Диссертация (1101138), страница 19
Текст из файла (страница 19)
Так в рассказе «Смертьчиновника» Червяков назван чиновником (заголовок) и экзекутором («В одинпрекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков,сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на "Корневильскиеколокола"»).Таким образом, дублирование признака является особым типомповторнойноминацией–идентичнойноминацией.Онаможетбытьреализована тем же словом, что использовалось при вводе персонажа, а такжедругим словом: синонимом или родо-видовым эквивалентом. Можно говорить,очевидно, о том, что этот вид номинации поддерживает текстовую связность и,при варьировании средства номинации, создает текстовое разнообразие.Однако такое варьирование может затруднять для читателя правильноеустановление референта имени.3.4.
Описание нового признака лица при повторной номинацииПозиция повторной номинации может использоваться для ввода новогопризнака, который отсутствовал при первичной номинации, за счет чегоформируется более многогранный, более полный образ героя. Новаяинформация о персонаже обычно является оценочной, реляционной илиситуативной. Новый признак может вводиться по разным причинам: персонажоказывается в новой ситуации, в которой получает новую роль и новуюноминацию для этой роли; персонаж именуется с точки зрения нового вповествовании героя в соответствии с отношениями с этим героем и т.д.107В рассказах А.П.
Чехова очень часто при повторной номинацииупотребляются новые номинации – реляционные наименования. Такиеноминации оказываются возможными при смене точки зрения. Так, например, врассказе «Выигрышный билет» главный герой вводится следующим образом:«Иван Дмитрич, человек средний, проживающий с семьей тысячу двестирублей в год и очень довольный своей судьбой, как-то после ужина сел надиван и стал читать газету». Далее при повторных номинациях используютсяединицы Иван Дмитрич и он до того момента, когда начинают описыватьсямысли и чувства жены героя: «И он уже не с улыбкою, а с ненавистью гляделна жену.
Она тоже взглянула на него, и тоже с ненавистью и со злобой. У неебыли свои радужные мечты, свои планы, свои соображения; она отличнопонимала, о чем мечтает ее муж». Употребление здесь новой номинации мужвозможно в связи с участием в описываемой ситуации жены героя и в связи спереходом повествования к ее точке зрения на происходящее.По этой же причине, то есть при смене точки зрения автора/рассказчикана точку зрения какого-либо персонажа, может появляться не только новаяхарактеристика реляционного типа, отражающая отношения героев, но идополнительная оценочная характеристика. Это связано с изменениемотношений между персонажами, изменением их взглядов, настроения и т.п.Так, например, в рассказе «Mari d'elle», где повествование ведется с точкизрения главной героини, постепенно, по мере нарастания ее раздражения поотношению к мужу, разбудившего ее своим поздним возвращением,происходит смена нейтральных номинаций муж, mari d’elle, Денис ПетровичНикиткин и он на единицы, содержащие негативную оценку:(90) «Диву давалась артистка, глядя на прихвостня: когда и где успелон приобрести новые вкусы, лоск и замашки?»(91) «Бывало, при гимназистах говорить боялся, чтоб глупости несказать, а теперь даже с князьями фамильярничает… Дряннойчеловечишка!»108(92) «Если ты, нахал, не уйдешь, то я уйду! – продолжает певица,топая босой ногой и сверкая глазами.
– Я уйду! Слышишь ты,нахал… негодяй, лакей? Вон!»Интересно отметить, что в первом случае мысли героини оформлены каккосвенная речь («И засыпая, она думает о своем mari d’elle…»), во втором – какпрямая речь, отражающая мысли героини (внутренняя речь), а в третьем – какпрямая речь, обращенная к мужу, произнесенная вслух. Таким образом, точказрения героини передается в разных формах, в каждой из которых используетсяноминация лица, данная в соответствии с ее восприятием.В рассказе «Супруга» точкой зрения, отражающей происходящиесобытия, является точка зрения главного героя.
Пока герой еще не уверен визмене жены, пока передаются его воспоминания о прошлом, героиня в текстеполучает номинации Ольга Дмитриевна, жена, она, эта женщина. Когда жегерой обнаруживает измену, его отношение к жене меняется, и, в соответствиис этим героиня именуется как это слабое, ничтожное, продажное, низкоесоздание и это ничтожное, лживое, пошлое, мелкое, по натуре совершенночуждое ему существо.В рассказе «Ионыч» для номинации героини используется следующийноминативный ряд: дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка – член семьи –Екатерина Ивановна, восемнадцатилетняя девушка – она – дочь – ЕкатеринаИвановна – она (3) – Екатерина Ивановна – молодое, изящное и, вероятно,чистое существо – дочь – она (3) – Екатерина Ивановна (2) – Котик –Екатерина Ивановна (2) – она (3) – Екатерина Ивановна – она (10) – Котик –она (2) – Котик – Екатерина Ивановна – она – Екатерина Ивановна – она (2) –дочь – Екатерина Ивановна – она – Екатерина Ивановна – она (4) – ЕкатеринаИвановна (2) – она (3) – Екатерина Ивановна (3) – она – Котик – она –Екатерина Ивановна – Котик – она (8) – Екатерина Ивановна – она (6) –Екатерина Ивановна (4) – она (2) – Котик – Екатерина Ивановна – она –Котик (2) – она.
Как видим, основные средства именования героини – слова109она, дочь, Екатерина Ивановна и Котик. Из этого ряда выбиваетсяраспространенная описательная номинация молодое, изящное и, вероятно,чистое существо. Это единственное наименование в ряду, содержащее оценкуи предположение (см. вероятно), скорее всего, отражает восприятие главногогероя. Рассмотрим более широкий контекст:(93) «После зимы, проведенной в Дялиже, среди больных и мужиков,сидеть в гостиной, смотреть на это молодое, изящное и, вероятно,чистое существо и слушать эти шумные, надоедливые, но все жекультурные звуки, – было так приятно, так ново…»В этом фрагменте дано восприятие героем того, что происходит вокругнего в данный момент.
Поэтому здесь все получает интерпретацию с точкизрения героя: и прошлая жизнь, и Екатерина Ивановна, и исполняемая еюмузыка. С помощью показателя предположения вероятно достигается эффектнесобственно-прямойречи,тоестьмыслигероявводятсявтекставтора/рассказчика без графического выделения и даются как часть авторскогоповествования. Очевидно, что автор/рассказчик обычно не сомневается вналичии у персонажей каких-либо качеств, так как сам их определяет. Поэтомуноминация, содержащая такое предположение, а также оценку отражает точкузрения субъекта восприятия – другого персонажа.
В.Г. Гак отмечает, что такойвыбор повторной номинации, когда единицы наименования «формальновключены в речь автора, но семантически... отражают мысли восприятиеперсонажа», является одним из основных признаков несобственно-прямойречи [Гак 1998, с. 542].Рассмотрим еще один пример включения несобственно-прямой речи,одним из показателей которой является номинация лица другого типа –конкретнаяхарактеристикапосовершенномудействию(убийца), –сменяющаяся общим наименованием (человек).
Ср. фрагмент из рассказа«Драма на охоте»:110(94) «Ольга, отделившись от компании, гуляла в лесу. Замечтавшисьили поддавшись печальным мыслям (читатель помнит еенастроение в тот злополучный вечер), она забрела далеко в чащу.Тут ей встретился убийца. Когда она стояла под деревом идумала свои думы, к ней подошел человек и заговорил с ней...Человек этот не был подозрителен, иначе бы она крикнула напомощь, но этот крик не был бы раздирающим душу.
Поговоривс ней, убийца схватил ее за левую руку, и так сильно, что порвалрукав казакина и сорочки и оставил след в виде четырех пятен.Тут вероятно, она вскрикнула тем криком, который слышалакомпания, — вскрикнула от боли и, вероятно, прочитав на лице ив движениях убийцы его намерение. Желая ли, чтоб она невскрикнула еще раз, или, может быть, под влиянием злобногочувства он схватил ее за грудь около воротника, о чемсвидетельствуют две оторванные верхние пуговки и краснаяполоса, найденная врачами на шее...
Убийца, хватая за грудь ипотрясая, натянул золотую цепочку, бывшую на шее... От тренияи давления цепочкой произошла полоса. Затем убийца наносит ейудар по голове каким-то тупым орудием, например палкой или,быть может, даже клинком кинжала, висевшего у Ольги на поясе.Придя в азарт или найдя, что одной этой раны недостаточно, онобнажает кинжал и с силой вонзает его в правый бок, — яговорю: с силой, потому что кинжал был туп».Перваяноминация –убийца –принадлежитобластивосприятиярассказчика, который описывает события постфактум и уже знает, какую рольсыграл в ситуации именуемый персонаж. Героиня рассказа, Ольга, в моментвстречи с именуемым персонажем не знала, что тот окажется убийцей, поэтомув соответствии с ее восприятием после конкретной номинации (убийца) емудается самая общая единица номинации лица – человек.
Этот пример интересен111также тем, что переключение между речью рассказчика и несобственно-прямойречью героини происходит через одно предложение. Точки зрения рассказчикаи героини переплетаются очень тесно. Как нам кажется, это создает особыйэффект напряженности действия.Еще одним случаем, при котором в рассказах А.П. Чехова героиполучают новую номинацию, является случай, когда именуемый геройоказывается в новой для него ситуации. Обычно это связано с перемещениемгероя в пространстве и появлением его в ситуациях с фиксированным наборомролей, одну из которых играет именуемый герой. Так часто герои именуютсягостями, когда посещают других персонажей.















