Диссертация (1098878), страница 4
Текст из файла (страница 4)
У большинства мужчин с МВ (97%) развиваетсяпатологическое состояние, при котором в эякуляте отсутствуют сперматозоиды(азооспермия), обусловленное врожденным отсутствием, атрофией или обструкцией18семенного канатика. Таким образом, большинство больных МВ мужского полаявляются бесплодными. У женщин с МВ также снижается способность производитьжизнеспособное потомство из-за повышения вязкости канала матки затрудняющегомиграцию сперматозоидов. Однако многие женщины, страдающие МВ, сохраняютдетородную функцию.В течение последних десятилетий лечение МВ постоянно совершенствуется,что приводит к значительному увеличению продолжительности жизни даннойкатегории больных.
По данным различных источников, на сегодняшний день средняяпродолжительность жизни больных МВ составляет около 30 лет [4, 43, 55, 96].БлагодаряпостоянномуулучшениюведениябольныхМВцелесообразнымстановится прогнозирование его роста до 40 лет. Несмотря на очевидные достижениятерапии таких больных, при прогрессировании заболевания развивается тяжелаялегочная недостаточность, выраженные нарушения вентиляционной функциилегких. Поэтому для больных МВ важную роль играет оценка вероятного прогноза,что позволит своевременно применить более интенсивное лечение [55].А.Ф.
Неретина и соавт. (2013) отмечают, что ограничение жизнедеятельностибольных МВ представляет важную медико-социальную, психолого-педагогическуюи экономическую проблему. Весьма важную роль в решении этих проблем имеетранняя и долговременная реабилитация этого сложного контингента пациентов,поскольку от эффективности реабилитации во многом зависит дальнейшее течениеболезни и, как следствие, уровень качества жизни пациентов [75].Психологические особенности больных муковисцидозомНа данный момент в России недостаточно исследований, посвященныхпсихологическим аспектам МВ. Отсутствуют исследования, которые могли быотразить возрастную динамику клинико-психологических аспектов МВ.
Наряду сэтим, в литературе все чаще приводятся клинические данные по прогрессированиюМВ с возрастом. При этом имеет место увеличение ограничений на повседневноефункционирование пациентов в виде нарастающих симптомов и увеличивающихсялечебных процедур, что говорит о необходимости разработки новых стратегий итактик оказания медико-социальной, а также клинико-психологической помощи19данным больным [13].Трансформация МВ из педиатрического летального в хроническое заболеваниевзрослых ставит перед современной клинической психологией задачу изученияадаптации к своему заболеванию у пациентов с МВ, а также определения факторов впервую очередь влияющих на данный процесс адаптации [3]. В данном контексте,безусловно, становится важным организация и проведение исследований в рамкахтеории совладающего (копинг-) поведения, широко распространенной и тщательноразработанной как в зарубежной, так и в отечественной клинической психологии.Несмотря на отсутствие отечественных исследований, посвященных клиникопсихологическим аспектам и вопросам адаптации к своему заболеванию у взрослыхпациентов с МВ, имеются работы, посвященные личностным особенностям, а такжемежличностным и детско-родительским отношениям больных МВ в детском иподростковом возрасте, которые, безусловно, представляют собой особую научнуюценность и достойны внимания.
Так, например, Ю.В. Боголепова и С.В. Пятова(1997) считают, что МВ существенно изменяет, прежде всего социальную ситуациюразвития подростка, ставит его в специфические условия жизнедеятельности.Последние заключаются в ограничении круга контактов с окружающими людьми,изменениисоблюденииуровняпсихическихрежима,диеты,возможностейвыполненииосуществленияразличныхдеятельности,лечебныхпроцедур.Заболевание в данном случае создает дефицитарные условия для развития личностичеловека.
Необходимо меняется внутренняя позиция по отношению ко всемобстоятельствам жизни. Ситуация, в которой развивается подросток с МВ,затрудняет процесс разрешения нормальных возрастных задач развития. Тяжелобольному подростку необходима тесная связь с родителями, как физическая, дляподдержания жизнедеятельности организма, так и эмоциональная, выраженная вовзаимной поддержке. Выход из-под родительской опеки затруднен. Требованиявозрастные и связанные с болезнью противоречат друг другу [15].При МВ имеют место проявления деформации грудной клетки и фалангпальцев, хронический кашель с большим количеством мокроты, запаздываниеполового развития и т.п.
Это может оказать значительное влияние на формированиенегативнойсамооценкиподростка,наегоположениесредисверстников.20Предварительное профессиональное самоопределение ограничено болезнью иявляется еще одним препятствием на дороге к самостоятельности.Авторы в результате проведенного исследования приходят к следующимвыводам: 1) в области отношений с родителями выявилась тесная эмоциональнаясвязь с семьей; 2) в области взаимоотношений с друзьями-сверстниками,наблюдаются трудности в общении и возникающее отсюда чувство одиночества; 3)личностныеособенностиподростковхарактеризуютсяамбивалентностьюсамооценки, изменением временной перспективы, тенденциями инфантилизма иэгоцентризма; 4) причинами амбивалентной самооценки являются, с одной стороны,безусловное принятие родителями, а с другой - низкий уровень достижений вдеятельности и сравнение себя со сверстниками; 5) признаки эгоцентризмаобусловлены концентрацией внимания семьи на больном ребенке, борьбе за егожизнь, и подросток также постоянно борется за свою жизнь; 6) ясно проявилосьвыраженное отрицательное отношение к болезни, воспринимаемой подростками как«небытие» или «покой».
Ситуация покоя вызывает тревогу и избегается. Какосновной компенсаторный механизм используется уход в фантазии [15].Т.Н. Войтович и А.П. Мащиц (2002) - указывают на преобладание у больныхМВ в психологическом «портрете» нарастающей с возрастом напряженности,проявляющаяся повышенной возбудимостью и раздражительностью, неадекватнойреакцией на окружающих, особенно по отношению к матери. Эмоциональнаянеустойчивость, повышенная раздражительность с возрастом меняются у частидетей на пессимистичность, стремление уйти «в тень».
Дети в силу тяжелойинвалидизации не могут находиться в коллективе, ограничивая свое общение сродителями (чаще с матерью), что также тормозит их развитие и усугубляетличностные особенности [22].Также авторами было установлено, что чем тяжелее течение болезни идлительнее анамнез, более выражены особенности характера негативной окраски,тем чаще встречаются девиантные формы поведения.У подростков 12-13 лет, больных МВ, происходит осознание своейнеполноценности, отличия от сверстников, что усугубляется прогрессированиемосновногозаболевания,обусловленнымраспространениемхронического21бронхолегочного процесса и появлением осложнений.Хроническая психотравматическая ситуация в семьях, имеющих ребенка сМВ, приводит к накоплению внутри- и межличностных проблем, формированиюпсихически незрелой личности, прибегающей к девиантному поведению каксуррогату межличностных взаимоотношений.Сохраняя интеллектуальный потенциал, дети больные МВ не могут получитьполноценное образование (учеба в школе, институте).
При этом высокая самооценка,формирующаяся у ребенка (во многом стараниями родителей, которые постоянновнушают ему идею о выздоровлении и его полноценности), заставляет егопланировать свою жизнь на долгие годы вперед. По мере прогрессирования болезниэти идеи терпят крах, что усугубляет депрессивное состояние. Это говорит о наличиисерьезной опасности социальной и психологической дезадаптации детей, больныхМВ [22].Данные эмоциональные особенности детей с МВ, по мнению авторов,обусловлены их амбивалентным, неустойчивым самоотношением. Самооценка,зачастую сформированная под влиянием родителей, во многих случаях не отвечаетпотребностям:ребенокстроитнеосуществимыепланы,у неговозникаютпотребности, но он их не в состоянии удовлетворить, ввиду своего физическогосостояния.
Указанные аспекты могут служить мишенями психотерапевтическихвмешательстввработепопреодолениюсоциальнойипсихологическойдезадаптацией детей, больных МВ [22].Ю.Е. Куртанова (2004) также приводит данные о тревожности детей с МВ, непревышающей нормы и низкой агрессивности. Наряду с этим, понятие «счастье» ониотождествляют с понятием «здоровье».
Автор полагает, что они осознают тяжестьсвоего заболевания [56].Качества, которые предпочитали бы эти испытуемые в других людях,выявлены не были. Основными потребностями этих детей являются материальноеблагополучие и выздоровление. По результатам исследования межличностныхотношений больных и здоровых детей Ю.Е. Куртанова констатирует своеобразие вразвитии коммуникативной сферы данной категории больных. Они, также как издоровые, имеют высокую потребность в общении, которая достаточно часто не22удовлетворяется. Тем не менее, они не отказываются от общения, но к старшемувозрасту не отдают предпочтения отдельным близким друзьям. Это может говоритьо поверхностности круга их общения.При изучении восприятия внутрисемейных отношений автор установила, чтодети с МВ отмечают благополучие семейной обстановки только в старшем возрасте,а в младшем часто считают свою семью недостаточной [56].При этом, взрослея, подростки с МВ ощущают невозможность выздоровления,что приводит к сужению их жизненных целей.















