Диссертация (1100655), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Длянатуральной школы характерен интерес к обыденному, то есть к факту современнойповседневности, которую писатели видят предметом почти естественнонаучного описанияи изучения — либо самоценного (например, в традиции физиологического очерка), либопозволяющего перейти от внешней, фактической стороны явлений к постижениюдействительности в ее философском смысле204, то есть закономерностей, по которымустроена жизнь человека и общества.В отличие от сентименталистов, которые воспевали «прелестную простоту», и отромантиков, которые поэтизировали необыкновенное, писатели натуральной школы203Исследователи предлагают различные варианты хронологии натуральной школы, однако сходятся в том,что с 1842 года (с момента публикации «Мертвых душ» Гоголя) это направление активно развивается и в1845—48 гг. достигает своего расцвета.
В.И. Кулешов предлагает следующую хронологию: 1839—1842 гг. — предыстория натуральной школы; 1843—1845 гг. — период ее формирования; 1845—1848 гг. —расцвет школы; 1848—1850 гг. — ее эпилог. Хронология Ю.М. Проскуриной не разделяет периодыпредыстории и формирования: 1840-е гг. — зарождение школы, 1845—1848 гг. — ее расцвет, 1848—1850 гг. — распад.
Появление переводов Введенского начинается в 1848 году, однако они подготовлены ивдохновлены расцветом натуральной школы.204Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. —М.: 1969. С. 269134открыли обыденное в его эстетической ценности и сложности: с одной стороны,обыденное — это пошлость и мелочность, ложное начало, которое подавляет и искажаетистинную сущность человека, с другой стороны, оно может быть источником высокого ипрекрасного (натуральная школа изображает обыкновенного человека как обладающегодостоинствомисамоценностью)205,инаконец,обыденноеявляетсянаиболееплодотворной почвой для постижения реальности посредством типизации.Типизация — новаторский метод постижения реальности, выдвинутый натуральнойшколой как начальным этапом становления реализма.
Именно здесь натуральная школаосознавала себя, отталкиваясь от так называемой «реторической школы» (терминБелинского), то есть классицизма и романтизма, для которых основным методомизображения жизни была идеализация. «Классицизм требует, чтобы изображаемое было“приятно”, романтизм — чтобы оно было “необыкновенно”, а обыденные явления низкойжизни изображает с позиции идеализации, разрыва между должным и сущим», —отмечает В. Мельник, подчеркивая новаторство натуральной школы.
Последнююинтересуют типические, то есть закономерные явления жизни; отсюда ее интерес кизображениюповседневного,современного,простого,массового —характеров,внешности, картин быта, толпы как среза общества и т. д.Интерес к индивидуально-своеобразному в жизни и речи. Наряду со стремлениемвидеть жизнь в типах для натуральной школы характерна, на первый взгляд,противоположнаяценность —интерескпричудливым,единичным,сугубоиндивидуальным проявлениям повседневности.
Это внимание к «дагерротипичному»наряду с типичным натуральная школа унаследовала от физиологического очерка. Этодругая сторона все той же поэтизации обыденного — повседневность становитсязанимательной за счет увиденных в ней взглядом художника причудливых, уникальныхявлений, предметов и людей.205См. Проскурина Ю.М. Натуральная школа в свете эволюции и типологии классического реализма //Урал.
гос. пед. ун-т, Н.-и. центр «Словесник». — Екатеринбург: АМБ, 2001: «Гоголь близок реалистам 40-хгодов не только признанием амбивалентной природы обыкновенного, его взаимодействия с необычным, ноглавным образом социальным аспектом изображения повседневной действительности в ее отношениях спростым человеком. Писатели натуральной школы свой интерес к вседневным будням, к обыкновенному, тоесть простому, естественному, массовому и в этом смысле типическому, нередко подчеркивают названиямипроизведений и сборников». С.
20; «Реалисты 40-х годов видят пробуждение сознания в обыкновенномчеловеке, поэтому он вызывает у них не только сочувствие, но часто уважение». С. 21135Эта любовь к своеобразному, неповторимому, уникальному и даже странномуотражается и на стилевом уровне — не случайно авторы натуральной школы вводят влитературу дефектные, деформированные формы устной речи (тавтологии, словапаразиты, алогизмы), документируют безграмотные уличные вывески, поражаютнетривиальными, гротескными сравнениями и метафорами.
Эту особенность отмечалВ.В. Виноградов в работе «Этюды о стиле Гоголя»206, говоря о «дефектно-речевыхобразованиях» как составляющей части гоголевского сказа, об экспрессивностигоголевского стиля и о преобладании в нем выразительных в своей неправильностиприемов живой устной речи; схожее наблюдение высказывал К. Чуковский207, говоря опереносе в литературу безграмотных вывесок как одной из черт «дагерротипичности»,внимания к странному и причудливому в образности и стиле натуральной школы.Интерес к социальной проблематике. В поисках скрытых закономерностейдействительности натуральная школа обратила внимание на социальную природучеловека, на общество как сложный организм. Один из главных вопросов натуральнойшколы — вопрос взаимоотношений человека и среды, то, как среда формирует личность ив чем и насколько личность может противостоять среде.
Человек изображаетсяписателями натуральной школы в многообразии его социальных связей; социальные типы(типичные представители определенных социальных групп) являются предметомхудожественногоисследования«физиологов»идругихписателей.Подходыквзаимодействию человека и среды менялись: если в начале 1840-х гг.
человеквоспринимался как функция среды, что вело к определенной доле обезличиванияперсонажей, то позже писателей начинает интересовать соотношение в человеке двухначал — социально обусловленного и общечеловеческого208. Однако так или иначе мотивнесчастий или пороков человека, обусловленных неблагоприятной социальной средой,является одним из ключевых в литературе натуральной школы.Демократизм в тематике и языке. Внимание натуральной школы к социальномуаспекту человеческого существования закономерным образом порождало интерес кчеловеку из социальных низов. «Натуральная школа намного расширила сферу206Виноградов В.В. Этюды о стиле Гоголя.
— Л.: 1926. С. 66—67.Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. — М.: 1952. С. 80—81. См. также: Кулешов В. Натуральнаяшкола в русской литературе. — М.: 1965. С. 266—267.208Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. —М.: 1969. С. 299—304.207136изображения, сняла ряд запретов, которые незримо тяготели над литературой. Мирремесленников, нищих, воров, проституток, не говоря уже о мелких чиновниках идеревенской бедноте, утвердился в качестве полноправного художественного материала.Дело заключалось не столько в новизне типажа (хотя в некоторой мере и в ней тоже),сколько в общих акцентах и характере подачи материала.
То, что было исключением иэкзотикой, стало правилом»209, — отмечает Ю. Манн. Это было связано с открытиемличности, достойной уважения, в обыденном, «маленьком» и даже низком человеке. Втаком человеке натуральная школа увидела достоинство, отнеслась к нему с сочувствиеми с уважением, а это открыло ему путь в «высокую литературу».Демократизм в тематике побудил писателей искать новые художественные средствадля изображения новых героев.
Одним из способов решения этой проблемы было датьсловогерою,позволитьемувысказатьсясамому;поэтому,какотмечаетЮ. М. Проскурина, «В произведения 1840-х годов интенсивно проникает устная речь,тяготение к которой приобретает всеобщий характер»210.
Вследствие этого в литературувходятновыеширокиеязыковыепласты —диалектизмы,просторечие,профессиональный и социальный жаргон. При этом литература стремится творческиосвоить поток устной речи, поэтому «в произведениях натуральной школы наблюдаетсястремление к письменной обработке устного рассказа с частичным сохранением егопризнаков: у одних авторов — лексических, подчас нуждающихся в пояснениях, как,например, у Даля, у других — синтаксических, создающих сказовую интонацию»211.Национальное «измерение» литературы. Одной из ключевых ценностей натуральнойшколы была национальная самобытность литературы.
Эта ценность включала в себянесколько взаимосвязанных аспектов. Во-первых, предметом изображения писателейнатуральной школы была конкретная действительность — национальная современность.«Жизнь народа в ее самом конкретном национально-бытовом, характерологическом,социальном содержании, а также в содержании национально-исторической традиции,стала определяющим все содержание русской литературы 30-40-х годов эстетическим209Манн Ю.В. Натуральная школа: [Русская литература первой половины XIX в.] // История всемирнойлитературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит.
им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — Т. 6.1989. С. 387210Проскурина Ю.М. Натуральная школа в свете эволюции и типологии классического реализма // Урал.гос. пед. ун-т, Н.-и. центр «Словесник». — Екатеринбург: АМБ, 2001. С. 23211Там же, с. 23137фактором» — отмечает исследователь Е. А. Богдан212. Изображая современную жизньрусского народа, писатели стремились к постижению ее закономерностей: исторически икультурно обусловленного национального характера, специфики социальных отношений,национальных ценностей. На основе этих закономерностей — и тут мы подходим ковторому аспекту «национального» измерения в литературе — писатели стремилисьподойти к решению проблем, актуальных для нации на данном историческом этапе,иными словами — увидеть пути к социальному и нравственному благу народа.Разумеется, признавая национальную самобытность как одну из ключевых ценностейлитературы, сторонники натуральной школы не ограничивались литературой русской.














