Диссертация (1101310), страница 18
Текст из файла (страница 18)
Так, например, когдапри одной из личных встреч Жид разговаривает с Клоделем о посвященнойРембо статье последнего, то о содержании разговора мы узнаем из «Дневника»19 ноября 1912 г. следующее: «Как я упрекал его в том, что он не показалхищной стороны характера Рембо. Клодель говорит, что хотел показать лишьРембо эпохи “Сезона в аду”... Разговор заходит об отношениях с Верленом –отсутствующий взгляд» [цит. по Claudel-Gide: 205-206]. (Клодель истории огомосексуальности своего самого, возможно, почитаемого поэта упорно неверил). В ходе этого же разговора, по словам Жида, Клодель «говорит о85живописи с преувеличениями и глупо...
Поток его речи нельзя остановить»[Claudel-Gide: 205-206].Сходное замечание было оставлено Жидом в 1907 г., когда Клодель попросилего просмотреть корректуры некоторых своих произведений перед ихпубликацией (сам в это время находясь в Китае). Работая над правкой, Жидзанес в «Дневник» следующую запись: «Клоделя сложно править – какотличить вольности грамматики и синтаксиса от ошибки? Plus ou moindre??(более или меньший – пер.
наш). Религиозная уверенность придает его умуневероятное самодовольство. Может быть, пишешь хорошо, лишь когдабоишься ошибиться?» [Claudel-Gide: 74]. Надо признать, что выражение«религиозное самодовольство» в адрес Клоделя в Дневнике Жида встречаетсянеоднократно – и является самым серьезным (и, может быть, не совсембезосновательным) его упреком католическому писателю.После того как связанный с «Подземельями...» конфликт между Клоделем иЖидом случился в 1914 г., отношения между писателями значительно охладели.Однако к этому моменту сотрудничество Клоделя с «NRF» уже приобрело,благодаря стараниям Жида, такой масштаб, что отказываться от него ни однойиз сторон не захотелось – и отношения Клоделя с журналом продлились до1953 г.2.3 Поль Клодель, Андре Жид и «Nouvelle Revue Française»9 Января 1909 г. планирующий открытие литературного журнала «NouvelleRevue Française» Андре Жид обратился к Клоделю с пространным письмом, вкотором выразил довольно серьезную обеспокоенность слухами о том, что чтото из своих произведений Клодель отправляет в издательство «Occident».Тревога не была ложной: Клодель действительно незадолго до того отправил в«Occident» свои «Оды» и «Молитвенник» – произведения, над которыми толькочто закончил работу.
Причина обеспокоенности Жида заключалась, какнезамедлительно он и объяснял, в том, что он хотел получить какое-нибудь изновых произведений Клоделя для создаваемого им журнала – «NRF».86В этом же письме Жид раскрыл Клоделю основную концепцию будущегожурнала, при этом объяснимо пытаясь попасть в тон своему собеседнику: «Ясчитаю необходимым, чтобы настоящие [литераторы. – Т.К.] объединилисьпротив того удушающего потока гнусностей, который изливает на нашу странужурналистика...
я помню, что Вы мне говорили о своих муках перед растратамиписьма и бумаги... Мы должны опубликовать что-то важное из Вашего, иначесразу крах всему замыслу журнала» [Claudel-Gide: 93-94].Какова же была подлинная цель создания журнала и почему роль Клоделя внем, по мысли Жида, должна была быть столь велика? Задачей, которуюпоставило перед собой несколько молодых литераторов: Жак Копо, АндреРюйтер, Жан Шлемберже, Марсель Друэн, Анри Геон и сам Жид, сразуставший«теневым»директоромжурнала–былосозданиенового,первоклассного и полностью подчиненного идее искусства литературногооргана.
Жид, Геон и Рюйтер сотрудничали до этого с журналами «L'Ermitage» и«Antée», но отдавали себе отчет в том, что неуспех данных изданий был связанс отсутствием в их материалах действительно гениальных произведений [Cap:40], тогда как критическое чувство у создателей нового журнала былопрекрасным: так, именно дирекцией «NRF» будут оценены по достоинствутогда еще малоизвестные Пеги, Валери и Пруст.Манифестом «NRF» стала статья Жана Шлемберже «Размышления»12,опубликованная в первом номере журнала. В статье Шлемберже говорит о том,что в искусстве существует два типа проблем: зависящие от обстоятельств исущественные. Если первые создают литературные ассоциации, то вторыеспособны породить большее – дружбу.
Ассоциации, по Шлемберже, невыдерживают разногласий; тогда как дружба должна быть сильнее возможныхпротиворечий между художниками. Автор манифеста также говорит о том, чтопреимущественная задача нового журнала – «защита и прославлениефранцузского языка». Таким образом, базисом нового журнала стала идея12Schlumberger, J. Considérations // NRF. Fevrier 1909. P. 5-11.87плюрализма: в конечном итоге искусство всегда ответит само за себя внутрипроизведения, независимо от идеологических взглядов его автора.«NRF» со временем действительно достигнет поставленной его создателямицели и станет ведущим литературным органом Франции; впрочем, у журнала неполучится избежать и конфликтов. Так, перед Первой мировой войной наиболеесерьезные столкновения будут происходить между «NRF» и монархистским ипро-католическим журналом «Indépendance» (с которым, что важно, к этомувремени весьма тесно станет сотрудничать и Поль Клодель).Как бы то ни было, 28 января 1909 г.
Клодель ответил Жиду, что никак неможет отозвать отправляемые в «Occident» «Оды», в особенности из-за своегоуважения к этому журналу: «Я никогда не читал у них ничего нечистого илиаморального. Надеюсь, то же будет и с тем журналом, который Вы основываете.Унашегопоколенияважнейшаямиссияисправитьсделанноепредшественниками… Флоберы, Тэны, Ренаны, Гонкуры, Золя и tutti quantiполны лишь черноты и насмешки над всем, что есть хорошего...
в человеческойнатуре... Лучшие в нашем поколении должны участвовать в работе поисправлению и переустройству» [Claudel-Gide: 96].Однако Клодель все же предложил Жиду компромиссный вариант и отправилв зарождающийся журнал другое свое произведение, «Гимн святому Таинству»;он вышел в «NRF» в апреле этого же года, в третьем выпуске журнала. Правда,27 февраля Клодель был вынужден отправить Жиду краткое письмо, гденастаивал на том, чтобы гимн был подписан только его инициалами: «Еслигимн еще не напечатали, уберите или его, или мое имя, или оставьте инициалы.Проблемы с министерством из-за религиозных взглядов» [Claudel-Gide: 100].Однако – к счастью для себя – Жид прочел эту просьбу с большим опозданием,и гимн все же вышел в печать с полной подписью Клоделя.
Последнему,впрочем, каких бы то ни было неприятностей удалось избежать, узнав о чем,Жид написал ему 19 апреля 1909 г.: «Желаю Вам больше не встречать поводовдля беспокойства, когда Вы выражаете свои мысли» [Claudel-Gide: 101], а88«NRF», таким образом, получил возможность начать открытое сотрудничество споэтом-консулом.Показательно, что именно период с 1909 по 1912 гг., когда сотрудничествоКлоделя с «NRF» преимущественно осуществлялось через переписку с Жидом,стал самым плодотворным во всей их корреспонденции, причем особенномного сохранилось писем Жида данного периода.
Этот факт – как и крайнелюбезный тон переписки, и те невероятно льготные условия, на которыхКлоделя начали публиковать в «NRF» – позволяет некоторым исследователям, втом числе Ф. Лестренгану [Lestringant vol. I: 766], говорить о том, что едва ли невесь диалог Жида с Клоделем, равно как и весь религиозный поиск первого –возможно, не более чем своеобразный прагматический ход со стороны Жидадля привлечения Клоделя к сотрудничеству с «NRF».Мы позволим себе не до конца согласиться с подобной интерпретациейпозиции Жида: все же видеть во всей переписке столь беспримесныйутилитаризм было бы, на наш взгляд, несправедливым, как минимум, поотношению к Жиду, как к «человеку диалога» и врагу всякого лицемерия.Однако значительная доля правды в данных предположениях, разумеется,присутствует: никогда он не подбирает так тщательно слов, как когда ему нужнодобиться согласия Клоделя на очередную публикацию, никогда ему неприходится быть столь изворотливым, чтобы оправдать в глазах католическогопоэта публикацию в «NRF» той или иной статьи, не соответствующейморальным установкам Клоделя.О многом свидетельствуют также те рекомендации, которые Жид давал своимсотрудникампоотношениюкКлоделю.Неоднократноонвсамыхнепреклонных выражениях настаивал на особенно суровой корректуре каждогоиз произведений Клоделя: «Если найдется хоть одна опечатка – Клодель этогоне простит ни мне (или простит разве что чисто по-христиански), ни журналу»[Anglès 1986 Vol.I: 136].
16 июня 1911 г. Жид не без трепета заранеепредупреждал Клоделя – сам уже зная о свершившемся «кощунстве»: «Боюсь89открыть книгу, ожидая опечаток. Об одной мне уже сообщили – множественноечисло без “s” на конце» [Claudel-Gide: 177]. Дело в том, что в своем раннемписьме Жиду от 22 июля 1907 г. Клодель упомянул о ситуации, когда он былвынужден прервать свое сотрудничество с журналом «Vers et prose» только изза того, что там допустили несколько опечаток при публикации его «Познаниявремени» [Claudel-Gide: 76].Возникают закономерные вопросы: почему все-таки c журналом, гдеосновным принципом был плюрализм, ортодоксальный, несгибаемый католикКлодель сотрудничал так долго? За что Жид и остальные «отцы-основатели»«NRF» его так его ценили?В своем письме Клоделю от 9 января Жид сформулировал кредо «NRF»следующим образом: «Мы хотели бы публиковать самое важное от самыхлучших» [Claudel-Gide: 93].















