Диссертация (1101138), страница 15
Текст из файла (страница 15)
Именно с этой информацииначинается знакомство с человеком, формирование представления о нем. Нижеприводятсянекоторыепримерыпервичныхноминацийперсонажейвпроизведениях А.П. Чехова:(37) «Помещик отставной штаб-ротмистр Докукин» («Последняямогиканша»);81(38) «Помещик Нилов, плотный, крепкий мужчина, славящийся навсю губернию своей необыкновенной физической силой»(«Волк»);(39) «Нянька Варька, девочка лет тринадцати» («Спать хочется»);(40) «Опереточная певица Наталья Андреевна Бронина» («Marid’elle»);(41) «Секретарь земской управы Грязнов и учитель уездного училищаЛампадкин» («В Париж!»);(42) «Действительный статский советник Козерогов» («Отрывок»);(43) «генерал Панталыкин» («Рыбья любовь»);(44) «Андрей Васильич Коврин, магистр» («Черный монах»);(45) «старик священник» («Убийство»);(46) «Лакей при московской гостинице «Славянский Базар», НиколайЧикильдеев» («Мужики»).Такие характеристики, как указывает В.Г.
Гак, входят в представлениеавтора о пресуппозиции читателя: «При абсолютном зачине произведения,когда читателю еще ничего неизвестно о предмете повествования, последнийможет быть введен только путем его соотнесения с той системой понятий,которая входит в пресуппозицию носителей языка» [Гак 1998, с. 536].Как показал анализ первичных номинаций, комплексные номинации,состоящие из нескольких единиц, именующих лицо по разным параметрам, врассказах А.П.
Чехова используются довольно часто. В среднем в такойкомплекс входит два наименования (см. примеры выше). Однако встречаются итрехкомпонентныепервичныенаименования:«Помещикотставнойштаб-ротмистр Докукин» («Последняя могиканша»), «Иван Великопольский,студент духовной академии, сын дьячка» («Студент»), «Нянька Варька, девочкалет тринадцати» («Спать хочется»).
Более длинных структур нами обнаруженоне было.82Как видно из примеров, номинации с указанными значениями (возраст,пол, социальные характеристики, сфера деятельности, профессия) очень частоиспользуются вместе с онимами. Отметим, что А.П. Чехов почти всегдаприсваивает персонажам имена собственные. Ситуации, когда герои (вособенности главные) не наделяются собственными именами, являются скорееисключением.Итак, наименование персонажа в позиции первичной номинации типа«имя собственное + характеристика по возрасту / полу / социальномуположению / сфере деятельности, профессии» очень характерно для рассказовА.П.
Чехова. В самом начале произведения эти сведения указываются как бы ввиде анкеты, через запятую, без каких-либо подробностей, без описаниякакой-либо ситуации. С помощью этих сведений часто уже в первомпредложении читатель может получить достаточно полное представление оперсонаже. Отбор сообщаемых признаков отражает, очевидно, их иерархию вчеховской типологии лиц. Выбор такого комплексного, многоаспектногоспособа первичной номинации персонажа, видимо, связан с формой рассказа,где вся необходимая информация подается сжато, где выбирается только самоеважное для текста, только те сведения, на которых в дальнейшем будетбазироваться повествование.2.1.2. Имя собственное в позиции первичной номинацииИмя собственное в текстах А.П.
Чехова в позиции первичной номинациивстречается довольно часто. Это объясняется тем, что, «когда речь идет оконкретном уникальном объекте, то идентифицирующим целям наиболееадекватно удовлетворяет имя собственное» [Арутюнова 1977 (2), с. 189].Анализ показывает, что в подавляющем большинстве случаев в позициипервичной номинации лица в рассказах А.П. Чехова имя собственноеприсутствует.
Это, на наш взгляд, можно объяснить жанром произведений:83малая форма рассказа «вынуждает» автора использовать такой прием для того,чтобы максимально быстро, без лишних предисловий, погрузить читателя вописываемуюситуацию.Внормеоносопровождаетсяименаминарицательными. При этом оно может занимать как первую позицию вноминативном ряду («Иван Великопольский, студент духовной академии, сындьячка, возвращаясь с тяги домой, шел все время заливным лугом по тропинке»(«Студент»)),такизаканчиватьцепочкуинтродуктивныхноминацийперсонажа («Инженер Ананьев, его помощник студент фон Штенберг и явышли из барака посмотреть, на кого она лает» («Огни»)).Случаи, когда в позиции первичной номинации используется только имясобственное и при этом не сообщается никакой дополнительной информации,можно рассматривать как нестандартные.
Ср.: «На свадьбе у Ольги Ивановныбыли все ее друзья и добрые знакомые» («Попрыгунья»); «Петр МихайлычИвашин был сильно не в духе: его сестра, девушка, ушла к Власичу, женатомучеловеку» («Соседи»); «Дмитрий Петрович Силин кончил курс в университетеи служил в Петербурге, но в 30 лет бросил службу и занялся сельскимхозяйством» («Страх (рассказ моего приятеля)»)).Рассмотрим такие случаи, начинающие текст, подробнее.(47) «Петр Михайлыч Ивашин был сильно не в духе: его сестра,девушка, ушла к Власичу, женатому человеку» («Соседи»)(48) «Иван Алексеевич Огнев помнит, как в тот августовский вечер онсо звоном отворил стеклянную дверь и вышел на террасу»(«Верочка»)(49) «Ефрем Денисов тоскливо поглядел кругом на пустыннуюземлю» («Встреча»)(50) «На свадьбе у Ольги Ивановны были все ее друзья и добрыезнакомые» («Попрыгунья»)84(51) «Федор Федорович Сигаев вскоре после того, как застал своюжену на месте преступления, стоял в оружейном магазине Шмукси Ко и выбирал себе подходящий револьвер» («Мститель»)(52) «Был канун Рождества.
Марья давно уже храпела на печи, влампочке выгорел весь керосин, а Федор Нилов все сидел иработал» («Сапожник и нечистая сила»)(53) «В одну скверную осеннюю ночь Андрей Степанович Пересолинехал из театра» («Винт»)В вышеперечисленных примерах (47–53) рассказ о персонаже начинаетсяне с каких-либо общих сведений о нем, знакомящих его с читателем, а синформации о том, что в данный момент чувствует персонаж, названныйтолько именем собственным, или что он в данный момент думает, или сописания какой-то конкретной ситуации с участием этого персонажа.Использование такого зачина выступает в качестве особого художественногоприема. В таких случаях создается ощущение, что читатель застает героявнезапно, в некий значимый момент времени, которому предшествоваласитуация, о которой часто рассказывается в дальнейшем.Такой необычный ввод персонажа в текст произведения, несомненно,является значимым.
Нестандартный зачин может носить стилистическийхарактер и всегда объясняется содержанием или формальной организациейпроизведения. Употребление имени собственного в абсолютном зачине, пословам В.Г. Гака, позволяет ввести читателя сразу непосредственно в гущусобытий [Гак 1998, с. 538]. В текстах А.П.
Чехова этот прием используетсядостаточно часто.Отметим, что еще больший эффект вовлеченности читателя в гущусобытий возникает, когда рассказ начинается с реплики персонажа. Ср.примеры:85(54) «–Пустите меня, я хочу сама править! Я сяду рядом с ямщиком! –говорила громко Софья Львовна» («Володя большой и Володямаленький»)(55) «–Павел Васильич! – будит Пелагея Ивановна своего мужа. – АПавел Васильич! Ты бы пошел позанимался со Степой, а то онсидит над книгой и плачет. Опять чего-то не понимает!»(«Накануне поста»)Такой художественный прием в некоторых работах называется «началомс середины» (см., например, [Кухаренко 1988], [Шилина 2003] и др.).
Анестандартные случаи, когда читатель не сразу получает всю необходимуюинформацию о персонаже, то есть знакомится с образом и характеромперсонажа постепенно, а не в начале текста, когда представление персонажаспециально откладывается, называют «импликацией предшествования» (см.,например, [Кухаренко 1988], [Лелис 2011] и др.).Возникающий в таких случаях эффект «начала с середины» можнообъяснить тем, что употребление имени собственного без сопровождения именнарицательных является маркером повторной, а не интродуктивной номинации.Именно поэтому в начале номинативного ряда оно аномально и создает«импликацию предшествования».2.1.3.
Местоимение 3-го лица в позиции первичной номинацииЕще более нестандартным вводом персонажа в текст произведенияявляется использование местоимения 3-го лица. В норме эта единицаиспользуется для повторной номинации ранее названного объекта и должнаиметь антецедент в предшествующем тексте.
В случае, когда антецедентотсутствует, возникает особый художественный эффект, сходный с описаннымв предыдущем параграфе: читатель оказывается погруженным в самую гущуописываемых событий, создается впечатление, что у рассказчика и читателя86есть некие общие сведения о персонаже и ситуации, о которой идет речь, идополнительная информация в связи с этим не требуется. Ср. пример началарассказа:(56) «Однажды, когда она еще была моложе, красивее и голосистее, унее на даче, в антресолях, сидел Николай Петрович Колпаков, ееобожатель» («Хористка»).В рассказе «Хористка», на наш взгляд, данный прием использован, длятого чтобы с первых строк погрузить читателя во внутренний мир героини, чьивоспоминания, переживания показаны в тексте и с чьей точки зрения подаютсясобытия.2.1.4.
Ввод известного автору лица с помощью именной группы сактуализатором «один»Особый способ ввода лица представляют собой именные группы сактуализатором «один». Ср. следующие примеры:(57) «Между приятелями был у меня тогда один начинающийадвокат» («Сильные ощущения»);(58) «Однажды оба они ехали в вагоне железной дороги и старалисьпобедить одну девицу» («Говорить или молчать?»);(59) «По причинам, о которых не время теперь говорить подробно, ядолжен был поступить в лакеи к одному петербургскомучиновнику,пофамилииОрлову»(«Рассказнеизвестногочеловека»);(60) «Один досужий Шпекин, любивший запускать глазенапа иузнавать «что новенького в Европе», составил некоторого родастатистическую табличку, являющуюся драгоценным вкладом внауку» («Статистика»).87Исследователи считают, что актуализатор один имеет значение «один изэлементов класса, обозначенного существительным» [Гуревич 2003, с.















