Диссертация (1101170), страница 27
Текст из файла (страница 27)
Образ героя-интеллигента в китайской материковой и втайваньской литературе 1950 – 1960-х годов§ 3.1. Интеллигенция в переломную эпоху: из опыта разделения китайскойлитературы в 1950 – 1960-е годыКак в русской, так и в китайской культурных традициях слово«интеллигент» носит особый социальный смысл. Оно не только характеризуетсферу профессиональной занятости человека, но и указывает на его активнуюобщественную,нравственнуюпозицию,которуюзанимаютработникиумственного труда. В общественном сознании интеллигент вызывает доверие иуважение, с этим понятием ассоциируется благородство, принципиальность,честность, самоотверженность.
В России понятие «интеллигенция» получилораспространение в качестве термина в середине XIX века. На протяжении вековинтеллигенция играла исключительно важную роль в жизни страны, переживалаза ее внешнее и внутреннее развитие, заботилась о судьбе народа. Интеллигенцияв России всегда обладала особым чувством справедливости, всегда считала своимдолгом «отстаивать правду», даже если это противоречит государственномуукладу и собственным интересам.
Как отмечает Д.С. Лихачев в своей известнойстатье,посвященнойзначениюэтогоспецифическогофеномена:«Кинтеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только людисвободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических,партийных,государственных,неподчиняющиесяидеологическимобязательствам» 252 . Именно таким высоким духовно-нравственным критериемопределяется эта особая социальная группа в российском обществе, именнопоэтому ее роль в том или ином повороте в истории общества была предметомпристального внимания философов и писателей.В китайском обществе интеллигенция также играет весьма важную роль.
Ееценят и уважают как носителя пятитысячелетней великой цивилизации. Процесс252Лихачев Д.С. О русской интеллигенции: письмо в редакцию // Новый мир. 1993. № 2.128формирования интеллигенции в Китае имеет свою длинную историю. Вкитайскомязыкеслово«интеллигенция»обозначаетсясловосочетанием«чжишифэньцзы», что буквально можно перевести как «разумный элементобщества». Истоком прообраза интеллигента поднебесной империи можетслужить поэт-патриот Цюй Юань (ок.
340 – 278 до н.э.), который был изгнан понавету и, не вынеся позора и разлуки с Родиной, покончил с собой, бросившись вводы реки. Интеллигенция как особый социальный слой начала формироватьсялишь только с VII века (династия Суй), когда в Китае была установлена системасдачи экзаменов для несения ответственной государственной службы. Несмотряна формальность и окостенелость самой системы, она в какой-то степениобеспечивала работникам умственного труда доступ к реализации своего идеала,призывала их к служению народу.
В течение веков интеллигенция выполняет рольносителя и хранителя духовных ценностей китайской цивилизации, добровольнои бескорыстно возлагая на себя ответственность за то, чтобы передавать изпоколения в поколение тот культурный код, который определяет сущность народа.«В китайском феномене поражает как стойкость кода, так и живучесть егоносителя, – пишет С.Д. Маркова. – Объясняется это тем, что на протяжении всегоизвилистого пути китайской истории – сквозь смену династий, царствованиеиностранных властителей, вторжение европейских держав – интеллигенциявидела главной своей задачей служение народу через упорядочение отношений вобществе, гармонизацию взаимосвязи общества и государства на патриотическойоснове»253.Действительно, в течение долгого времени интеллигенция в Китае занималаположение неформального лидера страны.
Ее деятельность существенно влиялана все сферы жизни народа – от нравственной, духовной до общественной.Однако, в отличие от интеллигенции западного типа, обладавшей свободным,критическим стилем мышления и активно вырабатывавшей новые идеи дляполитических, социальных программ, у китайской интеллигенции под влияниемМаркова С.Д. Китайская интеллигенция на изломах ХХ века (Очерки выживания). – М.:Гуманитарий, 2004. С. 7.129253конфуцианского конформизма и закоренелого многовекового консерватизмадолгое время не создавалось традиций противоречия существующим социальнымформам государственного строя, далеким от идеалов свободы и демократии.Современная интеллигенция нового типа, качественно изменившая общественныйуклад Китая, начала формироваться лишь только к XX столетию – времени, вкотором радикально изменилась картина жизни этой одной из древнейшихцивилизаций мира.XX век – это один из самых сложных, тяжелых периодов в истории Китая.Он запомнится примерами величайшей жестокости и беспощадности, но в то жевремя дает образцы необыкновенной стойкости и непоколебимости.
«Длякитайского народа это был век двух революций, двух мировых войн, войнысопротивления японской агрессии и гражданской войны. Он был векомстроительства социализма с китайской спецификой и веком крушения социализмав великой соседней стране. Как видим, в этом веке было много различного родаизломов» 254 , – отмечает С.Д. Маркова, определяя историческое значение XXстолетия для жизни китайской нации. Именно в это кризисное время начинаетсяпроцесс трансформации старой, традиционной китайской интеллигенции в новуюинтеллигенцию, боровшуюся за идеи свободы и равенства народа, стремившуюсяк модернизации и вестернизации общества, сражавшуюся за национальнуюнезависимость и социальное раскрепощение страны. Это были люди, получившиеобразование на западе, в Японии или в колониальных анклавах внутри самогоКитая.
В 1911 году доктор Сунь Ятсен и его партия Гоминьдан после 10неудачных восстаний свергли маньчжурскую монархию, создав первый в Азииреспубликанский демократический строй – Китайскую Республику. В 1915 году вПекине во главе с Цай Юаньпэем, Ху Ши, Чэнь Дусю под лозунгом «Наука идемократия» зародилось «Движение за новую культуру», цель которого –распространение разговорного языка (байхуа) вместо сложного, оторванного отсовременностиписьменногоязыка(вэньянь),этических толкований и идеологии,254Там же. С. 6.130пересмотрприменениеконфуцианскихзападных методов дляприобретения новых прогрессивных научных знаний.
Далее в 1919 году, подвлиянием совершившейся в России Октябрьской революции, было сформированомощное патриотическое «Движение 4 мая», направленное против империализма ияпонской экспансии. «Это было не только новое поколение образованногосословия, но и новая интеллигенция, представлявшая иную социальную среду –новые средние слои, – на этом акцентирует внимание А.В. Меликсетов. – Этобыли патриоты, остро и болезненно переживавшие упадок своей родины, еебедность и отсталость, разнузданность милитаристских режимов,однаковидевшие выход из создавшегося положения не в возвращении к традиционнымценностям, а в смелом движении вперед, в осовременивании своей родины, вмодернизации всех сторон жизни Китая» 255 .
Все это, в определенной мере,напоминало о роли интеллигенции в общественных – в том числе иреволюционных – преобразованиях в России в начале ХХ века, о тех спорах,которые шли тогда в работах русских мыслителей, обращенных к вопросам,лаконично обозначенным блоковской формулой: «интеллигенция и революция».Обращаясь к опыту своего северного соседа, часть радикально настроенныхучастников«Движения4мая» сталипервымивКитаесторонникамимарксистского учения, начали заниматься его изучением и распространениемсреди молодежи. Активно обсуждались вопросы практического применениярусского опыта в строительстве нового Китая, что в дальнейшем будет определятьсудьбу китайской нации, и даже, возможно, путь мировой истории в целом.В 1931 году Японская империя начала свою военную экспансию в северовосточной части Китая, ведя периодические боевые действия в разных регионахКитайской Республики.
В 1937 году конфликты между двумя странамиобострились, переросли в полномасштабную национально-освободительнуювойну китайского народа против японских захватчиков. Только после окончанияВторой мировой войны, после капитуляции Японии в 1945 году Китай смогМеликсетов. А.В. История Китая. Учеб. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. С.396.131255навсегда освободиться от гнета империализма, продолжавшегося царить на еготерритории еще с середины XIX века.Провоевав с японскими оккупантами восемь лет, китайский народ понесогромнейшие материальные и физические потери. Почти все восточные городастраны были разрушены во время Второй мировой войны.
Миллионы людей илипогибли в огне войны, или потеряли свой дом, близких. Они не ожидали, чтопосле долгожданной победы над японскими милитаристами впереди их ждет неконец ужасного сна, а начало жестокой гражданской войны. Сразу послекапитуляции японской армии началась новая волна столкновений вооруженныхсил Гоминьдана и коммунистической партии Китая, переросшая в настоящуюбратоубийственную гражданскую войну, продолжавшуюся вплоть до 1949 года. Витоге власть Гоминьдана не смогла удержать своих позиций, пережила полныйвоенно-политический разгром и вынуждена была отправиться в изгнание изконтинентальной части страны.
В декабре 1949 года главнокомандующий страныЧан Кайши и руководящие структуры Гоминьдана приняли решение перевестиправительственные органы Китайской Республики на остров Тайвань. Всего наостров переехало около 2 миллионов человек256. С этого момента странараскололась на две части: материковый Китай (КНР) и Тайвань (Китайскаяреспублика).Трудно, неоднозначно и противоречиво встречала пролетарскую революциюкитайская интеллигенция. Ряд ее представителей принимал революцию какосвобождение народа. Они активно участвовали в революционных событиях,связывали свою судьбу с КПК и были готовы к служению новому обществу,вдохновленномусоциалистическимиидеями.Помимопрофессиональныхреволюционеров новый режим поддерживали многие деятели культуры и науки,такие, как Го Можо, Мао Дунь, Ба Цзинь, Лао Шэ, Ай Цин и другие.
Частьинтеллигенции видела в коммунизме разрушительную силу, призваннуюуничтожать культурные и духовные ценности великой китайской цивилизации.Непомнин О.Е. История Китая XX века. – М.: Институт востоковедения РАН, Крафт+, 2011.С. 639.132256Послеприходаинтеллигенцииквластивынужденыкоммунистовбылиэтиотправитьсяпредставителикитайскойввместеизгнание,сгоминьдановским правительством проехали через всю территорию Китая, плылипо Тайваньскому проливу и прибыли на остров, который совсем недавноосвободился от японской колонизации.














