Диссертация (1098912), страница 19
Текст из файла (страница 19)
Кэфферентным звеньям можно отнести принятие решения об оценке или отмеривании интервала(проспективной или ретроспективной), а также сам отсчет, обращение к часам или другимориентирам, опору на показатели биоритмической активности. Результат оценки длительностив зависимости от ее точности и достижения адаптации приводит к завершению процесса илиего перестройке при отсутствии достижения поставленной цели. Функциональная системавосприятия времени характеризуется динамичностью как в актуальной ситуации (изменения69мотивации, эмоционального состояния, колебания внимания и др.), так и течение жизни(развитие системы средств знаково-символического опосредствования, изменение доступностиобращения к прошлому опыту вследствие перестроек в памяти и др.).
Психологическая модельвосприятия длительности представлена в Приложении 1.Результатом переживания времени оказывается структурирование собственной личности,жизненного опыта, во времени, в частности, посредством построения временной перспективы.Целью переживания времени является саморегуляция в контексте самосознания. Построениевременной перспективы, предположительно, формируется «на базе» способности к восприятиювременииобусловленонеобходимостьюповышенияадаптационныхвозможностейпосредством опоры на прошлый опыт и антиципации результатов деятельности. Оценка дажекороткого временного интервала предполагает извлечение из памяти информации о егодлительности и, соответственно, предполагает формирование плана прошлого, отличного отнастоящего.
Представление о предполагаемом времени окончания интервала посредствомантиципации впоследствии также развивается и содержательно наполняется и способствуетформированию плана будущего. Таким образом, в онтогенезе временная перспектива, вероятно,претерпевает изменения, приобретая не только важное значение для функционирования «здесьи теперь», но и для регуляции различных аспектов самосознания «в отрыве» от реальнойситуации. Изменения эти не только количественные, но и качественные: если восприятиевремени, скорее, относится к индивидному уровню, то переживание времени связано сфункционированием личности.
Глубокой переработке информации, связанной с прошлым,настоящим или будущим, и обращению к ней предшествует «пусковой» стимул – некотораязадача, поставленная личностью. Построение и обращение к временной перспективепроисходит на основе актуальной мотивации, с учетом эмоционального состояния ипсихического статуса. Нельзя отрицать зависимость временной перспективы от состоянияпсихических функций и биоритмической мозговой активности. Тем не менее, в отличие отвосприятия времени, роль последних факторов снижается, хотя и является значимой:безусловно, обращение к прошлому опыту, анализ событий настоящего и антиципациябудущих событий неразрывно связаны с процессами памяти, внимания, вероятностногопрогнозирования и др.
В частности, построение и обращение к временной перспективепроисходит при учете прошлого опыта, а именно, информации о событиях, о единицахизмерения (день, неделя, год и др.). При этом ведущая роль в формировании временнойперспективы принадлежит личностным факторам: информация о прошедших событияхизвлекается с учетом их эмоциональной оценки, отношения к ним. Характер самооценки,самоотношения, личностных установок определяет характер временной перспективы: еегармоничность или сбалансированность; «разорванность» прошлого, настоящего и будущего;70смещенность временной перспективы в сторону одного из временных планов. Афферентныйсинтез «предпосылок» формирования или обращения к временной перспективе завершаетсяформированием программы действия (глубокая переработка или извлечение информации опрошлом, построение картины будущего или настоящего и др.) и, в терминологии теориифункциональных систем, акцептора результатов деятельности.
Параметры результата, аименно,структурированиясобственнойличностивовремени,иэффективностьсформированной ментальной конструкции в регуляции самосознания, благодаря процессуобратной афферентации поступают в звено акцептора результатов деятельности. Кэфферентному звену временной перспективы, вероятно, можно отнести произвольноеобращение к прошлому, настоящему и будущему; работу личности по ее структурированию;процессы вспоминания, антиципации событий, переработки и осмысления эмоциональногоопыта. Афферентным звеном оказывается синтез «предпосылок» формирования временнойперспективы и обратная афферентация информации о параметрах полученного результата(структурирования собственной личности во времени, эффективности сформированнойментальной конструкции в регуляции самосознания), а также обратная афферентация от блокапрограммы действия к акцептору, имеющая смысл эмоциональной оценки верности выбраннойстратегии по отношению к необходимым параметрам результата.
Мы предполагаем, чтопереживание времени, помимо временной перспективы, также включает использование дляобозначения времени метафор, художественных образов, цвета. Это также являетсярезультатом глубокой, личностной переработки временной информации и, вероятно, как ивременная перспектива, выполняет по отношению к собственной личности структурирующуюфункцию. Данные феномены не являлись предметом нашего исследования, но, безусловно,представляютинтересвконтекстепредложенноймоделивосприятиявремени.Психологическая модель временной перспективы представлена в Приложении 2.Субъективная оценка скорости течения времени связывается с числом произошедшихсобытий в определенный промежуток времени; его связью с постановкой важных целей изадач; ощущением давления времени из-за его нехватки для выполнения необходимых дел;особенностями работы биологических часов.
Вероятно, на итоговую оценку оказывает влияниекак факторы, связанные с оценкой длительности, так и факторы, связанные с ценностным,мотивационным аспектами восприятия времени. Оценка скорости течения времени вопределенных, эмоционально окрашенных, ситуациях без заданных временных рамок (принахождении с людьми или в одиночестве, в хорошем или плохом настроении), вероятно,увеличивает вес второго вида факторов в данной оценке. Таким образом, вероятно,субъективная оценка скорости течения времени в различных ситуациях или в определенныепериоды времени не относится к восприятию времени, а отражает субъективную оценку71человеком эффективности восприятия и переживания времени с точки зрения собственногосостояния (оцениваемого как хорошее или плохое) и исходя из социальных стереотипов обускорении хода времени с возрастом и др. (это подтверждается данными проведенной намиклинической беседы с испытуемыми контрольной и клинической групп, а также даннымиспециальных исследований), а также, возможно, в целом общее состояние психического ифизиологического благополучия.72Глава 3Характеристика испытуемых и описание методик эмпирического исследованияВ проведенном исследовании добровольно приняли участие 48 больных депрессиями ввозрасте от 50 до 80 лет (их средний возраст составил 64,5±8,8 года), находившихся на лечениив клинике ФГБНУ НЦПЗ (директор – доктор медицинских наук, профессор Т.П.
Клюшник).Среди испытуемых клинической группы было 17 женщин и 31 мужчин. 34 человека имеливысшее образование, 14 – среднее или среднее специальное образование. К моментуобследования 16 испытуемых продолжали трудовую деятельность, 32 – вышли на пенсию.Депрессии, наблюдаемые у обследованных пациентов, различались по типу течениязаболевания. В группу вошли 22 пациента с рекуррентным депрессивным расстройством (РДР)(F.33), 13 пациентов с биполярным аффективным расстройством (БАР) (F.31), 7 пациентов сзатяжнымидепрессивнымиэпизодами(ДЭ)(F.32),6пациентовсхроническими(аффективными) расстройствами настроения (ХРН) (F.34).
Среди пациентов преобладалибольные с апато-адинамическими депрессиями, в структуру которых часто включалисьтревожные, тоскливые и (или) сенесто-ипохондрические расстройства. 26 испытуемых ввозрасте от 50 до 81 года (средний возраст – 61,8±10,7 лет) составили контрольную группу.Среди испытуемых данной подгруппы было 12 мужчин и 14 женщин. 23 человека имеливысшее образование, 3 – среднее специальное или среднее образование. К моментуобследования 21 испытуемый продолжал трудовую деятельность, 5 – вышли на пенсию.Большинство испытуемых клинической и контрольной групп считали себя правшами.Выбор методик эмпирического исследования был обусловлен его целями и задачами.С целью выявления различий в особенностях и отношений между различными аспектамивосприятия времени при нормальном старении и при поздних депрессиях участникамисследования были предложены задания на оценку и отмеривание временных интервалов(Балашова, Ковязина, 2012).
Им предлагалось оценить длительность четырех короткихинтервалов, включая ретест, в следующей последовательности: 10, 5, 15, 10 секунд. Такжепроводилось исследование по методике «субъективная минута»: испытуемого просилиотсчитать про себя минуту. Экспериментатор нажимал на кнопку секундомера и просилиспытуемого сказать «стоп», когда, по его мнению, пройдёт ровно одна минута после нажатия.73Помимо оценки коротких незаполненных временных интервалов, участникам предлагалосьоценить продолжительность обследования. Участников не предупреждали заранее онеобходимости ее отслеживания.
В конце обследования экспериментатор задавал вопрос: «КакВы думаете, сколько времени заняло исследование?». Также требовалось оценить текущеевремя по следующей инструкции: «Пожалуйста, не глядя на часы, постарайтесь сказать,сколько сейчас времени?» Реальное время и ответы испытуемого фиксировались в протоколе.Таким образом, были охвачены различные аспекты восприятия времени, а именно,проспективная оценка коротких, незаполненных длительностью интервалов, с учетом динамикиоценивания (его уточнения или ухудшения при ретесте), а также ретроспективная оценкадлительных,заполненныхдеятельностьюинтервалов.Взападнойтрадицииоценкапродолжительности обследования (т.н.















