Диссертация (1098878), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Однако не былипроведены исследования клинико-психологических параметров указывающих насистему отношений «личность – болезнь», и ВКБ в частности, с указанием мишенейповышения уровня адаптации к заболеванию у взрослых пациентов с МВ.Зарубежные источники содержат данные исследований психологическихаспектов течения МВ и адаптации к нему у взрослых пациентов с МВ.
Предметомисследования большинства работ являются приверженность лечению (MastersonT.L., 2007, 2008) и качество жизни (Gee L. et al., 2003), а также аспекты социализациипри трансформации оказания медицинской помощи от детей к взрослым (TuchmanL.K. et al., 2010). Попытки же описания и дифференциации психологических57факторов адаптации к болезни представлены единичными работами, большинствокоторых акцентирует свое внимание на восприятии болезни - понимании своегозаболевания как целостной системы со своими причинами, механизмами течения ивариантами возможных последствий (Sawicki G.S. et al., 2011), а также наобусловленном им совладающем с болезнью поведении (Abbott J. et al., 1997, 2001).Более подробно их соотношение представлено в модели когнитивных репрезентацийзаболевания Г.
Левенталя (Leventhal H. et al., 1980, 1983, 1990, 2001).Таким образом, на данный момент в современной научной литературепредставлено недостаточно данных, которые могли бы послужить теоретическойосновой для разработки подходов к психологическому сопровождению взрослыхпациентов с МВ.Как уже отмечалось ранее, муковисцидоз – неизлечимое на данный моментзаболевание, с ранней манифестацией и высокой вероятностью летального исхода.При этом возраст пациента положительно коррелирует с прогрессированиемзаболевания, нарастанием симптоматики и процедур лечения.
Режим лечения МВтребуетстрогогособлюденияприемалекарственныхсредствидругихнемедикаментозных процедур, число которых за сутки в общей сложностипревышает несколько десятков. Даже незначительное отклонение от режима леченияможет негативно отразится на показателях качества жизни и самочувствии в течениенескольких часов.Поэтому большинство исследователей ставили перед собой задачи изученияконкретных показателей контроля над болезнью и его лечением: приверженностилечению и качества жизни через призму совладающего поведения данных пациентов.Однако попыток описать психологический механизм, стоящий за выбором той илиинойстратегии,инаоснованиикакихличностных структур онможетформироваться, предпринято не было.Важным аспектом психологического исследования взрослых пациентов с МВявляется прижизненное формирование у них образа болезни.
Ввиду манифестациизаболевания на первом году жизни у них отсутствует как таковой образ здоровья, скоторым сопоставляется состояние болезни в норме. При этом в качестве«нездоровья» рассматривается критический период течения заболевания, а под58«нормальным» состоянием понимается умеренное течение болезни, без ярковыраженных болевых или других симптомов, снижающих качество жизни.Диффузный характер течения и проявлений МВ обуславливает необходимостьвыделениякогнитивных,эмоциональныхимотивационныхмишенейпсихологического вмешательства, входящих в систему единого психологическогоконструкта. В традиции отечественной психологии таким конструктом являетсявнутренняя картина болезни.На настоящий момент накоплена обширная база данных эмпирическихисследований,посвященныхВКБ.Приэтомвкачествецелиавторамирассматривалась дифференциация специфических особенностей ВКБ при различныхзаболеваниях (Султанова А.С., 2000; Горячева М.А., 2002; Заякин Ю.Ю., 2003;Большакова Е.В., 2004; Кондюхова Т.Н., 2004; Клетенкова Т.А., 2005; СулеймановаГ.П., 2005; Чебакова Ю.В., 2006; Рассказова Е.И., 2008; Бай С.А., 2009; КузнецоваА.А., 2009; Нелюбина А.С., 2009; Семиволос В.И., 2009; Федорова В.Л., 2009; ГреховР.А., 2010; Подосинова Т.В., 2010; Ятманов А.Н., 2010; Сирота Н.А., ЯрославскаяМ.А., 2011; Штрахова А.В.
и соавт., 2011; Ялтонский В.М., 2011; Нафанаилова Э.К.,2012; Строкова Е.В. и соавт., 2012 и др.).Несмотря на определенные достижения в исследовании ВКБ важнымпредставляется изучение соотношения общих тенденций поведенческой регуляцииболезни со структурными особенностями ВКБ пациента, т.к. поведение пациента вусловиях болезни может ускорить или замедлить, облегчить или осложнить течениезаболевания и его лечение. Повышение контроля над ходом течения заболевания истрогая приверженность многочисленным лечебным процедурам необходимы приведении пациентов с системными заболеваниями, такими как МВ.
Актуальнымявляется поиск ответа на вопрос: находят ли свое отражение те или иные искаженияпоказателей ВКБ в специфике совладающего поведения и если да, то в какихпозициях по отношению друг к другу они состоят: являются ли они сопоставимымипо объему и значению, включает ли один конструкт другой. Актуальным также вданном контексте представляется рассмотрение приверженности лечению в качестверазработанной совместно и согласованной пациентом и врачом стратегии терапии,59направленной на преодоление болезни и повышение интегративного качества жизнипациента.Для прояснения этой проблемы стоит определиться с теоретическим подходомк рассмотрению ВКБ.
Множеством авторов была предпринята попытка описатьструктуру ВКБ (Лурия Р.А., 1977; Конечный Р., Боухал М., 1982; Резникова Т.Н.,Смирнов В.М.,1976, 1983; Ташлыков В.А., 1997). Но в большинстве теоретическихразработок акцент ставился на каком-либо одном ведущем компоненте ВКБ, что непозволяло рассмотреть всю многомерную структуру отношений «болезнь-личность».В том числе, в большинстве подходов не находилось места для совместногорассмотрения совладающего с болезнью поведения пациента и его субъективныхпредставлений о болезни и лечении.
Именно по этому принципу нам представляетсяобоснованным рассмотрение внутренней картины болезни с точки зрения моделиВ.В. Николаевой (1986). Многоуровневое отражение болезни в психике пациента,содержащее наряду с чувственным, эмоциональным, интеллектуальным также имотивационный компонент позволяет более полно рассмотреть отражение болезни впсихике человека, включая и феноменологию совладающего с болезнью поведения.В рамках выбранной модели представляется возможным рассмотреть копингповедение и приверженность лечению в рамках мотивационного уровня ВКБ.
Здесьстоит обратиться к положениям концепции деятельности А.Н. Леонтьева (1971), врамкахкотороймотивацияобладаетдвумяведущимифункциями:смыслообразующей и побудительной. Из этого следует, что рассматриваядеятельность пациента в отношении болезни, следует учитывать тот личностныйсмысл, который содержит имеющееся заболевание, и который отражает ценностноеотношение пациента к своей болезни, а также те (копинг-) стратегии поведения,которые он применяет в соответствии с персональным смыслом болезни.Совладающее поведение в отношении болезни следует рассматривать в рамкахмотивационного компонента многоуровневой структуры ВКБ. При этом одно изосновных положений теоретического подхода к ВКБ указывает на возможностьустановления различных связей между ее компонентами.
Поскольку копингповедение современными авторами рассматривается как динамический процесс,включающий когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на60снижение влияния стресса (в данном случае – болезни) (Исаева Е.Р., 2009) [40], тонаиболее вероятно предположить существование связи данного конструкта споказателями когнитивного уровня ВКБ. Именно представления о болезни могутбыть рассмотрены в роли факторов влияющих на совладающее поведение пациента иего приверженность лечению.Для рассмотрения проблемы когнитивных репрезентаций в структуре ВКБстоит вернуться к объекту изучения данной работы – пациентов с МВ, одним изсамых распространенных среди наследственных заболеваний, но при этом и самыммалоизученным.
На начальных этапах исследования мы столкнулись с тем фактом,что выбранная нами тема нова и мало разработана. Но если среди отечественныхработ отсутствовали данные психологических исследований взрослых пациентов сМВ, то за рубежом такие источники имелись и к ним мы обратились для разработкиинструментария исследования и соотношения полученных в данной работерезультатов с уже имеющимися.Однаковзарубежныхлитературныхисточниках,посвященныхпсихологическим аспектам МВ термин «внутренняя картина болезни» не был намиобнаружен, поэтому стояла задача поиска схожего психологического конструктасубъективного реагирования на болезнь.
Как уже отмечалось, в нескольких работахпосвященных психологическим аспектам МВ в качестве такого конструктавыступало «восприятие болезни» («illness perception») - понимание своегозаболевания как целостной системы со своими причинами, механизмами течения ивариантами возможных последствий, включающей когнитивный и эмоциональныйкомпонент.Необходимо развести понятия «ВКБ» и «восприятие болезни», поскольку онисхожи по структуре, но если в первом случае акцент сделан на ее многоуровневойструктуре, то во втором – на ее динамическом аспекте.
Поэтому и за счет включениячувственного и мотивационного компонентов понятие «ВКБ» представляется болеешироким, чем «восприятия болезни».Восприятие болезни как психологический конструкт наиболее разработан врамках концепции когнитивных репрезентаций о болезни Г. Левенталя, которыевключают: понимание последствий своего заболевания, его течения, оценку61контроля болезни и его лечения, озабоченность заболеванием (смешанныйкогнитивно-эмоциональный параметр восприятия болезни), его идентификацию и др.На основе этих параметров складывается общая когнитивная оценка угрозыимеющегося заболевания для жизни и здоровья.















