Коррекционно-развивающее влияние занятий музыкой на нейрокогнитивное развитие детей начальной школы (1099156), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Rauscher et al (1993) приводят свидетельства того, что уроки игры нафортепьяно могут ускорять процесс обучения второклассников таким разделамматематики, как дроби и пропорции. Этими же авторами было замечено, чтопрослушивание некоторых музыкальных произведений увеличивает показателирешения задач, требующих пространственно-временного мышления.
Но данныйэффект не стоек, по данным исследования он длится до 15 минут.Не отрицая влияния визуально-линейных представлений пространственныхвзаимоотношений между звуками разной высоты, которое даёт фортепьяно, мыпредполагаем, что занятия музыкой, независимо от инструмента, могут развиватьпространственные функции человека. Музыка сама по себе – некоторая заданнаяпоследовательность во времени, а в гармониях отражаются законы пропорции. Вцелом к музыке применимы те же законы пропорции и гармонии, которыеприменяются в архитектуре, живописи и т.п.
(М. Марутаев, 1990; А.Ф. Лосев, 1990)18Таким образам, правомерно поставить вопрос, не может ли занятие музыкойсамо по себе, без привязки к координатам тех или иных музыкальных инструментов,способствовать формированию пространственных представлений? Иначе говоря,встаёт вопрос, способна ли музыка сама по себе формировать пространственныепредставления.Для проверки данной гипотезы мы сравнили динамику развитияданного фактора у детей, занимающихся на фортепьяно или на флейте. Конечно, приигре на флейте тоже присутствует система координат, которую можно сопоставлять свысотой звука.
Но она не жесткая, абсолютной привязки высоты звука к зажатиюближнего или дальнего клапана нет. Кроме того, руки на инструменте расположеныстатично и в пространстве не перемещаются. Всё вышесказанное даёт нам правопредположить, что механизм влияния музыкальных занятий, описанный Ф. Раушер иколл, при игре на флейте действовать не будет.Как показали результаты исследования, и пианисты, и флейтисты вбольшинстве проб на пространственный фактор показали схожую динамику развития.Различия между первой и второй пробами в обеих группах статистически значимы(Р<0,05). При этом, в пробах «рисунок стола» и «рисунок дома» средний штрафнойбалл в группе флейтистов снизился значительно сильнее, чем у пианистов.Таким образом, можно утверждать, что визуализация линейных представленийпространственных взаимоотношений между звуками разной высоты не являетсяосновныммеханизмомвлияниямузыкальныхзанятийнаразвитиепространственного компонента психических функций.
Важным механизмом развитияпространственного фактора на музыкальных занятиях мы считаем постоянноепросчитывание длительности, которые неизменно сопровождают музыцирование.Следует отметить, что зачастую эти операции идут неосознанно, ребёнок подчиняетсялогике самой мелодии, и если какие – либо ноты сыграны неправильно (не тедлительности) – они выпадают из размера, мелодия разрушается, что может служитьобратной афферентацией слуховой модальности.
Мы не отрицаем влиянияпространственной визуализации звуковысотных отношений, которую обеспечиваетигра практически на любом музыкальном инструменте, но по результатам настоящегоисследования мы ее не можем рассматривать как ведущий механизм.Проанализируем развитие пространственного компонента в группе детей,испытывающих трудности в обучении.У детей, занимающихся музыкой, и незанимающихся музыкой, значимые различия были получены в пробе Хэда. При этом19следует отметить, что снижение штрафного балла у детей, занимающихся музыкой,более, чем в 2 раза превышало показатели детей, не занимающихся музыкой.
У детей,занимающихся музыкой, статистически значимые изменения наблюдались также впробе Бентона и пробе на понимание логико-грамматических конструкций. Вконтрольнойподгруппестатистическизначимыхизмененийпопробам,направленным на исследование пространственной составляющей психическихфункций, нет. Таким образом, мы можем констатировать положительное влияниезанятий музыкой на развитие пространственных функций у детей, испытывающихтрудности в обучении.Проанализируем далее механизмы влияния музыкальных занятий на развитиекинетического фактора. В группе детей, занимающихся музыкой, во всех пробах,направленных на анализ работы данного фактора, была получена положительнаядинамика: проба на динамический праксис правой и левой руки, графическая проба«забор», проба на реципрокную координацию (Р<0,01). В контрольной группестатистически значимые различия были получены только в пробе на динамическийпраксис в правой руке (Р<0,05).Таким образом, можно думать, что музыкальныезанятия способствуют не только более интенсивному, но и более генерализованномуразвитию данного фактора внутри разных психических функций.
Было замеченотакже, что у нескольких испытуемых результаты пробы на динамический праксис влевой руке и выполнение пробы «забор» левой рукой стали хуже. В группе детей,занимающихся музыкой, отрицательной динамики в данных пробах в левой руке ненаблюдалось. Вероятно, ухудшение динамического праксиса в левой руке вконтрольной группе связано с тем, что в общеобразовательной школе с началомписьменной деятельности нагрузка на эту руку становится минимальной.
При игре навсех музыкальных инструментах левая рука остаётся активной, а действия,осуществляемые ей, постоянно совершенствуются и усложняется. Что касаетсямеханизмов влияния музыкальных занятий на данный фактор – здесь они очевидны:игра на любом музыкальном инструменте требует в большей или меньшей степениотработки - автоматизации определённой последовательности движений во времени,согласованной работы рук. Причем неплавность, несогласованность, ошибочность вдвижении приведёт к неправильному звучанию, неправильной мелодии.
Здесь такжеслуховая модальность может выступать в качестве обратной афферентации для20коррекции двигательных актов (отсутствие напряженности, резкости в движениях,коррекция упрощений программы, персевераций).Сравним влияние на данный фактор игры на фортепьяно и на флейте. Можнопредположить, что игра на фортепьяно требует большего включения динамическойсоставляющей движений. При игре на флейте каждый палец закрывает свой клапан,руки остаются статичными и не меняют своего положения.
На фортепьяно движениярук более разнообразны и положение рук постоянно меняется. Однако по результатамисследования обе группы дали схожую положительную динамику развития данногофактора. Кроме того, по графической пробе на динамический праксис («забор»)динамика у флейтистов даже выше. Может быть, это связано с тем, что произведениядля фортепьяно 1-х классов музыкальных школ не требуют такого разнообразиядвижений, которое позволяет пианино, и каждая рука не сильно меняет своёположение. Поэтому за движение рук в пространстве клавиатуры на этом этапемузыкальных занятий преимущественно отвечает пространственный фактор.У детей, занимающихся музыкой, значительно улучшился показатель по пробе«реципрокная координация», указывающий на формирование межполушарноговзаимодействия (Р<0,01).
В контрольной группе различия статистически не значимы.Причины вполне очевидны: согласованная работа рук на школьных занятияхтребуется только на уроках физкультуры и немного на уроках труда. Причёмсогласованность на них не является самоцелью. В музыкальной школе игра на любоммузыкальном инструменте требует точной согласованности в работе рук, каждаяошибка может привести или к не вовремя сыгранной ноте (при игре на фортепьяно),или к взятию ноты не той высоты (при игре на флейте).Реципрокная координация улучшилась и у пианистов, и у флейтистоводинаково. Этого в принципе и следовало ожидать, оба инструмента предполагаютсхожие действия в обеих руках. Интерес может представлять сравнение динамикиразвития межполушарного взаимодействия у детей, занимающихся музыкой наинструментах, где от правой и левой руки требуются принципиально разные действия(скрипка, гитара).
Можно предположить, что здесь скорее всего на первый план будетвыступать проблема не межполушарного взаимодействия, а межполушарнойасимметрии, описанной M.S. Gazzaniga (1970).Рассмотренные данные о влиянии занятий музыкой подтверждает и анализдинамики развития данных функций у детей коррекционной группы: дети,21занимающиеся музыкой, показали лучшую динамику в пробах на динамическийпраксис и на двигательную память. По всем этим пробам в контрольной группеизменения не были значимыми.Динамика развития реципрокной координации была статистически значимой вобеих клинических подгруппах (р<0,05 в контрольной группе и Р<0,01 вэкспериментальной), что можно объяснить активными занятиями по развитиюмежполушарного взаимодействия, которые проводились со всеми детьми.Таким образом, предположение о положительном влиянии музыкальныхзанятий на кинетический фактор и фактор межполушарного взаимодействия длядетей, испытывающих трудности в обучении можно считать доказанным.Известно, что всякое психическое развитие ребенка носит системный характер,то есть формирование одних функций неизбежно влияет на развитие других.
Длявыявления системности развития ВПФ под влиянием музыкальных занятий мыпроанализировали результаты комплексного нейропсихологического обследования.У детей, занимающихся музыкой, значимо улучшились результаты в пробе напраксис позы (Р<0,01). В контрольной группе различия статистически незначимы.Причины развития кинестетического фактора весьма очевидны: игра как нафортепьяно, так и на флейте требует дифференцированной работы каждого пальца.Ошибка может приводить к нажатию на нескольких клавиш или к неполномузакрытию отверстия на флейте.
Между флейтистами и пианистами существенныхразличий в динамике данного фактора не наблюдалось.Во всех группах нормы в пробах на зрительную память наблюдаласьположительная динамика (Р<0,05). В клинической группе статистически значимыеизменения были только у детей, занимающихся музыкой.При исследовании вербальной памяти статистически значимые различиямежду первым и вторым обследованием наблюдались в группе пианистов (Р<0,01) и вконтрольной группе (Р<0,05). У флейтистов такой динамики не наблюдалось. Можнопредположить, что пианистам приходится в большей мере работать со знаковымматериалом и запоминать его.















