работу которого мы уже упоминали, в 70-егоды ХХ века в своих исследованиях показал, что гендер не обусловленбиологически, то есть поведение, в том числе и языковое, мужчин и женщинобусловлено не природой, а зависит от принадлежности к социальной группе[Labow1971].ИсследованияП.
Траджилладоказалиобратнопропорциональную зависимость образования и различия речевого поведениямужчиниженщин[Trudgill1972],работыЙ. Швиталлыпоказали27зависимость речевого поведения от социальной среды и образования уразных представителей одного пола [Schwitalla 1995].Американский социолог и психолог И. Гоффман, занимавшийсяизучением интеракции, в своих работах пишет, что биологический полявляется лишь начальным фактором для разделения общества на два класса идля закрепления разных норм для представителей этих классов. Он пришёл квыводу, что социальный пол, то есть гендер, не приобретается автоматическипри рождении вместе с биологическим полом, а усваивается в процессесоциализации ребёнка. Ребёнок, взрослея, осваивает необходимые моделиповедения, которые присущи представителям того или иного гендера вданной культуре [Goffman 1994].Более того, как пишет В.
Поллак, нередко общество довольно жестконавязывает мальчикам определённое поведение, которому они должныследовать, «из-за давления, которое общество направляет на мальчиков,указывая, что они должны действовать жёстко, следовать строгому кодумужественности и скрывать свои реальные и уязвимые эмоции любой ценой»(“Because of the pressure society places on boys to act tough, follow a strict codeof masculinity, and hide their genuine and vulnerable emotions at all costs” [Pollak2004: 143]; перевод на русский мой – И.П.).Исследование языка судебных заседаний, проведённое В.
О’Барром иБ. Аткинсом, также показало, что, помимо пола говорящего, важнымифакторами оказываются социальный статус, а также опыт участияговорящего в судебных процессах, то есть привычность сложившейсяситуации. Таким образом, можно говорить о показателях коэффициента«женского языка» по условной шкале, которые в норме будут высокими уженщин и низкими у мужчин [O’Barr, Atkins 1980].Соответственно,воспроизводятсявразличиямужчинкоммуникации,аиженщинрегулируютсянепростообщественнымиинститутами.
Таким образом, гендер институционализован и ритуализован,28так как он становится привычным и «получает общепринятые формывыражения, приобретает узнаваемый вид, становится необходимой частьювнешней формы, типичной для всех членов данного общества составляющейповедения и не зависит от воли и намерений индивида» [Кирилина 1999: 1].Согласно И. Гоффману [Goffman 1994], именно гендер играетсущественную роль в жизни людей, а не пол, так как для умений и навыков,необходимых в современной повседневной жизни, биологические различиямужчин и женщин не принципиальны.
Однако эти различия воспринимаютсякак существенные, так как на них строится разделение труда. При рожденииребёнка относят к одному из двух классов, согласно его биологическомуполу, и на основании этого человек усваивает тип поведения, присущийодному из классов в данном обществе, то есть происходит формированиегендерной идентичности человека.Теорию И. Гоффмана подтверждают его эксперименты, в которыхлюдям было предложено интерпретировать плач младенца, при этом частиреспондентов сообщали, что младенец – мальчик, другой части, что младенец– девочка. Эксперименты показали, что одно и то же действие младенцаинтерпретируются по-разному в зависимости от информации о поле ребёнка,полученной респондентом: плач, например, интерпретируется как просьба опомощи, если наблюдателю сообщали, что перед ним девочка, и кактребование или выражение неудовольствия, если респонденту говорили, чтомладенец – мальчик.















