Диссертация (1098878), страница 11
Текст из файла (страница 11)
К первым относятся достижение цели, обращение запомощью к другим людям, тщательное обдумывание проблемы и путей ее решения,изменение своего отношения к ситуации, изменения в себе самом, в системесобственных установок и стереотипов. Неконструктивные – пассивность, избегание,агрессивные реакции, импульсивное поведение, эмоциональные срывы и др.Использованиенеконструктивногоповедения,ригидныхмеханизмовпсихологической защиты в трудной ситуации приводят к нарастанию стрессовойнагрузки и истощению адаптационно-компенсаторных ресурсов человека, чтообусловливает снижение эффективности способов преодоления стресса [104].В.М. Ялтонским (2010) предложен подход к классифицированию способовсовладания, в основу которого положена их многомерность. Так, автор предлагаетдифференциацию способов совладания по выполняемым функциям:Дихотомия «совладание с проблемой (problem-focused coping) либосовладание с негативными эмоциями (emotion-focused coping)».
Проблемноразрещающее совладание направлено на устранение стрессора или уменьшениепоследствий его негативного действия, если он не может быть разрушен.Совладание, сфокусированнае на эмоциях, направлено на сведение к минимумувызванного стрессорами эмоционального напряжения.Дихотомия «взаимодействие со стрессором либо избегание его».Совладание, направленное на взаимодействие со стрессором (engagement coping) –это поведение, сфокусированное на разрешении проблемы и некоторые формыповедения,сфокусированногоориентированное наизбеганиенасовладаниисэмоциями.Совладание,стрессора (disengagement coping) составляетуклонение от взаимодействия с ним, на избавление от угрозы или связанной с нейэмоциямиДихотомия «приспособление, аккомодация к стрессовой ситуации либоопределение смысла, значения стрессовой ситуации». Совладание, сфокусированноена приспособлении к стрессовой ситуации (accommodative coping) направлено надействие стрессора.
В ответ на возникающие ограничения личность пытается52приспособитьсякстрессовойситуациииспользуяразличныестратегии.Сфокусированное на смысловом содержании совладание (meaning-focused coping)включает в себя поиск смысла негативного события для человека, исходя изимеющихся у него ценностей, убеждений, и изменение смысла целей и ответаличности на стрессовую ситуацию с помощью ее положительной переоценки.ДихотомияОпережающеепроцессов,«опережающеесовладаниепосредством(proactiveкоторыхлибовосстановительноеcoping)рассматриваетсялюдипредвосхищаютсовладание».какиликомплексобнаруживаютпотенциальные стрессоры и действуют упреждающе с целью не допустить начала ихдействия.
Восстановительное совладание (reactive coping), реагирующее на имевшуюместо проблемную ситуацию, сфокусировано на преодолении полученного ущерба,вреда или возникших в прошлом потерь [128].В.М. Ялтонский, Н.А. Сирота (2008) утверждают, что совладающее поведение– одно из центральных понятий в сфере психологии стресса и адаптации. Онопозволяет субъекту обеспечивать поддержание либо укрепление здоровья иблагополучия и способствовать их разрушению [131]. Болезнь, как критическоежизненное событие, предъявляет высокие требования к личностным ресурсам,адаптационномупотенциалу человека вприспособлениикизменившемусясоциальному и профессиональному функционированию.
Поэтому болезнь такжевоспринимается человеком как стресс, и тоже требует применения наиболееэффективного способа адаптации к ней, показателем которой следует считатьулучшение и/или стабилизацию состояния больного [127, 131].1.4. Психологические аспекты приверженности лечению пациентов смуковисцидозомТак как МВ является генерализованным и мультисистемным по клиническимпроявлениям заболеванием, то оно требует комплексного лечения.
К стандартулечения МВ относятся лечебная физкультура, физиотерапия, кинезиотерапия,муколитическая терапия, антимикробная терапия, терапия панкреатическимиферментами,витаминотерапия,диетотерапия,предупреждениеилечение53осложнений (например, цирроза печени) [13]. Лечебные процедуры при МВ требуютот пациента активной позиции, ответственного отношения к лечению, много времении внимания.Клиническая картина МВ представлена нарушением функционирования всехсистем организма. Ограничения в функционировании, а также мероприятия,связанные с лечением и уходом за собой, отражаются на других сферах жизнипациентов с МВ.
Поэтому изучение приверженности лечению и качества жизни уданной категории больных являются актуальными для современной клиническойпсихологии [3, 44].Под приверженностью лечению принято рассматривать степень соответствиямежду поведением пациента и рекомендациями, полученными от врача [33, 100].В.М. Ялтонским (2010) описана внутренняя картина фармакотерапии как основнойпсихологический концепт обуславливающий приверженность лечению у пациентов сразличными хроническими, угрожающими жизни заболеваниями [130].Однако в России пока нет работ, посвященных приверженности лечению средипациентов с МВ.
Зарубежные же авторы осуществили множество исследований поэтой теме, анализ которых и будет приведен ниже.J. Abbott et al. (2001) утверждают, что достоверная положительная корреляциямежду приверженностью лечению и положительным исходом болезни хотя ипредполагается, но не является абсолютной [135].
Полное соблюдение режималечения не гарантирует отличного здоровья, и осложняется тем, что все люди поразному реагируют на лечение. Полная приверженность к лечению, хотя и считается«золотым стандартом», но не является необходимой.Приверженность пациента лечению может проявляться как в отношенииприема препаратов, так и в других врачебных назначениях. Когда пациентуназначают определенный курс лечения, это базируется на знаниях из достоверныхисточников, и ожидается, что лечение будет повышать самочувствие иликонтролировать прогрессирование заболевания.
Поэтому логично предположить, чтонизкий уровень приверженности к лечению приносит вред. Однако когда речь идет отакой сложной и многокомпонентной схеме лечения, как при МВ, то возникаетмножество факторов препятствующих их соблюдению. Такими факторами могут54служить труднодоступность лекарственных средств, невозможность посвятитьлечению большую часть личного времени, больной может просто не успеватьвыполнять все требования, прописанные в схеме лечения [136, 137].Исследования, которые выявили бы предикторы формирования низкойприверженности лечению при МВ остаются неосуществленными.
Однако былиопределены основные группы факторов, определяющих уровень приверженностилечению – факторы, связанные с лечением, пациентом, его отношениями с врачом ивнешним окружением [140].Также среди причин, препятствующих соблюдения режима лечения, быливыделены три основных. Первая – пациенты чувствуют себя хорошо и безконкретной формы лечения. Вторая – пациенты считают состояние своего здоровьяне ниже состояния остальных больных МВ. Третья – пациенты уверенны, чтофизические упражнения способны заменить физиотерапию [180].
Смущение ивмешательство в социальную жизнь пациента – были ведущими причинами низкойприверженности к лечению ферментами.На сегодняшний день экспертами ВОЗ доказательно утверждается, что около50% больных полностью не выполняют врачебные рекомендации после выхода изстационара, что приводит к новым рецидивам, регоспитализациями, значительноутяжеляет и хронифицирует клиническую картину многих заболеваний, резкоповышает экономические затраты на лечение больных.
Данная статистикараспространяется и на больных МВ [170].Больные МВ придерживаются различных типов лечения в различной степени.40-53% - сторонники физиотерапии, 69-75% - считают полезной лечебнуюфизкультуру, 68-93% - принимают антибиотики, 81-97% - гормоны, 46-90% предпочитают витамины [136].Было много попыток оценить степень приверженности лечению МВ в США иевропейских странах. Была доказана связь низкого уровня приверженности иустойчивости организма к лекарственным веществам. Клинико-демографическиефакторы во многих исследованиях были оценены как предикторы формированияприверженности лечению.
Неблагоприятные психосоциальные факторы все чащеявляютсяпредикторамиформированиянизкойприверженностилечению.55Благоприятная семейная обстановка и социальная поддержка участвовали вформировании высокого уровня приверженности лечению [149].Напротяжениипоследнихпсихокоррекционныхмероприятий,пациентов,былиоднакопсихообразование,летповышающихпредложенысемейнуюописанонемногоприверженностьнекоторыетерапию,эффективныхмодели,лечениювключающиебихевиоральнуютерапию,психопедагогический и чисто дидактивный подходы. Однако анализироватьсравнительную эффективность различных подходов из-за больших различий вметодологии исследований представляется трудным.
Также была разработанаметодика, называемая комплаенс-терапией, сочетающая когнитивно-бихевиоральныеметодики с мотивационным консультированием, целью которой служит повышениеуровня приверженности лечению [33].Такимобразом,разработкаиоценкаметодовпсихокоррекцииипсихологической поддержки высокого уровня приверженности лечению, а также егосвязьсиндивидуальнымипсихологическимиособенностямипритяжелыххронических заболеваниях, в том числе при МВ, являются актуальными и входят вряд первостепенных задач современной клинической психологии и медицины.56ГЛАВА 2.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ2.1. Проблема исследования, цель, гипотезыСреди орфанных генетических заболеваний МВ, как уже отмечалось, занимаетпервое место по распространенности (1 случай на 2000-2500 человек средиевропейского населения). На данный момент в России диагностировано 2601 человекс МВ, примерно четверть из них – старше 18 лет. С уверенностью можно отметить,что в исследованиях данного заболевания имеется большой потенциал, посколькудостижения современной медицины обуславливают тенденцию стабильного ростапродолжительностижизниэтихпациентов.ПереходМВиззаболеваний,характерных для детского возраста, в хроническое заболевание взрослых пациентовставит перед современной клинической психологией задачу разработки принциповпсихологического сопровождения, главной задачей которого будет являтьсяадаптация к своему заболеванию и выявление факторов ее определяющих, а такжерешение вопросов социализации у взрослых пациентов с МВ.Отечественные психологические исследования МВ, в основном, проводилисьсреди детей и пациентов подросткового возраста, и их акцент был сделан наличностных особенностях (Войтович Т.Н., Мащиц А.П., 2002; Куртанова Ю.Е.,2004), аспектах искажения межличностных (Боголепова Ю.В., Пятова С.В., 1997),восприятии болезни подростками, их родителями и детско-родительских отношений(Дияжева Л.В., 2012; Дианова О.Н., 2013; Коннова А.О., 2013).















