Диссертация (1100505), страница 34
Текст из файла (страница 34)
Точка зрения князя Мышкина как главного действующего лица романа:Тут одно обстоятельство странное было, - странное тем, … что случайтакой очень редко бывает (Странное как редкое, т.е. непривычное, не такое каквсегда → другое); Я, может быть, иногда очень странно говорю… (Непонятно,запутанно, князь пытается посмотреть на себя с точки зрения окружающих лиц);Странно, что редко в эти самые последние секунды в обморок падают! (Осмертной казни; странно, т.е. удивительно, необъяснимо, отклонение отожидаемого); …Шнейдер мне высказал одну очень странную свою мысль… чтоя сам совершенный ребенок… (Непонятная мысль, удивительная); Как тыстранно спрашиваешь и… глядишь! (Князь о Рогожине; странно – не так каквсегда, по-другому); Да дай же я хоть обниму тебя на прощанье, странный тычеловек! (Князь о Рогожине; поведение странное, т.к.
отличается от обычногоповедения того или иного человека); Я как будто смешиваю… Как этостранно! (Состояние князя перед припадком эпилепсии; странные, едвауловимые, смутные мысли, князь фиксирует свое необычное состояние, не такоекак обычно); Я не краснею, - потому что от этого странно же краснеть, неправда ли? (Князь придерживается общепринятой точки зрения); Как этостранно! Как это странно! (Неуловимые, еще не оформившиеся мысли князяпо поводу происшедшего – герой испытывает трудности в вербализациисобственных идей); Я боюсь вам ответить; все это очень странно; но… (Ответ181князя на высказывание Евгения Павловича об Ипполите; князю сложно датьразумное объяснение слишком непривычным и необычным событиям); Это былтолько сон… странно, что в этакую минуту такой сон… (Князь про сон оНастасье Филипповне, который снился ему перед встречей с Аглаей; вновьневозможность дать логическое объяснение событиям); И что у вас [Лебедева]за повадка так...
странно поступать? Ведь вы... просто шпион! (ОценкаСТРАННО приобретает резкую отрицательную коннотацию).Проанализировав данные контексты, приходим к выводу, что оченьмногоевокружающейдействительностикажетсякнязюстранным,отклоняющимся от нормы: действия, поведение окружающих, обстоятельстважизни, мысли и внешний вид людей. Особенно явно ощущение странностивсего происходящего проявляется перед тем, как у героя начинается приступэпилепсии: в это время он отделяется от окружающей действительности, мираобыкновенных людей. Больное сознание искажает реальность, переносит герояв мир, где все по-другому, где крайне сложно вместить происходящее в рамкинормы.
Однако в нормальном состоянии князь пытается в своих оценкахпридерживаться общепринятой точки зрения. И это еще больше отделяет его отостальных персонажей: герой ощущает, насколько его поведение несоответствует общепринятым нормам, непонятно и нелогично: Я, можетбыть, иногда очень странно говорю…; Я не краснею, - потому что от этогостранно же краснеть, не правда ли? Князь пытается придерживатьсяобщепринятой точки зрения, однако, если бы это было для героя нормойповедения, он не стал бы акцентировать на данном моменте внимание.Как было сказано ранее, если что-либо отклоняется от общепринятыхнорм, установленных обществом, большинство действующих лиц расцениваетэто как странное, причем оценка сразу приобретает отрицательные коннотации.Формируется следующий механизм вынесения оценки: ‘не такой, как я/не такой,как у меня’ → ‘непонятость’ → ‘неприязнь’. Князь же смотрит на даннуюситуацию как бы наоборот: многое из того, что ему кажется странным, что182отклоняется от нормы, принадлежит другому миру – обычному, где действуютобщепринятые нормы.
Но та, обыкновенная реальность чаще всего выступаетдля него со знаком плюс. Герой остро переживает свое отличие от большинства,но в то же время не может не противопоставлять себя миру, хотя это идоставляет ему неприятности, делая его чужим, «иным» для окружающих.Таким образом, во многих контекстах оценка СТРАННЫЙ, вложенная в устакнязя Мышкина, лишена отрицательных коннотаций (например, в егообращении к Рогожину: Да дай же я хоть обниму тебя на прощанье, странныйты человек!).II.
Точка зрения других персонажей романа:Генерал Епанчин: …одет странно, как-то по-немецкому… (одет странно– т.е. не так, как все, непривычный внешний вид; в данной оценкепросматривается элемент отчужденности, неприязни: не такой, как я и как все→ чужой → неприязненное отношение; более того, на основании данной оценкиможно сделать вывод о том, что генерал – крайне традиционный в своихвзглядах и убеждениях человек, склонный резко отрицательно относиться ковсемучужому,втомчислеиностранному,непривычному;генералунеподвластно проникновение в «другой» мир, где автор поместил большинствосвоих главных действующих лиц); Странные вы все какие-то люди стали, совсех сторон… (о своем семействе и князе; не такие, как всегда, непонятные длянего; генерал не в состоянии понять смысл некоторых поступков и поведениеокружающихеголюдей,поэтомуондаетсоответствующуюоценку,сопряженную с неприятием всего происходящего); Все это как-то странностряслось (о неприятном случае с Евгением Павловичем; вновь данная оценкасодержит негативный компонент); Только смотрю, представляется что-тостранное: сидит она, лицо на меня уставила, глаза выпучила, и ни слова вответ, и странно, странно так смотрит, как бы качается (рассказ генерала осмерти старухи, в речи героя применяется прием остраннения: ситуация смертипредставлена как отклоняющаяся от нормы жизненная ситуация).183Лизавета Прокофьевна: Это странно (так Лизавета Прокофьевнаотзывается о князе, который сидел в передней, ожидая приема у ИванаФедоровича;страннымгенеральшасчитаетлюбоеотклонениеотобщепринятых норм поведения; Лизавета Прокофьевна также принадлежитвполне обычному миру, населенному ординарными людьми, где любоеотклонение от нормы вызывает резкую неприязнь).Ганя: …там на меня теперь … по одному совершенно странномуобстоятельству…и смешному…немножко сердятся…(Ганя объясняет князюобстоятельства его размолвки с Епанчиными; в значение слова СТРАННЫЙвносится дополнительный смысл ‘непонятный, нелогичный’; более того, дляГани - самого что ни на есть «ординарного» человека (как позже заметил князьМышкин) – любое непонятное явление приобретает характер абсурдного, даженелепого, что подтверждает употребление в данном контексте прилагательногоСМЕШНОЙ).Варя: Я и прежде о ней тоже много странного слышала (так Варяотзывается о Настасье Филипповне; значение прилагательного – 'необычное,удивительное, нетипичное поведение’; также прибавляется дополнительныйотрицательный смысл: странное как нечто предосудительное).Коля: Странно, что вы отнего чего-нибудь ожидали (Коляразговаривает с князем о своем отце – генерале Иволгине; странно в значении‘непонятно, неясно, необъяснимо’).Настасья Филипповна: А правду, стало быть, про вас говорят, что вычеловек странный (Настасья Филипповна о князе; не такой, как все,неординарный, отличный от других.
Важно то, что Настасья Филипповна даетоценку не самостоятельно, а ссылается на слова окружающих людей, на общеесложившееся мнение о князе Мышкине; с ее же точки зрения князь нискольконе странен, а, наоборот, принадлежит к тому же миру, что и сама героиня.Настасья Филипповна подтверждает, что князь Мышкин не такой, как все, ноэто не влечет за собой негативную оценку).184Евгений Павлович: Так… вот вы как, однако, странно… (ЕвгенийПавлович о поведении князя Мышкина; странно, т.е. необычно, неординарно,удивительно; вновь обращает на себя внимание негативный компонентзначения, присутствующий в оценке); Я ведь в точности знаю всю этустранную скандальную сцену, происшедшую у Настасьи Филипповны, когдаРогожин принес свои деньги.Князь Щ.: Чрезвычайно странные люди (мнение князя о семействеЕпанчиных; не такие, как все, отличающиеся от высшего общества нетипичнымповедением).Ипполит: Но мне как будто казалось временами, что я вижу, в какой-тостранной и невозможной форме, эту бесконечную силу, это глухое, темное инемое существо (сознание героя наполовину замутнено и искажено болезнью,отсюда возникают трудности в вербализации тех или иных мыслей, болезнь,искажающая сознание Ипполита, также переносит его в некий неординарный инепривычный мир); Нельзя оставаться в жизни, которая принимает такиестранные, обижающие меня формы(странная жизнь – не простоотклоняющаяся от нормы, но и глубоко неприятная герою, неприемлемая длянего).Сановник на вечере в княгини Белоконской: Не с этим ли Павлищевымистория вышла какая-то...
странная... с аббатом... забыл, с каким аббатом,только все тогда что-то рассказывали (снова оценка СТРАННЫЙ приобретаетотрицательную коннотацию: ‘отклоняющийся от нормы → неприемлемый,неприятный’);Лебедев: Всякий имеет свое беспокойство, князь, и... особенно в нашстранный и беспокойный век (герой дает соответствующую оценку не эпохе, асовременным ему людям).Проанализировав приведенные примеры, можно сделать вывод, чтонаиболеечастосубъектамиоценочногосуждениясприлагательнымСТРАННЫЙ являются самые что ни на есть обычные персонажи романа, такие,185как генерал Епанчин, Лизавета Прокофьевна, Евгений Павлович.
Суждения иоценки этих действующих лиц координируются правилами и нормами,установленными обществом. Все, что так или иначе отклоняется отустановленных стереотипов, кажется им непривычным или нелогичным,непонятным, расценивается как странное. Чаще всего подобные оценки в устахданных персонажей сопровождаются отрицательными коннотациями. Данныеперсонажи явно отдалены от «странного» мира, в котором живут главные героиДостоевского.
Тот непонятный и непривычный мир для них неприемлем.Показательно, что чаще всего как странный оценивается князь Мышкин, чтоеще больше подчеркивает его чужеродность, отделенность от обычного мира.Следует отметить, что в рассмотренных употреблениях прилагательногоСТРАННЫЙ практически не просматривается смысл ‘смутный, неявный, струдом поддающийся вербализации’ (за исключением единичных контекстов(история вышла какая-то... странная...), где употребление неопределенногоместоимения вызвано нежеланием распространяться о ситуации или женехваткой информации о ней). Это свидетельствует о трезвом взгляде данныхперсонажей на окружающую действительность. Для них существуют всего дваоснования для подобной оценки: объект оценки непривычен, нетипичен (1) //непонятен (2) → не такой, как я → неприятие.
Также показательным моментомявляется почти полное отсутствие контекстов, где прилагательное СТРАННЫЙвложено в уста других главных героев Достоевского – Настасьи Филипповны иРогожина, когда они оценивают князя Мышкина. Это свидетельствует об ихдуховной близости с князем, которого они не воспринимают как личностьстранную и вызывающую неприязнь [Шилова 2015: 411-412]. Таким образом,Настасья Филипповна и Рогожин принадлежат тому же миру, что и князьМышкин, – особому, никому не понятному.III. Точка зрения повествователя (все контексты можно разделить погруппам, на основании того, смотрит ли повествователь на мир глазами того илииного персонажа или же обнаруживает свою внесобытийную точку зрения):186а) повествователь смотрит на мир с позиции стороннего наблюдателя,представляя как бы общий взгляд на ситуацию всех свидетелей того или иногособытия или же высказывает общепринятую точку зрения по данному вопросу:Во взгляде их [глаз] было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное тогостранного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда всубъекте падучую болезнь (автор наблюдает за князем с точки зрения обычногочеловека, едущего в поезде); А князь и сам вошел робко, чуть не ощупью,странно улыбаясь, засматривая всем в глаза и всем как бы задавая вопрос...(автор занимает позицию всех присутствующих в комнате); Дня два послестранного приключения на вечере у Настасьи Филипповны, которым мызакончили первую часть нашего рассказа...















