2 (1099113), страница 3
Текст из файла (страница 3)
на борьбу с которыми государству приходится тратить 7 значительные средства, можно увидеть своего рода трагедию, взрывающую китайское общество изнутри. Оценивая качество диссертационной работы, следует высказать некоторые критические соображении и пожелания. Во-первых, в ходе раскрытия теоретико-методологических основ работы автор апеллирует к широкому кругу ученых, в первую очередь к трудам западноевропейских мыслителей, включая Гегеля и Канта, что, несомненно, является болыпим плюсом данной работы, так как позволяет проследить развитие философско-методологических представлений о некоторых изучаемых феноменах вплоть до современности. Однако автор обходит стороной философские модели, оказывающие влияние на государственную идеологию Китая, на развитие китайского общества и культуры.
В рамках работы, основным объектом рассмотрения которой является, в том числе, и специфика культурного преломления феномена игровой зависимости и переживаний опыта потока, рассмотрение философии китайской культуры позволило бы углубить представления о рассматриваемых явлениях. Обращение к китайской философской мысли в попытке обнаружения теоретической базы, способной дать понятийный аппарат для описания специфики феноменов как зависимости в целом, так и переживания опыта потока, существенно обогатило бы данное диссертационное исследование.
Во-вторых, есть некоторые вопросы, связанные с анализом эмпирических данных. В первой и второй гипотезах автор говорит об «общем ~уя интернет-зависимости и опыта потока факторе — имеющихся у игроков проблемах управлением временем». Непонятно, что автор понимает под проблемами с управлением временем и каким образом влияние этого фактора рассматривается в исследовании: является ли показателем проблем с управлением временем только шкала «проблемы контроля времени», или существуют ли еще какие-либо показатели? В параграфе 2.3.7 автор анализирует связь качества общения в ходе игры с опытом потока и интернет-зависимостью. При этом, на основе данных корреляционного анализа автор делает вывод: «Если исключить факторы, связанные со временем, то интернет-зависимость даже негативно влияет на качество общения в ходе игры». Вывод о влиянии одного фактора на другой делается только на основе корреляционного анализа, что кажется неправомерным.
Необходимы дополнительные данные, которые бы давали основание для выводов о влиянии факгора интернет-зависимости на качество общения. В-третьих, в процедуре исследования указано, что опросники распространялись двумя способами: "'онлайн способом" — через сайты и форумы для игроков и "бланковым". Одной из причин использования бланкового метода явилось то, что у школьников мало возможностей 8 посещать сайты и форумы для игроков, хотя они активно играют.
11ри этом автор не пишет, как это отразилось на выборке. Возможно ли, что школьники бьши опрошены только бланковым методом, а более старшие респонденты — и бланковым, и онлайн7 Если это так, то метод сбора данных мог оказаться побочной переменной, повлиявшей на выявленные различия между разными возрастными группами. В-четвертых, хотелось бы, чтобы автор уделил больше внимания вопросам практического применения результатов данного исследования, формулированию принципов оказания превентивного воздействия с целью профилактики интернет-зависимости.
Есть также некоторые мелкие замечания: например, в работе не объясняется„что такое «латентные факторы онлайновой игровой деятельности» (с.17): что такое «путевой анализ» (стр.80) и другие неточности. В параграфе 2.3.8 автору следовало бы привести не только общемировую статистику по интернет-зависимости, но и статистику по китайским пользователям, чтобы показать, насколько распределение респондентов с интернет- зависимостью соответствует картине в обществе. В качестве пожелания автору неплохо было бы сделать акцент в дальнейших исследованиях на методологию игровой деятельности, разработанную в рамках культурнодеятельностного подхода, тем более, что упоминание об этом автором сделано (стр.11). Так как автор своей целью видит раскрытие и понимание механизмов формирования и функционирования интернет-зависимости в ее взаимосвязи с переживаниями опыта потока, то применение культурно-исторического и деятельностного подхода способно сильно обогатить как теоретические, так и практические выводы, вытекающие из результатов исследования, приведенного в данной диссертационной работе.
Все высказанные замечания и пожелания, безусловно, не снижают высокой оценки данного исследования. К несомненным сильным сторонам данной диссертационной работы необходимо, в первую очередь, отнести ту добросовестность, с которой она выполнена, начиная от объема выборки, заканчивая литературным обзором. Автор приложил все усилия для максимального раскрытия как проблематики исследования, его научной новизны и значимости, так и обработки полученных данных и обсуждения результатов.
Уважение вызывает то. с какой тщательностью автором была произведена адаптация русскоязычной методики для китайской аудитории, осуществлена обработка и обсчет результатов„как скрупулезно была проанализирована и уравновешена выборка респондентов. Нельзя не отметить крайнюю степень актуальности данного исследования, как для китайского общества, так и для общего понимания процессов формирования интернет-зависимости. Затронутая в 9 данном исследовании проблема, представленная в социокультурном контексте, без сомнения, имеет важное значение для современной науки н нуждается в дальнейшей разработке и исследовании.
Всд вышесказанное позволяет заключить„что диссертация Ван Шилу на тему «Интернет- зависимость у участников компьютерных игр (на ма сериале китайской культуры)», представленная на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии, является полноценным научно-исследовательским трудом, выполненным автором самостоятельно на высоком научном уровне. Диссертация Ван Шилу на тему «Интернет-зависнмость у участников компьютерный игр 1на материале китайской культуры)» соответствует требованиям Положения о порядке присуждения ученых степеней ВАК при Минобрнауки России (утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г.
№ 74, в редакции постановления Правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 475), а ее автор — Ван Шилу заслуживает присуждения ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии. Доктор психологических наук„профессор, член корреспондент РАО„ профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова у7, 10 .














